Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:46, дипломная работа
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Для осуществления поставленных целей выделим следующие задачи:
1 Теоретически обосновать понятие профильного обучения и его сущность.
2 Выявить требования государственного стандарта к изучению вопросов рассматриваемой темы.
3 Описать содержание алгебраической части профильного курса по изучению логарифмических уравнений.
4 Провести анализ учебной и учебно-методической литературы.
5 Раскрыть специфику обучения избранному вопросу в классах разного профиля.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………….....58
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени академика И.Г.Петровского
филиал БГУ в г.Новозыбкове
Кафедра математики, физики и информатики
Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения»
Выполнил: студент 5 курса ФМФ
Москальков Максим Васильевич
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Воронкова Зинаида Ипатовна
Новозыбков 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические аспекты и современные
тенденции развития профильного обучения…………………………………………………………
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение
на современном этапе развития образования…………………………………………………
2.1. Профильное обучение как направление
модернизации образования…………………………………………………
2.2. Основные цели и направления
профилизации образования…………………………………………………
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения»
в классах разного профиля……………………………………………………………
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных
учебников по теме……………………………………………………………………
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические
уравнения»……………………………………………………
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Овладение практически любой современной профессией требует определённых математических знаний.
Представление о роли математики в современном мире, математические знания стали необходимым компонентом общей культуры. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.
Роль и место математики в науке и жизнедеятельности общества, ценность математического образования, понимание предмета обуславливают цели математического образования.
Выбор уровня математической подготовки должен определяться способностями и потребностями учащихся, их выбором будущей профессии. Поэтому учащиеся, готовящиеся к естественно-научным, математическим специальностям должны иметь возможность обучаться по программе углубленного курса математики. Кроме обеспечения прочного сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений – основной задачей обучения математике в школе, «углубленное изучение математики в учебном процессе предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой». [18]
На самоопределение учащихся большое влияние оказывают факультативные занятия, курсы по выбору, классы с математическим уклоном.
Реализация идеи профильности старшей ступени образования в школе позволяет углубить знания учащихся по отдельным предметам и подготовить их к дальнейшему поступлению в ВУЗы, где уже давно сформировалась «математика вступительных экзаменов», и обучение этой весьма специфической математике стало главной целью учеников и учителей.
Ярким примером может
служить решение
Аппарат уравнений широко используется в научных исследованиях. А в рамках профильного курса математики он позволяет сформировать у учащихся более глубокие представления о сущности математического моделирования, заполнить пробелы как в теоретических знаниях, так и практических навыков решения уравнений.
Всё выше изложенное подтверждает актуальность темы данной работы «Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения»».
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Объектом исследования являются особенности учебного процесса при обучении математике в классах разного профиля. Предметом – реализация методических особенностей при изучении логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Для осуществления поставленных
целей выделим следующие
В основу исследования положена гипотеза о том, что от количества часов, отводимых на изучение конкретной темы, зависит и объём изучаемого материала. В непрофильных классах осуществляется начальное знакомство с основными моментами темы в отличие от профильных, где происходит более полное и подробное изучение предмета.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:
В процессе выполнения выпускной работы была определена её структура: введение, теоретическая и практическая часть, заключение, список литературы, приложение.
Во введении обоснована актуальность, поставлены цели и задачи выпускной квалификационной работы, а также выделены методы для их решения.
В первой главе рассмотрена история профильного развития как в России так и за рубежом. Раскрыты современные тенденции профилизации образования; акцентировано внимание на проблемах профильного обучения и путях их решения.
Вторая глава посвящена практическому исследованию поставленной проблемы на примере логарифмических уравнений. Для этого проанализированы стандарты образования и тематическое содержание школьных учебников. Как одно из направлений дифференциации составлены модульная карта и урок модульного обучения. Рассмотрены информационные технологии. В заключении подводятся итоги о проделанной работе.
В приложении приводятся решения и ответы к заданиям, разработанным в основной части ВКР.
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом
1.1. История возникновения профильного обучения в России
Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения). Специализация учащихся начиналась очень рано — в первом классе, что было со временем признано ошибочным.
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки реформы образования в 1915—1916 гг., осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4—7-е классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. Однако в связи с отставкой министра реформа не была проведена.
В 1918 г. советским правительством
было принято Положение о единой
трудовой школе, среди прочего
В 1958 г. на заседании Академии педагогических наук с докладом .0 введении фуркации в старших классах средней школы, выступил профессор Н.К. Гончаров. Он отметил недостатки сложившейся системы обучения и предложил организовать дифференцированное обучение старшеклассников. Предполагалось создание следующих четырех отделений: физико-технического, химико-технического, естественно-агрономического и гуманитарного. Однако проект осуществлен не был.
В 1966 г. были введены
две формы дифференциации
В конце 1980-х — начале 1990-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивали специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Таким образом, отечественная школа имеет некоторый опыт массового дифференцированного обучения, а также весьма богатые традиции .элитарного профильного обучения — ориентированного на небольшую по численности группу способных учащихся. Этот опыт требует критического осмысления в условиях современного реформирования образования России. [15], [16]
1.2. О профильном образовании за рубежом
В большинстве стран Европы все учащиеся до шестого года обучения в основной общеобразовательной школе получают примерно одинаковую подготовку, К седьмому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие наиболее характерные черты организации обучения на старшей ступени общего образования:
1. Общее образование на старшей ступени во многих странах является профильным.