Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Диплом передел.docx

— 81.49 Кб (Скачать файл)

Педагогически запущенный ребенок – это ребенок, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного школьника обусловливают его неадекватные реакции на педагогические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств. Для данной категории детей характерны: хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты, приобретение вредных привычек и др.).

Социально запущенные дети и подростки – это трудновоспитуемые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения; резко сужена сфера социальных интересов. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формирование и социальное развитие происходят под влиянием асоциальных подростков и их групп, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и др.).

Таким образом, социальная и  педагогическая запущенность тесно  взаимосвязаны с трудновоспитуемостью, взаимодополняют и углубляют друг друга, при определенных условиях ведут к правонарушениям. Поэтому их предупреждение и ликвидация требуют комплексных социально-психологических и коррекционно-педагогических мер, взвешенного научного подхода и продуманных мер педагогического воздействия, опирающихся на знание природы, условий и причин этого асоциального явления.[1, c.56]

 

 

2.1.Причины и условия девиантного поведения подростков

Важным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами  морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения подростков?

С одной стороны, это поступки, обусловленные причинами социально-педагогического характера, наиболее заметные для окружающих. Например, неумение себя вести в общественном месте, сложности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей, воспитателей. С другой стороны, это могут быть поступки, в основе которых лежат причины психофизиологического или психобиологического характера, которые возникают в определенный период возрастного развития или проявляются как следствие каких-либо нарушений в физическом или психическом развитии ребенка.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики  ребенка, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Они, в свою очередь, испытывают влияние со стороны социально-педагогических факторов: семьи, ближайшего окружения школьников. Поэтому девиантное поведение подростков, так же как и поведение подростков в норме, зависит как от психобиологических, так и от социально-педагогических причин.

Подростковый возраст  имеет важное значение в развитии и становлении личности человека.  
В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер; в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований; закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами какпереходный, сложный, трудный, критический.

Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими,противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общепринятых правил. Это непримиримость ко злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и т.д. Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями.

Для подросткового возраста характерно неравномерное развитие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной массы от темпов роста костной системы. У подростков наступают временная дисгармония в координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушению психического и физического самочувствия ребенка.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его самочувствие и общее состояние оказывает  процесс полового созревания. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физиологическом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу.

Все вышеперечисленные физиологические  особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны друг с другом, с развитием психики. У одних  они проходят более или менее  равномерно, спокойно; у других –  ярко, всплесками.

Стремление к взрослости – потребность подростка в приобщении к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям со взрослыми, порождают конфликты.

Взросление подростка  может происходить по-разному.

На первом этапе развития противоречий отмечается полное расхождение  во мнениях между взрослым и подростком, претензии подростка на большую  самостоятельность, уважение к себе воспринимаются взрослыми как нереальные, неосуществимые, необоснованные; полный отказ в понимании вызывает у  подростков агрессивную реакцию, снижение авторитета взрослого. На втором этапе  противоречия носят эпизодический  характер, взрослые вынуждены иногда идти на уступки требованиям подростка, разрешать то, что не разрешали  раньше. На третьем этапе противоречия постепенно исчезают, так как взрослые осознают и саму тенденцию взросления со стороны подростков, и изменение  социальной ситуации поведения их в  связи с данной тенденцией.

Подростковый возраст  – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению. Потребность осознать свое собственное Я, понять свое предназначение, место среди сверстников заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение в классе перед учителями. Самоутверждение может осуществляться и на фоне стремления к взрослости, использование атрибутов «взрослой» жизни.

Самоутверждение не может  происходить без формирования и  культивирования каких-то качеств  личности, т.е. без самовоспитания. Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки могут неосознанно создавать свою программу самовоспитания, опирающуюся на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обобщенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к реальной действительности.

В самооценке и самоопределении  подростка важную роль играют друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые  проявляются в отношении к  событиям, явлениям, фактам или в  общении. Потребность в общении является одной из ведущих, определяющих в подростковом возрасте. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. В общении подросток становится членом классного и общешкольного коллектива, группы сверстников, которые являются для него все более авторитетными и личностно значимыми.

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. Интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних учащихсяпознавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других – охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих – появляются стержневые, доминирующие интересы.

Важным моментом в понимании  отклоняющегося поведения подростков и определении его причин являются акцентуации характера.

Акцентуации характера – крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены. При этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

Как отмечают специалисты (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды.

Подростки с явными акцентуациями  характера составляют группу повышенного риска,поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств или непреднамеренного «удара» (словом, отношением) по «слабому» месту представителя того или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или психопатические реакции или же непсихопатические детские неспецифические подростковые реакции.

Детские поведенческие реакции:

–      реакция отказа (от пищи, деятельности) – реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обстановку (при разводе родителей, при смене ученического коллектива в школе);

–      реакция оппозиции (сопротивление, невосприятие требований) – желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные претензии к ребенку (требование отлично учиться, заниматься в музыкальной или художественной школе);

–      реакция имитации – стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение, манеру одеваться;

–      реакция компенсации – желание (стремление) восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой (неуспеваемость – физической силой, бравадой);

–      реакция гиперкомпенсации – отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка (при физическом недостатке – занятие борьбой, при заикании – художественным чтением, пением).

В подростковом возрасте эти  реакции могут сохраниться, и  к ним прибавляется так называемый подростковый комплекс – специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействия окружающей социальной среды:

–      реакция эмансипации – стремление освободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших; борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить «свободной жизнью»;

–      реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного Я;

–      реакция увлечения (хобби-реакция) проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений как с положительной, так и отрицательной направленностью (интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, информационно-коммуни-кативные, эгоцентрические, накопительские, азартные);

–      сексуальные влечения-реакции, связанные с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии (отклонения).

Итак, за каждым действием  и поступком подростка необходимо видеть не только желание сделать  что-то неприятное, навредить, но и обычную  реакцию ребенка, связанную с  желанием себя защитить, обратить на себя внимание, найти опору и поддержку  среди сверстников.

Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его  поведения, выделяются родительская семья  и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.

Семейное общение в подростковом возрасте носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны, стремятся к общению со взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению, уменьшение его удельного веса при всевозрастающей роли семьи в жизни подростка. Противоречивость семейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение подростков.Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего Отечества.

Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников