Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа
Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46
Первая (начальная) стадия отклоняющегося поведения рассматривается как предполагающая негативное поведение (в основном соответствует дошкольному и младшему школьному возрастам).
В механизм возникновения включаются:
– неправильное воспитание в семье;
– ошибки работников дошкольных учреждений;
– слабая психологическая и педагогическая готовность к обучению в школе;
– несформированность опыта поведения;
– постоянные неудачи в
игровой и учебной
– многообразие отрицательных эмоциональных переживаний;
– изоляция в детском и школьном коллективах и др.
Прогнозируемый результат:
у детей дошкольного и младшего
школьного возрастов может
Вторая стадия отклоняющегося
поведения характеризуется
– непонимание взрослыми психологии подростков;
– формализм в учебной и внеучебной работе;
– отсутствие полезного общения в коллективе класса;
– поиск контактов в уличных стихийных группах и объединениях;
– нарушение правил поведения в школе и дома;
– нежелательное влияние среды;
– углубляющиеся неудачи в различных видах деятельности;
– искаженные нравственные представления о чести, долге, поведении;
– ограниченные возможности для самоутверждения в коллективах школы, класса;
– незрелость суждений;
– раздражительность, повышенная возбудимость, неустойчивость поведения и др.
Предполагаемый результат:
у подростков складываются педагогическая
запущенность и трудновоспитуемость,
наблюдаются отдельные
Третья стадия отклоняющегося
поведения характеризуется
– отрицательные формы поведения, противоречащие принятым нормам;
– негативное отношение к учебе и труду;
– глубокое изменение личности, проявление у нее антиобщественной направленности;
– наличие социально вредных взглядов, позиций, привычек;
– враждебное отношение ко многим сложившимся ценностям;
– хвастовство, бравада, отчаянность, неразумный риск, безрассудство в поведении;
– систематические нарушения учебной и трудовой дисциплины;
Предполагаемый результат:
происходит переход от педагогической
запущенности и трудновоспитуемости
к социальной запущенности, складывается
устойчивое отклоняющееся поведение,
проявляются такие его формы,
как агрессивность, злостное хулиганство,
пьянство и ранний алкоголизм, воровство,
наркомания, токсикомания, рэкет, правовые
нарушения, преступления и др. Комплекс
данных взаимосвязанных и
Таким образом, проявление отклоняющегося поведения происходит не вдруг, не спонтанно, а имеет под собой биологическую и социальную природу, специфические закономерности и тенденции формирования и развития, специфический психолого-педагогический механизм деформации поведения молодых людей, соответствующий возрастным особенностям ребенка, подростка и юноши как индивида, человека, личности.
2.2.Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними
Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения, детские сообщества.
Показатель социальной зрелости индивида – готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации.
Социальная дезадаптация –
неадекватность поведения подростков
нормам и требованиям той системы общественных
отношений, в которую они включаются по
мере своего социального становления
и развития. Наряду с социальной дезадаптацией
происходит и процесс десоциализации.
Перед педагогами встает проблема
своевременного предотвращения отчуждения
подростка от социальных институтов,
профилактики (предупреждения) негативного
влияния макро- и микросреды, способствующего
формированию и развитию отклоняющегося
поведения.
В нормативных документах и концептуальных
положениях государственной политики
выделяются понятия общей и специальной
профилактики. Общая профилактика – совокупность
мер, направленных на создание благоприятных
социально-экономических, социокультурных
и социально-педагогических условий, содействующих
семье в выполнении ею своих функций по
воспитанию физически и социально здоровых
детей; по реализации воспитательных функций
общеобразовательными учреждениями всех
типов, по обеспечению ими полноценного
развития интересов и способностей у школьников,
занятости общественно полезной деятельностью
во внеурочное время.
Специальная профилактика – коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.
Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются сос-тавной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиант-ных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования и личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.
Преодолеть, а тем более
предупредить отклонения в развитии
и поведении несовершеннолет-
Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо:
– нейтрализовать негативное влияние социальной среды;
– ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).
В предупреждении и преодолении
отклоняющегося поведения подростков
в коррекции общения и
Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей, при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка. Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционпо-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.
Косвенное воздействие на
характер взаимоотношений в
В зависимости от типа семьи
используются различные формы и
методы работы, ведется комплексное
Педагогически несостоятельные
семьи, имеющие малосодержательный,
непоследовательный характер семейного
общения, относительно низкий общий
и нравственно-культурный уровень,
обычно малокомпетентны в вопросах
воспитания, но у них есть желание
получить знания в этой области. Такие
семьи в целях коррекции
Практика показала, что
педагогическая консультация – интересная
и эффективная форма работы с
семьями педагогически
Семью, стоящую на первой ступени педагогической несостоятельности, неблагополучной можно считать условно. Такая семья обладает лишь некоторыми элементами неблагополучия, которые мож-но нейтрализовать, включив родителей в систему педагогического всеобуча, проводя консультации по вопросам организации семейного общения, наполняя его положительным содержанием с целью изменить стиль семейных отношений, произвести существенную коррекцию в них.
Второй тип семей – педагогически пассивные – пассивны в прямом воспитательном воз-действии на детей в силу ряда объективных причин. Однако нравственный микроклимат семьи, стиль отношений и характер общения остаются фактором, активно воздействующим на подрост-ков. Следовательно, в работе с этими семьями необходимо не только анализировать их систему воспитательного воздействия, но и изменить, и скорректировать характер семейных отношений.
Если с семьями, педагогически пассивными в силу объективных причин (большая занятость, частое отсутствие родителей и др.), возможно конструктивное решение проблемы с помощью усилий школы, то с семьями, педагогически пассивными, в силу субъективных причин имеющими конфликтные отношения с детьми и устранившимися от их воспитания,требуются усилия не только школы, но и других социальных институтов.
Семьи такого типа находятся
ближе к антипедагогическому
типу семейных отношений, однако отличаются
от них отсутствием
Наиболее приемлемым в работе с такими семьями является объединение педагогических усилий под руководством общественного совета, который имел бы одну цель: прекратить нарушения родителями своих функциональных обязанностей, заставить их самих оценить семейную атмосферу, ее влияние на детей, подвести их к осознанию своих ошибок и, главное, пробудить желание коренным образом изменить уклад семейных отношений.
Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников