Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Диплом передел.docx

— 81.49 Кб (Скачать файл)

Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практику взаимосвязей со взрослыми людьми. Подростки из таких семей обычно испытывают затруднение в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками.

Фактором, влияющим на структуру  семейного общения, может оказаться  и то, что один из родителей в  силу определенных причин (командировки, длительное отсутствие в семье или  просто нежелание заниматься воспитанием  ребенка и др.) как бы самоустраняется  от процесса воспитания, а следовательно, и общения с ним. В настоящее время у нас, наряду с открытой безотцовщиной, существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участия в воспитании детей. Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на подростков в сочетании с другими факторами, в частности с уровнем общего и педагогического образования родителей, характером их взаимоотношений в семье, содержанием общения и пр.

Еще одним показателем  благополучия семьи и ее влияния  на ребенка является отношение к общественным нормам и ценностям – в них ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуру общения, в более позднем возрасте они являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.

Взаимоотношения родителей  и отношения с детьми влияют на характер и содержание общения, в  то же время общение корректирует отношения, развивает и обогащает  их.Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляются во взаимодействии членов семьи. Если отношения между членами семьи эмоционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же отношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок.

Выделяется несколько  видов неправильного воспитания, которые складываются в ходе педагогически  неверных взаимоотношений между  родителями и детьми.

Так, гипопротекция проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителей. Крайняя форма гипопротекции – полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей за детьми, равнодушия к их интересам, потребностям. Ребенок живет своей жизнью, до которой никому нет дела.

Доминирующая гиперпротекция проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка, постыдной слежке за его действиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведет, особенно в подростковом возрасте, к протесту, желанию скрыться от родительского контроля. Потворствующая гиперпротекция сводится к вседозволенности, стремлению освободить ребенка от обязанностей, постоянному восхищению его мнимыми талантами и способностями, что ведет к конфликту с окружающими.

Эмоциональное отвержение – воспитание «по типу Золушки» – создает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка в семье.

Противоречивое воспитание возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой – по типу эмоционального отвержения. Эти и другие типы взаимоотношений между родителями и детьми приводят к конфликтной ситуации во внутрисемейных отношениях или за пределами семьи между подростками и сверстниками, другими взрослыми, что на фоне особенностей подросткового возраста или акцентуации характера приводит к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних.

Конфликтные отношения в  семье между супругами могут  возникнуть также и в том случае, когда у супругов имеются разные представления о своих обязанностях друг перед другом, несходство в  ожиданиях, которые складывались до брака; они совершают ряд действий, не совпадающих с принятыми для  себя правилами поведения.

Отрицательные отношения  между родителями также могут  возникнуть в ситуации неадекватного  подхода к решению некоторых  экономических и бытовых вопросов, могут быть обусловлены несогласованностью в выборе методов воспитания детей, разным уровнем общего и педагогического  образования и т.д. Как правило, в этом случае неустроенность отношений  между родителями ведет к утрате гармоничности и эмоциональной  полноценности общения с детьми.

Выделяются «педагогически несостоятельный», «педагогически пассивный» и «антипеда-гогический» типы семей.

Первый тип семей – педагогически несостоятельные – характеризуется тем, что родители проявляют определенную активность в воспитании детей, но делают это неумело. Их воспитательные воздействия на подростков непоследовательны и необоснованны.

Второй тип семей – педагогически пассивные. Их педагогическая несостоятельность заключается в том, что родители не проявляют необходимой социальной активности. Они в силу объективных причин (длительная болезнь, частое отсутствие, большая занятость) или причин субъективного характера (отсутствие единой точки зрения на проблемы семьи, разлад между родителями, частые ссоры и конфликты) не могут должным образом обеспечить правильное воспитание. В таких семьях взаимоотношения между родителями напряжены, конфликтны, проявляются во взаимном равнодушии или неприязни.

Третий тип семей – антипедагогические – своим поведением, отношением к общественным нормам формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей. В таких семьях складывается потребительская психология, неуважительное, а иногда просто пренебрежительное отношение к общественным нормам и ценностям, к людям и их делам. Родители своим поведением (накопительство, стяжательство, иногда пьянство, разврат) создают в семье антипедагогическую обстановку, проявляют мнимую осведомленность о характере внесемейного общения своих детей.

Таким образом, манера и характер отношений и семейного общения, независимо от желания и воли ребенка, становятся той базой, на основе которой  строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность  в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной  среде, в сфере стихийно-группового общения.

Стихийно-групповое общение – важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения.

Внешкольное групповое общение – процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми при межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение подростков и происходящий в различных группах и коллективах вне школы. 

Можно выделить следующие  признаки подростковых групп общения:

• они разновозрастны и разнообразны но социальному составу;

• невелики по количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны;

• формируются в основном по признаку места жительства;

• в них довольно высокий  уровень интенсивности общения.

Социально-педагогические параметры  группового общения педагогически  запущенных подростков в ряде случаев  имеют довольно близкое сходство с параметрами групп обычных  школьников, за исключением более  существенных различий в уровне интенсивности  общения. Это объясняется дефицитом  их общения в организованных группах  и коллективах 
(в семье, в школе). Вместе с тем в групповом общении педагогически запущенных детей есть и ощутимые отличия. Если у обычных школьников пик общения приходится на дневное время, когда они встречаются со сверстниками в различных кружках, секциях, в клубах по интересам, то у педагогически запущенных подростков рост интенсивности общения приходится на вечернее время, когда снижается к ним внимание со стороны семьи (родители заняты домашними делами) и школы (закончились занятия, прекратили свою работу кружки и секции).

Общение не может происходить  без отношений к ценностям, по поводу которых происходит волевой, мотивированный обмен информацией и психологическое взаимоотношение индивидов,  
т.е. без предмета общения, который определяет содержание и направленность группового общения педагогически запущенных подростков.

Содержание группового общения  и его направленность имеют большую  воспитательную силу, оказывают влияние  на формирование личности подростков иногда более сильное, чем целенаправленное воспитательное воздействие. Через призму группового общения идет восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества.

Одним из факторов проявления ценностных ориентаций личности подростка  являются егоинтересы и потребности, отношения к предметам и явлениям природы и общества, к коллективу, отдельным личностям, к самому себе. Ценностные ориентации в групповом общении зависят от вида деятельности, интересов и увлечений, объединяющих членов групп. Структура, содержание и направленность общения подростка с девиантным поведением имеют свою специфику. Например, первое место четко занимает интерес к общению в группе, затем идет обсуждение личных дел и похождений, часто возникает проблема – как найти себе развлечение. Далее следуют: интерес к спортивным новостям, техническим темам, затем общение по поводу литературы, музыки, кино, и замыкает таблицу интересов общение по поводу общественных событий.

Анализ содержательной стороны  группового общения педагогически  запущенных подростков показал, что  оно поверхностно, ситуативно, малоинформативно; чаще носит аффективный характер. Отсутствие сколько-нибудь серьезной общественно значимой деятельности в стихийных группах педагогически запущенных подростков делает их общение общественно нейтральным, т.е. находящимся в стороне от основных социальных проблем, или закладывает тенденции асоциальной направленности, которая проявляется не только в общении, но и в деятельности подростков. Речь педагогически запущенных подростков перемежается бранными словами, циничными выражениями, нецензурной бранью, жаргонными оборотами. У педагогически запущенных подростков жаргон – своеобразный «опознавательный знак», который показывает принадлежность подростка к определенному кругу общения.

Выделяется три основных типа группового общения педагогически  запущенных подростков: общественно  нейтральный, асоциальный и переходный, включающий отдельные элементы как  одного, так и другого типа.

Первый тип группового общения – общественно нейтральный. Такой тип общения характерен для групп, которые только начинают формироваться, и уровень педагогической запущенности подростков, входящих в них, еще невысок. Группа пока не имеет общих интересов и единого вида деятельности. Общение непостоянно, ситуативно, часто меняется. Темы разговоров – случайны, эпизодичны.

Второй тип группового общения – переходный, совмещает в себе как элементы первого типа, так и отдельные элементы третьего типа общения. Этот тип обычно присущ группам, в которых черты педагогической запущенности ясно просматриваются. Структура круга общения сложилась, обычно она замкнута, но еще остались связи с педагогически организованной средой, пространственно-временные параметры общения более стабильны. Содержание общения не несет в себе общественно значимой информации, все сильнее замыкается на характере межличностных отношений.

Третий тип группового общения – асоциальный (17% групп). Обычно он присущ сформировавшимся группам педагогически запущенных подростков, которые имеют относительно высокий уровень запущенности. Структура круга общения закрепилась, четко прослеживается, включает в себя личностно значимые для подростков группы и коллективы. Связь с педагогически организованной средой слабая или почти отсутствует.  Группу объединяют нездоровые интересы и потребности; микроклимат в группе отрицательный, формирующий потребительскую психологию.

Анализ группового общения  педагогически запущенных подростков показывает, что оно малосодержательно  и асоциально направлено, негативно  сказывается на поведении подростков.  
В зависимости от уровня педагогической запущенности и типа группового общения, направленность их общения дифференцируется от общественно нейтральной и пассивной до ярко выраженной асоциальной.[5,c.56]

Отклонения в поведении  появляются и проявляются постепенно. Поэтому данную закономерность отклоняющегося поведения можно определить следующим  образом: по мере перехода из одного возраста в другой, взросления человека различные  отклонения в его поведении могут  усиливаться, усугубляться и прогрессировать, превращаться из незначительных недостатков  характера в устойчивые негативные качества личности и отрицательные  формы поведения.[11,c.98]

Феномен отклоняющегося поведения  достаточно часто проявляется и  потому требует исследования механизма  деформации личности на разных возрастных этапах ее развития. Отклоняющееся  поведение развивается постепенно и проходит определенные стадии, имеет  в своей основе комплекс доминирующих причин, признаков, тенденций. Их знание помогает выявить психолого-педагогический механизм деформации поведения молодых  людей, являющийся результатом сложного диалектического и противоречивого  процесса, развитие которого проходит определенные стадии, соответствующие  возрастным особенностям ребенка как  индивида, человека и личности.[7,c.39]

Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников