Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Диплом передел.docx

— 81.49 Кб (Скачать файл)

–     низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям;

–     вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности  в отношениях с окружающими и  поведении ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.

Как верно заметил П.П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик –такой, по отношению к которому работа педагога оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым педагогу трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».

Психолог и педагог  В.Н. Мясищев, определяя характерные, наиболее типичные черты трудных  подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, враждебное отношение к  учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному  досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться  школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками.

Исследователи проблемы девиантного поведения несовершеннолетних попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу. Одна из классификаций – В.Н. Липника, который сгруппировал девиации подростков:  
1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом; 2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; 3) по отклонениям в понимании общественных интересов; 4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития; 5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе ведущих мотивов; 7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

В другой классификации за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы: 1) по особенностям взаимоотношений  и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); 2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные); 3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);  
4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);  
5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние право-нарушители) (А.Ф. Никитин).

В целях определения силы и результативности социальных пoследствий отклоняющегося поведения оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное, направленное во внешнюю среду, интровертное, направленное на себя); по типу эмоциональной устойчивости и др.

Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения  несовершеннолетних - В.П. Кащенко, группируя  дефекты характера у несовершеннолетних выделяет: а) недостатки характера, преимущественно  эмоционально обусловленные (психическая  неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев; пугливость и болезненные страхи (фобии); пессимизм  и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность; нечистоплотность и педантизм; страстное чтение); б) недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; жестокое обращение с животными; злорадство и издевательство над окружающими людьми; негативизм; деспотизм; чрезмерная нерадивость; замкнутость; бродяжничество).

1.3.Педагогическая  направленность исследований отклоняющегося  поведения

Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения несовершен-нолетних получила свое дальнейшее развитие в психиатрии и психологии девиантного поведения подростков. Выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и школьников: 1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби-реакции).

1.4. Социально-психологический  аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков

Социально-психологический  аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А. Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации она выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков:  
1) патогенная дезадаптация – результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неустойчивых формах); 2) психосоциальная дезадаптация – обусловливание половозрастными и индиви-дуально-психологическими особенностями ребенка его определенной нестандартности, трудновоспитуемости, требующее индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации); 3)социальная дезадаптация – нарушение норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков).

1.5. Психолого – педагогический аспект отклоняющегося поведения

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе. Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников. А.С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка.

Первая стадия соответствует  дошкольному периоду и определяется как стадия возникновения предпосылок  педагогической запущенности. Вторая стадия возникает у учащихся младших  классов и проявляется как  начальная форма отклонений в  поведении, т.е. негативного отношения  к нормам и правилам классной жизни. Третья стадия возникает у младших  подростков  
(V-X классы), проявляясь как стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников; проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива, носят ситуативный, а в отдельных случаях – преднамеренный характер. Четвертая стадия характерна для старших подростков  
(V-X классы), проявляется через возникновение устойчивых признаков асоциального поведения.

Исследователи выделяют четыре группы трудных детей:

1)  трудновоспитуемые дети – равнодушно относящиеся к учебе, периодически нарушающие дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляющие некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность);

2)  педагогически запущенные подростки – отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки, постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость);

3)  подростки-правонарушители – трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушение, нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища;

4)  несовершеннолетние преступники – педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии (М.А. Алемаскин).

1.6. Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения

Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершен-нолетних разрабатывался не только правоведами, но и педагогами и психологами. Б.Н. Алмазов и Л.А. Грищенко предлагают разделить несовершеннолетних на 3 категории: 1) несовершен-нолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте обязывающем их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых не имеют противозаконного содержания; 3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.

Апробацию в работе с подростками-правонарушителями  прошла классификация на основе типа их поведения с учетом степени  антиобщественной направленности личности этих подростков: первая группа – подростки-правонарушители  с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; вторая – подростки  с деформированными потребностями, подражающие первой группе; третья группа – с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; четвертая  – со слабо деформированными потребностями, безвольные; пятая группа – случайно вставшие на путь правонарушений (Д.И. Фельдштейн).

Таким образом, современная  научная литература раскрывает многообразие форм отклоняющегося поведения, дает возможность  увидеть различные аспекты этого  довольно сложного социального явления.

У подростков с отклоняющимся  поведением преобладает общественно-отрицательная эгоистическая направленность, определяющая соответствующую жизненную позицию: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. Выделяются следующие особенности правосознания подростков с девиантным поведением.

Во-первых, это мнимая осведомленность  в уголовном законодательстве.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении  своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять  правовые знания в конкретной ситуации.

В-четвертых, при оценке или  характеристике того или иного противоправного  поступка подростки руководствуются  не нормой закона, а мотивом действия.

В-пятых, наблюдается зависимость  правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия  мнения группы.

Необходимо отметить у  подростков с отклоняющимся поведением нарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы, нестабильность характера влияют на взаимоотношения в классном коллективе со сверстниками, со взрослыми, приводят к частым конфликтам.

Среди мотивов антиобщественного  поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана  с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для  подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия).

В силу этого, говоря об отклоняющемся  поведении несовершеннолетних подростков, мы будем иметь в виду ту группу детей, которая входит в разряд трудновоспитуемых, педагогически и социально запущенных подростков, и определенную часть  подростков-правонарушителей.

Само слово «трудновоспитуемость» указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – ребенок, который оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педпроцессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость – результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

При отсутствии полноценной  и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние  педагогической запущенности, и сфера  проявления его трудновоспитуемости  расширяется.

Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников