Приемы и использование различных видов текстов на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть эффективные приемы использования различных видов текстов на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
В соответствии с поставленной целью была сформулирована гипотеза: эффективное формирование механизмов чтения школьников на английском языке происходит с помощью различных видов текстов.
Объектом исследования являются тексты разных видов.
Предметом исследования является процесс формирования умений и навыков работать с текстами различного характера при обучении английскому языку на среднем этапе обучения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава I. Теоретическое обоснование темы ………………………………
7
1.1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности……….
7
1.2. Критерии отбора текстов для чтения
12
1.3. Работа над текстами разных видов……………………………….
1.4 Эффективные приемы работы с различными видами текстов
18
21
Выводы по главе I………………………………………………………..…
28
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы …………...
30
2.1. Подготовка эксперимента…………………………………..…….
30
2.2. Проведение формирующего эксперимента………………………
35
2.3. Проведение и анализ итогового эксперимента ……………….…
51
Выводы по главе II…………………………………………………………
55
Заключение…………………………………………………………………...
56
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Приемы и использование различных видов текстов на уроках английского языка.docx

— 136.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Департамент образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новороссийский социально-педагогический колледж»

Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Приемы и использование различных видов текстов на уроках английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Автор: Шевцова Кристина Константиновна

                                         Курс 5 группа А-9-5

                                         Специальность 050303

                                                                        «Иностранный язык»

                                           Научный руководитель: Воскобойникова Н.Н.

                                             Рецензент: Панина Л.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск, 2012

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава I. Теоретическое обоснование темы ………………………………

7

1.1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности……….

7

1.2. Критерии отбора текстов для чтения

12

1.3. Работа над текстами разных  видов……………………………….

1.4 Эффективные приемы работы с различными видами текстов

18

21

Выводы по главе I………………………………………………………..…

28

Глава II. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы …………...

30

2.1. Подготовка эксперимента…………………………………..…….

30

2.2. Проведение формирующего  эксперимента………………………

35

2.3. Проведение и анализ итогового эксперимента ……………….…

51

Выводы  по главе II…………………………………………………………

55

Заключение…………………………………………………………………...

56

Список литературы………………………………………………………….

58

Приложение…………………………………………………………………..

62


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Областью исследования является методика обучения английскому языку.

Чтение литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Так же способствует воспитанию личности ребёнка, развитию его эстетического сознания, формированию мировоззрения. Литература помогает активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность слова, расширяет представление о мире.

При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Чтение заключается в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности автора. Благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях деятельности. Уроки чтения бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.

Задача учителя при этом заключается не только в том, чтобы научить учащихся читать и понимать тексты на изучаемом языке, но и привить любовь к чтению. С этой целью учащихся необходимо приобщать к чтению художественной, публицистической, научной и другой специальной литературы на иностранном языке.

В старших классах усложняется тематика и проблематика общения. В условиях классно – урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический языковой материал для оформления собственного высказывания. Учителя не всегда используют эффективные приемы работы с текстами, которые позволяют максимально сократить затрачиваемое время на уроке и выбирают вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомление, просмотр, поиск), соответственно учащиеся не работают продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического, официально-делового стилей, понимать их специфику. В наше время не уделяется должного внимания этой проблеме. Это связано с появлением большого количества других источников информации.

Данные противоречия помогли нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы механизмы формирования умений и навыков при работе с текстами разных видов на уроках английского языка на среднем этапе обучения.

Цель работы: рассмотреть эффективные приемы использования различных видов текстов на уроках английского языка на среднем этапе обучения.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована гипотеза: эффективное  формирование механизмов чтения школьников на английском языке происходит с помощью различных видов текстов.

Объектом исследования являются тексты разных видов.

Предметом исследования является процесс формирования умений и навыков работать с текстами различного характера при обучении английскому языку на среднем этапе обучения.

Для достижения намеченной цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Обобщить исследования, посвященные  психологической природе чтения  на иностранном языке, и на  этой основе выделить механизмы, подлежащие формированию в процессе обучения чтению.

2. Определить пригодность текстов или их частей для речевой практики через критерии отбора.

3. Рассмотреть эффективные приемы использования различных видов текстов на уроках английского языка.

4. Разработать упражнения, формирующие  механизмы чтения на английском языке на начальном, среднем и заключительном этапах обучения.

5. Разработать упражнения, формирующие механизмы чтения на английском языке на начальном, среднем и заключительном этапах обучения.

6. Экспериментально проверить эффективность предлагаемых упражнении.  
     Методы исследования: теоретические:

- анализ литературы по исследовательской  деятельности;

-  конкретизация, сравнение используемых  явлений;

- обобщение и описание передового  педагогического опыта.

Эмпирические: эксперимент; контрольный срез; наблюдение.

Количественный: сравнение, шкалирование.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Выготский Л.С., Бим И.Л., Рогова Г.В., Соловова Е.Н., Цветкова З.М., Фоломкина С.К., Цетлин В.С., Гурвич П.Б.,

Этапы исследования.

На первом этапе: анализ литературных источников; подбор материала; определение научного аппарата исследования; уточнение основных понятий; разработка программы исследования и методики эмпирической проверки гипотезы; создание базы опытно-экспериментальной работы; проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе: выполнение формирующего эксперимента; моделирование и реализация условий, обеспечивающих эффективное формирование навыков чтения на английском языке; разработка и апробация методики применения данной технологии.

На третьем этапе: проведении итогового эксперимента; анализ, систематизация и обобщение полученных результатов; формулировка основных теоретических выводов и практических рекомендаций.

Опытно-экспериментальная база исследования: 6 «А» и 6 «Б» классы МАОУ лицей «Морской Технический» г. Новороссийска.

Практическая значимость исследования: данное исследование позволяет сделать вывод о состоянии проблемы в средней школе, а также о типичных затруднениях и проблемах учителей по организации и проведению аспектных уроков по развитию навыков чтения на английском языке. Какие конкретные приемы и технологии следует применять на каждом этапе внедрения этого вида речевой деятельности в учебный процесс. В данном исследовании приведены практические рекомендации, методические приемы и задания по формированию навыков чтения на английском языке.

Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование темы

 

 

 

1.1. Чтение как самостоятельный  вид речевой деятельности

 

 

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, если мы читаем с целью получить необходимую информацию из текста. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков, поскольку:

  1. Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

  1. Коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

  1. Упражнения на формирование и обработку всех языковых и речевых навыков также строятся «... с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям» [39].

В настоящее время основное внимание уделяется развитию навыков устной речи, и невольно учитель всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи. Чтение на уроке как бы утрачивает свою самостоятельность и превращается в атрибут устной речи, а материал для чтения - лишь в дополнительной стимул для развития навыков говорения.

Обучение чтению как процессу извлечения информации из печатного источника подменяется «проработкой» материала чтения вслух, вопросно-ответной формой работы, переводом, пересказом и т.п. Чтению как речевой деятельности почти не учат: оно все время выпадает из поля зрения учителя.

Было бы несправедливо, однако, искать причину такого положения в том, что устная речь заняла одно из главных мест в обучении и как бы вытеснила чтение. Она не вытеснила чтение, а подчинила его себе, чего не должно быть. Устная речь и чтение - два вида речевой деятельности. При всей их взаимосвязи они имеют свою специфику. «Как неправомерно было бы обучать устной речи на основе только печатных текстов, без применения других   средств,   стимулирующих   высказывание,   так   нецелесообразно   и неэффективно обучать чтению только на основе устной речи» [10] .

Существует много различных классификаций видов чтения. В основе каждой из них лежат разные принципы. Так, одни авторы разделяют чтение на виды по психологическим особенностям их восприятия: переводное - беспереводное, аналитическое - синтетическое; другие авторы - по условиям их выполнения: самостоятельное или несамостоятельное, подготовленное -неподготовленное; по обилию прочитываемого: экстенсивное - интенсивное и др. В настоящее время получила распространение «... классификация чтения, предложенная С.К. Фоломкиной, на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.» [39].

Синтетическое чтение - чтение, при котором внимание читающего полностью или главным образом сосредоточено на содержании, причем это содержание воспринимается синтезировано и быстро.

Аналитическое чтение - чтение, при котором внимание читающего частично отключается на языковое оформление текста, отсюда это чтение протекает гораздо медленней.

Синтетическое чтение учит пониманию простых текстов, без применения анализа и перевода. Аналитическое чтение служит средством понимания   более   сложных  текстов,   включающих  отдельные  трудности, которые могут быть преодолены только с помощью чтения и перевода. Раньше считалось, что начинать обучение надо с аналитического чтения, т.к. оно является базой для синтетического. Но такой подход оказался неэффективным, т.к. в этом случае учащиеся не учатся читать без словаря, не доверяют своим знаниям, переводят весь текст подряд, даже простые предложения, не умеют пользоваться языковой догадкой.

Начинать учить синтетическому чтению оказалось эффективнее, т.к. учащиеся овладевают умением понимать отрывки из текста, не прибегая к помощи словаря и, таким образом, чтение более сложного текста протекает нормально, без мучительной дешифровки. Незнакомый языковой материал может встретиться и в процессе синтетического чтения, который не должен препятствовать пониманию. Предпосылки понимания в этом случае обеспечивается следующим:

Информация о работе Приемы и использование различных видов текстов на уроках английского языка