Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:46, дипломная работа
Цель исследования:
- на основе теоретического исследования определить особенности психического развития подростков и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………………6
Девиантное поведение………………………………………………………6
Поведение человека…………………………………………………………7
Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения……………………………………………………………………11
Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………..11
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения…………12
Нравственно-правовой (криминалогический) аспект девиантного поведения……………………………………………………………………13
2.1. Причины и условия девиантного поведения……………………………..17
2.2. Социально – психологическая направленность профилактической и коррекционно- педагогической работы с несовершеннолетними …………….33
2.3. Достижение исправления характера………………………………………..42
3.1. Классификация методов коррекции………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………………46
– низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям;
– вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).
Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности в отношениях с окружающими и поведении ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.
Как верно заметил П.П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик –такой, по отношению к которому работа педагога оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым педагогу трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».
Психолог и педагог В.Н. Мясищев, определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, враждебное отношение к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками.
Исследователи проблемы девиантного
поведения несовершеннолетних попытались
сгруппировать схожие проявления отклоняющегося
поведения, найти для них интегрирующую
основу. Одна из классификаций – В.Н. Липника,
который сгруппировал девиации подростков:
1) по характеру взаимоотношений подростков
с коллективом; 2) по отклонению в нравственном
развитии личности, по отношению к интересам
общества; 3) по отклонениям в понимании
общественных интересов; 4) по вхождению
подростков в систему общественно полезной
деятельности с учетом нравственного
развития; 5) по степени деформации психики;
6) по отклонениям в системе ведущих мотивов;
7) по патологии в психике и медико-педагогическим
отклонениям.
В другой классификации за
основу взяты исходные данные того
или иного отклонения, они сгруппированы:
1) по особенностям взаимоотношений
и общения с ними воспитателя, педагога
(трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые,
дезорганизаторы); 2) по образу жизни детей,
семьи, по социально-бытовым условиям
(безнадзорные, беспризорники, социально
запущенные); 3) по специфике ошибок и недостатков
в процессе воспитания (педагогически
запущенные);
4) по уровню развития нравственных качеств
(дети с отклонениями в нравственном развитии);
5) по несоответствию их действий закону,
правовым нормам (несовершеннолетние
право-нарушители) (А.Ф. Никитин).
В целях определения силы и результативности социальных пoследствий отклоняющегося поведения оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное, направленное во внешнюю среду, интровертное, направленное на себя); по типу эмоциональной устойчивости и др.
Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.
Один из первых исследователей
проблем отклоняющегося поведения
несовершеннолетних - В.П. Кащенко, группируя
дефекты характера у
1.3.Педагогическая
направленность исследований
Педагогическая направленность
1.4. Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков
Социально-психологический
аспект в характеристике отклоняющегося
поведения подростков нашел воплощение
в работах С.А. Беличевой. В зависимости
от природы, характера и степени дезадаптации
она выделяет следующие уровни дезадаптации
детей и подростков:
1) патогенная дезадаптация – результат
отклонений, патологий психического развития
и нервно-психических заболеваний, в основе
которых лежат функционально органические
поражения центральной нервной системы
(проявляются в устойчивых (хронических)
и неустойчивых формах); 2) психосоциальная
дезадаптация – обусловливание половозрастными
и индиви-дуально-
1.5. Психолого – педагогический аспект отклоняющегося поведения
Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе. Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников. А.С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка.
Первая стадия соответствует
дошкольному периоду и
(V-X классы), проявляясь как стабилизация
неблагоприятных тенденций в поведении
школьников; проступки, связанные с нарушением
норм жизни коллектива, носят ситуативный,
а в отдельных случаях – преднамеренный
характер. Четвертая стадия характерна
для старших подростков
(V-X классы), проявляется через возникновение
устойчивых признаков асоциального поведения.
Исследователи выделяют четыре группы трудных детей:
1) трудновоспитуемые дети – равнодушно относящиеся к учебе, периодически нарушающие дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляющие некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность);
2) педагогически запущенные подростки – отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки, постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость);
3) подростки-правонарушители
4) несовершеннолетние преступники – педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии (М.А. Алемаскин).
1.6. Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения
Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершен-нолетних разрабатывался не только правоведами, но и педагогами и психологами. Б.Н. Алмазов и Л.А. Грищенко предлагают разделить несовершеннолетних на 3 категории: 1) несовершен-нолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте обязывающем их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых не имеют противозаконного содержания; 3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.
Апробацию в работе с подростками-
Таким образом, современная
научная литература раскрывает многообразие
форм отклоняющегося поведения, дает возможность
увидеть различные аспекты
У подростков с отклоняющимся
поведением преобладает общественно-
Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве.
Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость.
В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации.
В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия.
В-пятых, наблюдается зависимость
правосознания
Необходимо отметить у
подростков с отклоняющимся поведением
Среди мотивов антиобщественного поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия).
В силу этого, говоря об отклоняющемся
поведении несовершеннолетних подростков,
мы будем иметь в виду ту группу
детей, которая входит в разряд трудновоспитуемых,
педагогически и социально
Само слово «
При отсутствии полноценной
и своевременной коррекционно-
Информация о работе Принципы и методы исправления недостатков характера младших школьников