Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:54, курсовая работа
Каждый человек с детских лет приобщается к коллективной деятельности. Первые уроки общения с другими людьми дети получают в семье, в коллективе сверстников, на улице, в школе, различных формах организованной коллективной деятельности – в игре, труде, учёбе. Коллектив – это форма вхождения молодёжи в общественные отношения взрослых и способ передачи опыта от поколения к поколению. К тому же и сами дети стремятся к постоянным или временным коллективам. Некоторые коллективные объединения имеют многолетнюю историю. К таким объединениям молодёжи можно отнести скаутское движение, пионерскую и комсомольскую организации, познавательные объединения молодёжи, деловые, культурологические и другие коллективы
Введение………………………………………………………..……………….3
Глава 1 Сущность детских и юношеских организаций
1.1 Сущность понятий детские и юношеские общественные организации.... 6
1.2 Детские и юношеские организации позитивной, негативной и нейтральной направленности………………………………………………….7
Глава 2 Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений
2.1 Роль детских и юношеских организаций в воспитании личности школьников…………………………………………………………………..…..24
2.2 Взаимодействие школы и детских и юношеских организаций в формировании нравственности личности……………………………….……..30
Заключение…………………………………………….…………………..….37
Список использованных источников………………
Деятельность подростков в этих объединениях позволяет преодолевать им личные недостатки, формировать уважительное отношение к себе и к другим людям. Бесспорен тот факт, что занятость в детских общественных объединениях влияет на развитие инициативности подростков, сдержанности, искренности, поддерживает эмоциональное здоровье, помогает избавиться от стереотипов. Безусловная ценность объединений в том, что, имея ярко выраженный социальный характер, они помогают реализовывать подростку то лучшее, что в нем есть. Многолетние исследования показывают, что около половины всех подростков стремятся к объединению, которое позволяет им в большей степени реализовать себя, найти единомышленников, компенсировать непонимание его взрослыми в школе и семье. Такое объединение возможно на различной основе. Если возникает группа позитивной направленности, то она способствует реализации программы саморазвития ребенка, формирует у него нормы поведения, гуманистическое мировоззрение. Но в реальной жизни стремление подростков к объединению может реализоваться в детских группах с асоциальной и даже с антисоциальной направленностью. При каких же условиях реализация потребности детей к объединению будет способствовать их адекватной социализации и интеграции в систему социальных отношений? Прежде всего, таким условием является создание разнообразных детских объединений и организаций, существенное влияние на жизнь которых должны оказывать профессиональные социальные педагоги. Совершенно неважно, кто создал детскую организацию – взрослые или сами дети. Общество должно сегодня быть готовым взять на себя ответственность за поддержку этих объединений. При этом очень важно, чтобы участие взрослых в детской организации не изменяло её самодеятельный характер. Дети должны воспринимать организацию как свою и понимать степень ответственности каждого за ее существование.
Совершенно недопустимо слияние детских организаций с другими социальными институтами. Именно слияние, а не взаимодействие. Такое слияние пионерской организации со школой привело в свое время к тому, что пионерская организация потеряла свою самостоятельность и превратилась для детей в обязательный атрибут школьной жизни.
Другое дело, равноправное взаимодействие, когда школа, семья, общественные организации и объединения взрослых являются равноправными партнерами детской организации, совместно решающими задачи социального воспитания детей. Сегодня детские организации востребованы как самостоятельный социальный институт, реализующий специфические социально-педагогические функции и имеющий свою нишу в гражданском обществе. Прежде всего, мы должны вести речь о функции приобретения социального опыта. Социальный опыт - это совокупность ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в экономической, политической и духовной сферах его жизнедеятельности. Формирование социального опыта возможно только через социальные пробы. Это те ситуации, в процессе которых ребенку необходимо решить какую-либо проблему: нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания), как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. В процессе освоения социального опыта реализуется принцип социального закаливания, который предполагает включение детей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закаливания являются: включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях; стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи детям в анализе проблем, социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В процессе деятельности детских организаций должна реализовываться такая социально педагогическая функция, как самореализации ребенка. Именно детская организация создает для ребенка поле реализации его потребностей и интересов. Основой для этого является развивающееся детское самоуправление. Именно тогда когда дети сами определяют содержание своей деятельности, сами планируют эту деятельность, принимают и реализуют решения, создаются условия для раскрытия их возможностей, развития их потенциалов.
Говоря о развитии самоуправления в детской организации, можно предположить, что именно самоуправление интегрирует потребности детей в самореализации через организацию разнообразных творческих дел. Развитие самоуправления в детской организации во многом зависит от способа организации общественно значимой деятельности детей. Между способом организации жизнедеятельности членов детской организации и удовлетворенностью ее результатами существует пря мая связь и зависимость. Поэтому, правомерно, говорить о зависимости результатов самореализации от способа организации той деятельности, в процессе которой она осуществлялась. Практика свидетельствует, чем лучше организована разнообразная деятельность детей, тем выше ее эффективность, тем больше у них возможностей реализовать себя.[1, с. 401]
2.2 Взаимодействие
школы и детских и юношеских
общественных организаций в
Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Если в школе, как важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском или молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее, исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.
Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности - путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединения детей и молодежи определяет возможность естественного сочетания социальных потребностей ребенка с возможностями образовательных учреждений.
Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи - одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений разного типа. При этом необходимо учитывать специфические особенности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, губительность единообразия, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей.
Социально-политические, нравственные и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Проблема формирования воспитывающей среды в детском объединении обусловлена социальной ситуацией, при которой на протяжении ряда лет ведется поиск оптимального использования потенциала детских объединений для социального и творческого развития детей, участвующих в их работе. Особое внимание при этом уделяется адекватному реформированию бывших пионерских организаций и центров детского творчества. Все это происходит на фоне противостояния двух диаметрально противоположных подходов к организации их деятельности. Отказавшись от стереотипных форм, обусловленных идеологическим подходом, одни из них стали формально объединять молодежь, другие продолжали решать задачу воспитания социальной активности детей, реализуя их потребность в общении и желании быть вместе с другими детьми, удовлетворяя её через формирование личностно-ориентированной компетентности. Тенденция гуманизации педагогики все больше определяет в качестве доминанты интересы человека, а следовательно, педагогическая деятельность в качестве главного ее результата рассматривает самореализацию и самоопределение ребенка в системе новых для него социальных отношений, через деятельность детских общественных организаций.
Актуальность проблемы формирования личностно-ориентированных компетентностей учащихся через деятельность детских общественных организаций вытекает из следующих противоречий между:
− недостатком сформированности социальной компетентности современных подростков и недостаточным взаимодействием различных социальных институтов в их формировании;
− ростом социальной активности подростков и несформированностью поля их самореализации в условиях рабочего поселка;
− потребностью детей в
квалифицированной помощи педагогов
и недостаточным социально-
Из выделенных противоречий вытекает проблема: каким образом воспитательная деятельность школы должна формироваться с учетом интересов детей на основе их добровольного участия? Решение этой проблемы будет способствовать развитию творчества, расширит возможности для общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.
Таким образом, очевидно, что процесс воспитания не может реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность общественных организаций и объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей, для удовлетворения их потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников, социализации личности.
При прохождении педагогической практики в средней общеобразовательной школе № 8 г. Речицы мною была изучена деятельность общественных и школьных организаций, действующих в данном учреждении. Из вышеперечисленных в школе действуют такие организации как БРСМ, БРПО. Деятельность этих организаций соответствует их уставам (глава 1, п. 1.2).
В школе дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую программу, менять их в зависимости от смены интереса, самим планировать сроки реализации программ. Сохраняя в основном свою организационную структуру, детские объединения призваны на новой гуманистической основе выполнять функции творческого развития, развития инициативы и самостоятельности школьников, формирования у них готовности к решению жизненно важных проблем и способствовать социальному самоопределению.
Детская школьная среда весьма дифференцирована, ребенок входит в разнообразные официальные и неофициальные группы. Между ними складывается довольно сложная система отношений, в которой не опосредованно или опосредованно участвует каждый ребенок. Значимыми для школьника являются его взаимоотношения с педагогами. Отношения с педагогами детского коллектива в условиях ограниченного социума поселковой школы – предмет особого разговора.
Среди многообразия отношений, в которые вступает современный ребенок, следует выделить отношения между участниками одного объединения, так как именно они определяют самочувствие ребенка в классе, в школе. Это отношения деловые и функциональные («отношения ответственной зависимости», по А.С. Макаренко), возникающие в процессе деятельности, функционально-ролевого общения, и эмоционально-психологические. Объединение повышает социальную значимость деятельности детей, делает их более взрослыми. Видя перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей, ребенок более успешно проходит этапы социализации личности, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
При построении воспитательной системы СШ № 8 моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, появлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе. Общность участников воспитательного процесса: учителей, учащихся, родителей, общественности − способствует созданию воспитательной системы школы. В процессе их взаимодействия формируются её цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.
Заявленные выше интегральные отношения могут быть диагностированы, сформированы и развиты в процессе воспитания в школе целостно. Ведущими в школе являются технологии творческого взаимодействия:
1.Совместная творческая познавательная деятельность:
− учителя и учащиеся становятся субъектами учебной деятельности, которая носит творческий, поисковый, исследовательский характер.
2.Коллективная творческая деятельность:
− учителя и учащиеся становятся субъектами деятельности и общения, в процессе которого создается коллектив. Отношения строятся на основе ценностного смыслового равенства.
3.Совместное
− учителя и ученики – субъекты самосовершенствования. В совместной рефлексии анализируются собственные проблемы, создаются ситуации, требующие целеполагания, выбора, самооценки.
Среда воспитательной системы школы постепенно расширяется, в направлении возрастания открытости. Коллектив школы стремится к созданию таких условий школьной жизни, в которых было бы интересно и весело жить, при этом используется богатое историческое наследие родного края. Создаются различные объединения по интересам: объединение юных поэтов («Литературные встречи», «Вдохновение»), экологическое («Экосистема»), разнопрофильные - «Рукодельница», «Палитра», а также спортивные и туристические объединения. Все объединения - это неразрывные между собой части, одно целое. Ребёнок не приходит ниоткуда и не уходит в никуда, а постоянно проходит ступени развития и становления личности, приобретая различные умения и навыки.
Принципы и условия детских объединений при общеобразовательной школе можно сформулировать как:
- открытость и доступность
– каждый учащийся может
- добровольность и творчество – свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
- равенство и сотрудничество
– выборный актив и рядовые
члены объединения занимают
- развитие и перспективность деятельности объединений.
Система воспитания в школе выстраивается как совокупность коллективных дел, позволяющих всем субъектам воспитательного взаимодействия актуализировать и реализовать собственный творческий потенциал, интеллектуальные, эстетические и другие потребности. При выборе годовых дел основной акцент делается на многопрофильность, разнообразие, на учет индивидуальных потребностей и интересов детей, педагогов, родителей. Сеть отношений школьного коллектива достаточно проста. Кроме администрации школы и педагогического совета, существует еще и совет школы, включающий в себя, кроме педагогов школы, родительский комитет, представителей обучающихся, начиная с девятых классов. Значительный вес имеют постоянные органы самоуправления: советы дела, советы дружины, президентский совет, совет лидеров детских объединений. Современная ситуация деполитизации детского движения, его ориентированность на гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения получили право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с различными государственными структурами. Сензитивным периодом для формирования детских объединений как школы развития лидеров является подростковый возраст, именно он является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе, к другим в этом мире. Выработка такой позиции требует целенаправленной системной работы.
Информация о работе Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений