Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Диплом передел.docx

— 81.49 Кб (Скачать файл)

Первая (начальная) стадия отклоняющегося поведения рассматривается как  предполагающая негативное поведение (в основном соответствует дошкольному  и младшему школьному возрастам).

В механизм возникновения  включаются:

– неправильное воспитание в семье;

– ошибки работников дошкольных учреждений;

– слабая психологическая  и педагогическая готовность к обучению в школе;

– несформированность опыта поведения;

– постоянные неудачи в  игровой и учебной деятельности;

– многообразие отрицательных  эмоциональных переживаний;

– изоляция в детском  и школьном коллективах и др.

Прогнозируемый результат: у детей дошкольного и младшего школьного возрастов может зародиться комплекс отрицательных качеств, могут  сформироваться отдельные недостатки поведения, появиться начальные  формы отклоняющегося поведения, проявиться первые признаки педагогической запущенности и трудновоспитуемости.

Вторая стадия отклоняющегося поведения характеризуется углублением  негативного отношения к нормам и правилам поведения и деятельности (в основном проявляется в подростковом возрасте). Наблюдаются:

–      непонимание взрослыми психологии подростков;

–      формализм в учебной и внеучебной работе;

–      отсутствие полезного общения в коллективе класса;

–      поиск контактов в уличных стихийных группах и объединениях;

–      нарушение правил поведения в школе и дома;

–      нежелательное влияние среды;

–      углубляющиеся неудачи в различных видах деятельности;

–      искаженные нравственные представления о чести, долге, поведении;

–      ограниченные возможности для самоутверждения в коллективах школы, класса;

–      незрелость суждений;

–      раздражительность, повышенная возбудимость, неустойчивость поведения и др.

Предполагаемый результат: у подростков складываются педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, наблюдаются отдельные асоциальные  тенденции отклоняющегося поведения: грубость, агрессивность, хулиганство, прогулы учебных занятий, мелкое воровство, отдельные правонарушения.[5,c.79]

Третья стадия отклоняющегося поведения характеризуется усугублением педагогической запущенности и устойчивым проявлением социальной запущенности молодых людей. Налицо:

–     отрицательные формы поведения, противоречащие принятым нормам;

–      негативное отношение к учебе и труду;

–      глубокое изменение личности, проявление у нее антиобщественной направленности;

–      наличие социально вредных взглядов, позиций, привычек;

–      враждебное отношение ко многим сложившимся ценностям;

–      хвастовство, бравада, отчаянность, неразумный риск, безрассудство в поведении;

–      систематические нарушения учебной и трудовой дисциплины;

Предполагаемый результат: происходит переход от педагогической запущенности и трудновоспитуемости  к социальной запущенности, складывается устойчивое отклоняющееся поведение, проявляются такие его формы, как агрессивность, злостное хулиганство, пьянство и ранний алкоголизм, воровство, наркомания, токсикомания, рэкет, правовые нарушения, преступления и др. Комплекс данных взаимосвязанных и взаимодействующих  признаков представляет собой психолого-педагогический механизм отклоняющегося поведения  у молодых людей.

Таким образом, проявление отклоняющегося поведения  происходит не вдруг, не спонтанно, а имеет под собой биологическую и социальную природу, специфические закономерности и тенденции формирования и развития, специфический психолого-педагогический механизм деформации поведения молодых людей, соответствующий возрастным особенностям ребенка, подростка и юноши как индивида, человека, личности.

 

 

2.2.Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения, детские сообщества.

Показатель социальной зрелости индивида – готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация – неадекватность поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации. Десоциализация – отчуждение индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.

Перед педагогами встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного  влияния макро- и микросреды, способствующего  формированию и развитию отклоняющегося поведения.  
В нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики выделяются понятия общей и специальной профилактики. Общая профилактика – совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика – коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются сос-тавной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиант-ных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования и личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Преодолеть, а тем более  предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолет-них возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать  или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо:

–      нейтрализовать негативное влияние социальной среды;

–      ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

В предупреждении и преодолении  отклоняющегося поведения подростков в коррекции общения и взаимоотношений  в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей, при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка. Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционпо-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически  несостоятельных или педагогически  пассивных семьях, на содержание общения  педагогически запущенных, девиант-ных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов, которые исполь-зуются в коррекционном воздействии. С одной стороны, учитываются и используются чувство родительской любви, сохранившееся чувство долга в воспитании ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок – полноправный участник семейных взаимоотношений, и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно – через ребенка.

В зависимости от типа семьи  используются различные формы и  методы работы, ведется комплексное воздействие школы и общественности на родителей.

Педагогически несостоятельные  семьи, имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного  общения, относительно низкий общий  и нравственно-культурный уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание  получить знания в этой области. Такие  семьи в целях коррекции характера  и содержания общения включаются в общую систему педагогического  всеобуча. Но, как показали практика и непосредственная работа с этими  семьями, общих рекомендаций таким  семьям бывает недостаточно. У них  замедленное восприятие общепедагогических принципов, они с трудом трансформируют их на конкретные жизненные условия, на свою семью. Для таких семей  более приемлемой формой являетсяпедагогическая консультация, которую для них в определенные дни проводят педагоги школы, школьный психолог. В данном случае важно ликвидировать барьер недоверия, разрушить убеждение родителей, что их незнания будут неправильно поняты и использованы учителями против них и их детей.

Практика показала, что  педагогическая консультация – интересная и эффективная форма работы с  семьями педагогически запущенных подростков. Однако таких родителей  необходимо вовлекать и в активную общественную деятельность. В качестве первой ступени педагогического роста родителей могут стать разовые поручения, диапазон их может быть довольно широким: от непосредственной помощи в укреплении материальной базы школы до организации и проведения для ребят каких-либо мероприятий (экскурсий, культпоходов в музей, театр). Большой эффект дает совместная деятельность при непосредственном участии группы, в которую входит ребенок (это могут быть вылазка в лес, совместный турпоход, рыбалка и др.)

Семью, стоящую на первой ступени педагогической несостоятельности, неблагополучной можно считать  условно. Такая семья обладает лишь некоторыми элементами неблагополучия, которые мож-но нейтрализовать, включив родителей в систему педагогического всеобуча, проводя консультации по вопросам организации семейного общения, наполняя его положительным содержанием с целью изменить стиль семейных отношений, произвести существенную коррекцию в них.

Второй тип семей –  педагогически пассивные – пассивны в прямом воспитательном воз-действии на детей в силу ряда объективных причин. Однако нравственный микроклимат семьи, стиль отношений и характер общения остаются фактором, активно воздействующим на подрост-ков. Следовательно, в работе с этими семьями необходимо не только анализировать их систему воспитательного воздействия, но и изменить, и скорректировать характер семейных отношений.

Если с семьями, педагогически  пассивными в силу объективных причин (большая занятость, частое отсутствие родителей и др.), возможно конструктивное решение проблемы с помощью усилий школы, то с семьями, педагогически  пассивными, в силу субъективных причин имеющими конфликтные отношения  с детьми и устранившимися от их воспитания,требуются усилия не только школы, но и других социальных институтов.

Семьи такого типа находятся  ближе к антипедагогическому  типу семейных отношений, однако отличаются от них отсутствием систематического антипедагогического влияния. Характерной  чертой стиля отношений в этих семьях является разрыв взаимоотношений  родителей и детей. Общение носит  деструктивный характер, его направленность, ценностные ориентации сильно смещены  в отрицательную сторону. В данной ситуации семья оказывает на подростка  негативное влияние, но это влияние  чаще всего ситуативно.

Наиболее приемлемым в  работе с такими семьями является объединение педагогических усилий под руководством общественного совета, который имел бы одну цель: прекратить нарушения родителями своих функциональных обязанностей, заставить их самих оценить семейную атмосферу, ее влияние на детей, подвести их к осознанию своих ошибок и, главное, пробудить желание коренным образом изменить уклад семейных отношений.

Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников