Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Диплом передел.docx

— 81.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Тема выпускной  работы:

Принципы и  методы исправления недостатков  характера младших школьников

 

 

 

 

 

Выполнил:

Соловьева Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново,2012

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения  подростков…………………………………………………………………………6

    1. Девиантное поведение………………………………………………………6
    2. Поведение человека…………………………………………………………7
    3. Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
    4. Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
    5. Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
    6. Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13

2.1.    Причины и условия девиантного поведения……………………………..17

2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33

2.3. Достижение исправления  характера………………………………………..42

3.1. Классификация методов  коррекции………………………………………….44

Список используемой литературы………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый из нас ежедневно  сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и  дурным. По мнению большинства лиц, внимательно изучавших маленьких  детей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще  легко утвердить свое влияние  и создать необходимые условия  для образования твердого характера. Е.В.Змановская, А.Д.Гонеев, А.А.Осипова, В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецова, В.А.Крутецкий, Л.Д.Столяренко, Г.М.Андреева и другие специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющееся поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряжённость термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Многообразие подходов проявляется  и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.

Отклоняющееся поведение  занимает свою собственную нишу в  ряду психических феноменов. Оно  существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические  расстройства и т.д. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся  поведение выражает социально-психологический  статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

Становится понятно, что  роль родителей в этой проблеме велика. Если они смотрят на свою задачу сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту подчас роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированию характера.

Очевидная сложность определения  изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «проступок, действия человека, не соответствующие  официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам». В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в  данном обществе нормам и ожиданиям».

На грани двух тысячелетий, в условиях глубоких социальных перемен, происходящих в России, идёт перестройка  психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей  и социальных ролей. И если для, одних такие преобразования проходят сравнительно легко, то для других они становятся личной трагедией, приводя к депрессии, дискомфорту, стрессам, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству, социальной деградации, правонарушениям. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся несовершеннолетние. Они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме, что, в свою очередь, замедляет их личностное развитие.

Цель государственной  социальной политики по улучшению положения  детей в стране - преодолеть нарастание негативных тенденций и обеспечить необходимые предпосылки полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального  развития молодого поколения, реализуя тем самым и конституционные  нормы, и международные обязательства  России перед мировым сообществом.

Из актуальности данной темы выдвигается проблема:

- каковы особенности психического  развития подростков с отклонениями  в поведении и психолого-педагогической  коррекции отклоняющегося поведения  подростков.

Объектом исследования выступает  процесс определения особенностей психического развития подростков с  отклонениями в поведении и процесс  организации коррекционно-педагогической работы с подростками с отклонениями в поведении.

Предмет исследования - методы, формы, педагогические условия, содержание коррекционно-педагогической работы.

Цель исследования:

- на основе теоретического  исследования определить особенности  психического развития подростков  и особенности психолого-педагогической  коррекции отклоняющегося поведения  подростков.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить состояние проблемы: особенности психического развития подростков с отклонениями в поведении  в психолого-педагогической теории и практики.

Определить роль и место  психолого-педагогической коррекции  отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе.

Классифицировать наиболее эффективные методы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

На основе выше изложенного  выдвигается гипотеза:

если выявить и знать  особенности психического развития подростков с отклонениями в поведении, использовать эффективные методы, формы  психолого-педагогической коррекции  отклоняющегося поведения подростков, то будет прослеживаться тенденция  к снижению числа подростков с  отклонениями в поведении.

Глава1.Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия: «правонарушение», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».

1.1.Девиантное  поведение

Девиантное поведение (от лат. devato – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В философии и этике поступок трактуется как клеточка нравственной деятельности, рассматриваемой с точки зрения единства мотива и его последствий, намерений и практических дел, целей и средств. Поступок – единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами.

В психологии поступок рассматривается  как сознательное действие, как акт  нравственного самоопределения  человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении  к другому человеку, к самому себе.

С юридической точки зрения, проступок – это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие.

Поступок в отклоняющемся  поведении – действие или бездействие человека, выражающееся в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т.д. При таком разнообразии проявлений и выражений поступка как части, единицы социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее.

1.2. Поведение человека

Поведение человека – это: 1) сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа; 2) общение; 3) практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностными отношениями; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.

Поведение охватывает все  поступки человека полностью как  особый вид взаимодействия с окружающей средой. В поведении имеется внутренний план действия, в котором проявляются  сознательно выработанные намерения  и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. То есть поведение выступает как единство мотивационно-ценностной и опера-циональной сторон человеческой деятельности.

Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

–      первый – отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);

–      второй – нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;

–      третий – правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

–      четвертый – отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.

В других классификациях отклоняющееся  поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

–      отклонения социально-пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы;

–      отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку;

–      отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности.

Как всякое действие, отклоняющееся  поведение имеет механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены  психобиологическими особенностями  личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

Соответственно девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях таких, как:

–     особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и эффективность и др.);

–     социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников