Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:54, курсовая работа
Каждый человек с детских лет приобщается к коллективной деятельности. Первые уроки общения с другими людьми дети получают в семье, в коллективе сверстников, на улице, в школе, различных формах организованной коллективной деятельности – в игре, труде, учёбе. Коллектив – это форма вхождения молодёжи в общественные отношения взрослых и способ передачи опыта от поколения к поколению. К тому же и сами дети стремятся к постоянным или временным коллективам. Некоторые коллективные объединения имеют многолетнюю историю. К таким объединениям молодёжи можно отнести скаутское движение, пионерскую и комсомольскую организации, познавательные объединения молодёжи, деловые, культурологические и другие коллективы
Введение………………………………………………………..……………….3
Глава 1 Сущность детских и юношеских организаций
1.1 Сущность понятий детские и юношеские общественные организации.... 6
1.2 Детские и юношеские организации позитивной, негативной и нейтральной направленности………………………………………………….7
Глава 2 Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений
2.1 Роль детских и юношеских организаций в воспитании личности школьников…………………………………………………………………..…..24
2.2 Взаимодействие школы и детских и юношеских организаций в формировании нравственности личности……………………………….……..30
Заключение…………………………………………….…………………..….37
Список использованных источников………………
Ценности, которые составляют глубинный фундамент социально значимой деятельности объединения, влияют на выбор лидера внутри объединения. Именно за этим лидером все остальные члены объединения признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы. Программа «Лидер» призвана выявить подростков с лидерскими качествами и содействовать развитию их лидерского потенциала. При этом большое внимание уделяется педагогическому стимулированию лидерства, осуществляемому как непосредственно, так и опосредовано, на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащегося. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, где они могут проявить свои способности. Гуманистическая воспитательная система общеобразовательного учреждения создает возможности для развития и саморазвития личности школьника, при этом воспитательные возможности детского объединения в условиях поселковой школы, формирующие основы социальной активности личности, обусловлены добровольностью включения учащихся в вариативные виды социально-значимой деятельности: возможностями выбора средств для достижения поставленных объединением целей; предупреждением негативных последствий в процессе взаимоотношений обучающихся, педагогов, родителей; готовностью учащихся к самозащите собственных интересов при осознании своей социальной защищенности; учетом интересов учащихся, их творческих способностей, предпочтений и взаимодействий с педагогами. Готовность к взаимодействию с педагогами участников детских объединений школы представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся процессуальный, деятельностный и эмоциональный, который необходимо рассматривать в единстве с мотивационно-ценностным компонентом. Процесс взаимодействия участников объединения с педагогами предполагает последовательную смену состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую. В работе с коллективом объединения и отдельными его членами руководители объединения и сотрудничающие с ним педагоги решают общие воспитательные и образовательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности, взаимопомощи и т.д.
Взаимодействия такого вида можно рассмотреть на примере деятельности детского объединения «Экосистема» (первоначально это был кружок). Работа кружка носила эпизодический характер и строилась на создании условий, удовлетворяющих интересы учащихся. С 1998 года объединение детей насчитывало 40 человек, в основном это были дети из классов развивающего обучения Эльконина – Давыдова и Занкова. Затем объединение стало существовать как детская организация, как равноправное объединение детей и взрослых, функционирующее на основе устава и выдвигающее своей целью реализацию интересов объединившихся. В коллективном планировании рождались идеи, которые потом осуществлялись детьми. Юные экологи привлекали к своей деятельности не только своих одноклассников, но и учащихся других классов и даже родителей. Члены организации изучали биохимический состав воды близлежащих рек, чистили родники, собирали материал по истории Речицы. Главным в работе организации стала охрана окружающей среды. С 2001 – 2002 учебного года организация вплотную стала заниматься проектной деятельностью. Реализация проектов существенно зависела от многих субъективных факторов: индивидуального стиля педагога – руководителя организации, особенностей детей, специфики отношений в социуме. Результаты деятельности организации выражались в изменениях, которые происходили в учениках, и изменениях, которые происходили в их отношениях с окружающими. Так родились и были реализованы проекты «Миграция птиц», «Экология Речицы». Большое значение для развития организаторских способностей участников объединения имеют многочисленные поездки, байдарочные походы, профильные лагеря, конференции, встречи, общение со сверстниками из других регионов, различные творческие игры, способствующие развитию их фантазии, развитию коммуникативных способностей. Деятельность организации «Экосистема» стала системообразующей в школе. В ней заинтересованы все субъекты педагогического процесса. Интересы участников организации связывают воедино учебную и внеучебную деятельность, по сути, способствуют целостному образованию. Организуемое на добровольных началах, оно всегда носит творческий характер и реализует познавательную функцию, предоставляет детям возможность для самореализации и самоопределения. Дети, занимающиеся в «Экосистеме», владеют способами организации творческой и исследовательской деятельности, педагогов же эта деятельность стимулирует к поиску творческих путей организации учебно-познавательной деятельности. Каждый педагог, взаимодействующий с участниками объединения, заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Данная работа особенно необходима для участников объединения во время оформления научного исследования и представления его на конкурс.
Взаимодействие участников объединений с педагогами школы и руководителями самих объединений происходит в повседневном общении и окупается значительным качеством педагогической работы, удовлетворением от научной деятельности, как у самих участников объединения, так и у педагогов. Таким образом, говоря о целесообразности организации воспитательной деятельности с учетом интересов детей на основе их добровольного участия, когда урок является ее неотъемлемой частью, привлечение обучающихся к участию в детских объединениях в значительной степени повышает его эффективность, способствует развитию творчества, расширяет возможности для общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Обучающиеся, занимающиеся в детских объединениях, более любознательны, эрудированны, как правило, больше читают, лучше владеют речью. Участники различных объединений активнее участвуют в обсуждении проблемных ситуаций, дискуссиях, используют опыт работы объединения. Эффективность урока повышается за счет отношений сотрудничества, которые сложились между педагогом и детьми в процессе взаимодействия в детских объединениях и организациях. Процесс воспитания не сможет реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность общественных организаций и объединений.
[4, с. 341]
В данной работе была показана важность детских и юношеских общественных организаций. Ведь если в школе, как в важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций, то в детском или молодёжном объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою жизнь исходя из личных интересов, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.
Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных детских и юношеских общественных организаций. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.
Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования – основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности.
Детские организации имеют большие воспитательные возможности:
- Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
- Разумно организованный досуг детей в среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
-Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
- Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства» - самого ценного в жизни растущего человека.
В данной работе были выполнены следующие задачи:
1. раскрыта сущность детских и юношеских общественных организаций и объединений;
2. изучено содержание позитивно, негативно и нейтрально направленных детских и юношеских общественных организаций и объединений;
3. показана роль детских и юношеских общественных организаций и объединений в воспитании личности школьников;
4. влияние школы и детских и юношеских общественных организаций и объединений на формирование нравственности личности.
Подростковые общественные организации делятся на позитивные, негативные и организации нейтрального содержания. Примеры позитивно направленных организаций – БРПО, БРСМ, скауты оказывают положительное влияние на развитие и формирование личности. Преподаватели высших учебных заведений отмечают, что члены организаций, поступив в университеты, быстрее адаптируются. Их отличает системность, целеустремлённость, самостоятельность в получении знаний.
Также в работе были рассмотрены тоталитарные секты и неофашистские организации. Из всего разнообразия религиозных организаций деструктивного характера были рассмотрены «Белое Братство» и «Семья». В доктрине "Белого Братства" четко прослеживается человеконенавистничество и злоба ко всему человечеству, за исключением 144 000 "избранных. Наибольшую опасность для психического и физического здоровья адептов и вообще общества представляет в доктрине "Белого Братства" тема жертвоприношения. Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15-16-19 лет. Со временем деятельность секты стала вызывать резкие протесты родителей, чьи дети попали в "семью". Были созданы комитеты по их спасению. И, тем не менее «Семья» благополучно функционирует и по сей день.
Опаснейшей общественной организацией также можно назвать организацию скинхэдов. На сегодняшний день «бритоголовое братство», в своей общей массе, представляют футбольные, реже хоккейные, фанаты.
Одной из важнейших проблем детского общественного движения является «выталкивание» детских общественных формирований из стен школ, других общеобразовательных учреждений. Многие директора школ, например, считают перспективу появления вновь в стенах своих учреждений детского общественного объединения нежелательной. Среди педагогов есть, конечно, немало таких, кто откровенно ностальгирует по временам минувшим, но, увы, не так уж много тех, кто рискует сам заняться созданием детского общественного объединения.
Для привлечения школ рекомендуется:
- в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей предусмотреть ставку для куратора детских организаций;
- выделить в образовательных учреждениях помещения для работы детских и молодёжных общественных организаций и объединений во внеурочное время;
- создать условия для занятий по интересам для участников этого объединения, а также мероприятия самого объединения (сборы, встречи актива и т. д.);
- в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения предусмотреть совместные акции, проекты.
Не стоит забывать, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности: выражаясь детским языком, делала её более «взрослой».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Байбфодова, М. И. Рожков. – Москва; ВЛАДОСпресс, 2004, С. 344, 401.
Информация о работе Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений