Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Диплом передел.docx

— 81.49 Кб (Скачать файл)

Намного сложнее решаются проблемы коррекции семейного общения  с семьями антипедагогического  типа. Если в предыдущих типах семей  проявляются лишь некоторые элементы антипедагогической направленности в  общении, то семьи третьего типа чаще всего – «закрытая система», скрывающая под маской мнимого благополучия и псевдоактивности свою антипедагогическую сущность. Поэтому эти семьи требуют больших усилий не только в переориентации, но и в изменении условий семейного общения. Предвзятое отношение к педагогическим советам и рекомендациям, зачастую полное их отрицание или неприятие требуют использования усилий школы и родительской общественности.

Основной путь воздействия  на общение и взаимодействие в  этих семьях реализуется школой, педагогическим коллективом с опорой на родительский комитет ипопечительский совет школы, через индивидуальные и групповые формы работы.

Таким образом, результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого, так и опосредованного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой и общественностью и направлен на совершен-ствование общекультурного и педагогического уровня родителей через систему педагогического всеобуча и просвещения, вовлечение родителей в общественно значимую деятельность, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.

В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения  подростков важное значение имеет работа по нейтрализации, переориентации или коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольно существенную роль как в десоциализации, так и в дезадаптации личности подростка.

При организации коррекционно-педагогической работы с группами подростков с девиантным поведением необходимо учитывать ряд социально-педагогических условий:

–      во-первых, групповое общение педагогически запущенных подростков связано с их межличностными отношениями в классном коллективе, и наоборот, на взаимоотношения подростка с одноклассниками ощутимое влияние оказывает группа свободного общения;

–      во-вторых, групповые нормы и ценности оказывают довольно сильное влияние на формирование сознания и поведения педагогически запущенных подростков, следовательно, воспитательное воздействие школы, оказываемое на них, преломляется через групповые нормы и ценности и интерпретируется соответствующим образом;

–      в-третьих, групповое общение педагогически запущенных подростков – это свободное, неформальное общение, и попытка его трансформировать, возвести в ранг официальной группы, чаще всего приводит к появлению рядом с ними новых групп общения;

–      в-четвертых, как педагогически запущенные подростки, так и их групповое общение оказывают сопротивление прямому воспитательному воздействию.

Прежде чем приступить к коррекционно-педагогической работе с группой подростков, необходимо определить:

–      во-первых, направленность группы – что хочет, к чему стремится большинство членов группы, каковы их основные интересы, какие цели их объединяют, что вызывает разногласия;

–      во-вторых, структуру группового общения, взаимоотношения между членами группы, – кто занимает лидирующее положение, кто отвержен и бесправен, кто верховодит;

–      в-третьих, деятельность группы: какой вид ведущей деятельности объединяет группу, по каким мотивам каждый член группы участвует в этой деятельности, кто добивается наибольших, а кто – наименьших успехов, какие виды деятельности служат группе в качестве развлечения, какие – для выработки характера, какие – для реализации интересов;

–      в-четвертых, отношение группы с окружающим миром (замкнутость, кастовость, враждебность), отношение к школе, к другим сверстникам, к классному коллективу.

Определив исходные данные группы, выяснив характер и содержание направленности группового общения  несовершеннолетних, намечается логика и последовательность коррекционно-педагогической работы с группой:

а)   постановка перед группой подростков целей и задач, которые могли бы их увлечь и потребовать от каждого положительного поведения, активизации социально ценной деятельности (спортивная деятельность несовместима, например, с курением и употреблением спиртных напитков);

б)  оздоровление атмосферы в группе путем переключения ее с асоциальной деятельности на общественно значимую (нарушители дисциплины следят за порядком в школе, дежурят на перекрестке в составе отрядов ЮИД);

в)  изменение направленности группы путем удовлетворения ее притязаний при определенных условиях (разрешить «тусовки» при соблюдении дисциплины и т.д.);

г)   преодоление ложной романтики накалом спортивной борьбы, здорового соревнования, путем сотрудничества в полезных делах, подбора дел и заданий повышенной трудности, которые требуют от всех участников большого напряжения, и др.

При выборе организационных  форм, путей и способов коррекционно-педагогического  воздействия на групповое общение  девиантных подростков необходимо исходить из целесообразности их применения в условиях того или иного региона, эффективности в переориентации личности подростков с отклоняющимся поведением.

Одной из таких организационных  форм коррекционно-педагогической деятельности с подростками может быть создание зоны педагогического влияния школы. Это территория микрорайона, прилегающая к школе и являющаяся сферой заботы коллектива, сферой приложения сил детей, полем социальной и общественно полезной активности.

Руководители школ, педагогические коллективы понимают, что если оставить микрорайон школы без педагогического  внимания, то сила его негативного  воздействия на сознание и поведение  подростков резко возрастет. Поэтому  зона педагогического влияния призвана помочь школе в решении многих вопросов, в том числе и проблем  организации досуга ребят в микрорайоне, в создании различных клубов и  кружков, в проведении соревнований, конкурсов, смотров и экскурсий; в окружении заботой пенсионеров  и малышей – дошкольниках, живущих  в микрорайоне.

Группы с общественно  нейтральным типом общения обычно находятся на начальном этапе  педагогической запущенности, у них  нет пока ярко выраженных асоциальных  действий, но у них нет и положительной  основы в общении.

Для группы с таким типом  общения необходимы изменения структуры  круга общения, наполнение его положительным  содержанием, перемена сферы деятельности, которая по-новому могла бы раскрыть этих подростков, дала бы возможность  изменить мнение о них у сверстников  и окружающих, помогла бы самоутвердиться, изменить свой статус в классном коллективе.

Для групп с переходным типом общения, постепенно отходящих  от дел и забот класса, требуются  усилия, привлечение воздействия  общешкольного коллектива, помощь со стороны общественности. Для изменения  ценностных ориентаций и направленности группового общения в группе переходного  типа необходимо вовлечь их в первичный  коллектив или группу организованного  общения на правах микроколлектива, что позволит изменить вид их деятельности и характер поведения.

Основой коррекционно-педагогической деятельности с такими группами могут  статьподростковые клубы по интересам. В группе свободного общения осуществляется процесс самоопределения и самоутверждения подростков, здесь они проходят школу социализации, здесь возникают прямой обмен мыслями, взглядами, чувствами общности и сопереживания, формируются взаимные оценки. Поэтому суть воспитательной работы заключается в том, чтобы найти ту форму организации, которая позволила бы ненавязчиво оказывать воспитательно-коррекционное воздействие на групповое общение педагогически запущенных подростков. Практика показала, что деятельность клуба должна быть органически связана со школой, ею направляться и контролироваться, опираться на помощь общественных организаций, учитывать особенности семейного воспитания.

Совместные дела, общие  заботы, нестандартность обстановки, расширение взаимосвязей и взаимоотношений, круга общения позволяют вначале  нейтрализовать отрицательную направленность групп свободного общения, наполнить  их жизнь положительным содержанием, а затем придать их деятельности общественно значимую направленность. Таким образом, групповое общение  педагогически запущенных подростков можно контролировать, им можно управлять. Для этого необходимо учитывать  уровень их педагогической запущенности, тип группового общения, характер и  содержание внешкольного общения подростков с отклоняющимся поведением.

2.3.Достижение исправления характера

Исправление характера достигается  всеми мерами, которые делают поведение  ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении. Такие меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими, физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию.

Итак, остановимся только на методах и приемах педагогического  лечения и психонервного лечения (психотерапии).

Объединение усилий врача  и педагога. Лечебно-педагогическое воздействие на детей  с недостатками характера возможно тогда, когда, с одой стороны, медицина тесно сливается с педагогической, а с другой – когда психонервные отклонения у таких детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. Действительно, успех здесь возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной  области в другую, при дружном  содействии врача и педагога. Одно лечение  так же, как и одно  воспитание, будет безрезультатным. Подобного рода  взаимное проникновение деятельности педагога и врача обеспечивает особенно большие достижения, если они оба имеют  специальную подготовку: врач – в педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог же – в психоневрологии детского возраста и также в лечебной педагогике. В хорош организованных медико –педагогических учреждениях этот синтез медицины и педагогики  именно так осуществляется на деле.

Дети, которым присущи  те или иные дефекты характера. Прежде всего мы должны указать на нормальных детей, которые в силу разных условий выбиты из колеи и которых П.П. Блонский именует дезорганизаторами. Их много в нормальной школе, и они сильно дают о себе  знать, нарушая текущую работу и вообще всю жизнь школы.

В более резкой форме те же недостатки характера присущи  так называемые трудновоспитуемым  детям  и подросткам, поведение  которых сильно нарушено.

Основными признаками ненормальности их поведения Футер считает «  …склонность к праздношатанию –  бродяжничеству, лживость, образование  шаек с вожаками, обостренная сексуальная  жизнь, колебания в аффективной  сфере, агрессивность и связанная  с ней антисоциальность».

В вопросе о дефектах характера, о ненормальном характере  неизбежно  сталкиваемся с преступностью. Такие  дети и подростки представляют собой, образно говоря, нездоровую поросль  в лесу человеческого общества. Если тщательно докопаться до корней этой «поросли», то мы увидим, как из них вырастает ядовитое «растение», травмирующее общество, -преступность.

Каждому само собой понятно, что особенно рельефно, и притом в причудливой комбинации, различные  дефекты характера сказываются  у невропатов, психоневротиков и психопатов.

У слабоодаренных детей недостатки интеллектуального развития комбинируются с целым рядом дефектов характера. В этом отношении можно указать на весьма ценные работы Е.А. Осиповой и Г.Е. Сухаревой. Кроме того, отсталость часто сочетается с нервностью. Изучая слабоодаренных, мы видим, что умственная недостаточность при неправильном воспитании легко ведет к нервности вследствие чрезмерного напряжения сил, а нервность, особенно проявляющаяся в виде патологической застенчивости, может стимулировать отсталость.

Так называемая сонная болезнь(эпидемическая энцефалит) нередко вызывает у детей значительные психофизические изменения в личности: раздражительность, жестокость, склонность к разрушению, сварливость, эмоциональную неустойчивость, ложь, бродяжничество, воровство, половые проступки, дурное поведение в школе, плохую успеваемость, потерю нормальных интересов, свойственных детскому возрасту, пониженную мускульную работоспособность, энурез  и т.п. Иначе говоря, дети, перенесшие это заболевание, становятся особенно неприспособленными к обычной социальной жизни.

3.1.Классификация методов коррекции

Прежде всего классифицируется на две большие группы:

педагогические и  психотерапевтические.

Педагогические методы, в  свою очередь, подразделяются на следующие  разделы.

Методы общепедагогического  влияния, содержащие в себе  лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков  характера, а иногда и всех категорий  детской исключительности.

1.Коррекция активно-волевых  дефектов.

2.Коррекция страхов.

3.Метод игнорирования.

4. Метод культуры здорового  смеха.

5. Действия при сильном  возбуждении ребенка.

6. Коррекция рассеянности.

7. Коррекция застенчивости.

8. Коррекция навязчивых  мыслей и действий.

9. Метод профессора П.Г.  Бельского

10. Коррекция бродяжничества.

Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников