Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:46, дипломная работа
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Для осуществления поставленных целей выделим следующие задачи:
1 Теоретически обосновать понятие профильного обучения и его сущность.
2 Выявить требования государственного стандарта к изучению вопросов рассматриваемой темы.
3 Описать содержание алгебраической части профильного курса по изучению логарифмических уравнений.
4 Провести анализ учебной и учебно-методической литературы.
5 Раскрыть специфику обучения избранному вопросу в классах разного профиля.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………….....58
2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
З. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два — в англоязычных странах (академический и неакадемический), три — во Франции (естественно-научный, филологический, социально-экономический) и три — в Германии (язык — литература — искусство, социальные науки, математика-точные науки-технология).
4. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых на весь период обучении (Англия, Шотландия, США и др. страны).
5. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на Старшей ступени по сравненью с основной существенно меньше. Среди них присутствуют естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура. [15]
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования
В соответствии с Концепцией модернизации российского образована на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 12 2001 г. №756-р, Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования подготовлен проект Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, который широко обсуждался педагогической общественностью, был в целом поддержан органами управления образованием субъектов РФ, доработан по замечаниям и предложениям Федерального координационного совета по общему образованию Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием и руководителей учреждений повышения квалификации работников образования.
Поставлена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда… отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
В 2003/04 учебном году в эксперименте по профильному обучению участвуют 10 регионов, 20 муниципальных образовании Российской Федерации
Прежде всего следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие работу по соответствующим образовательным стандартам и программам за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможность ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. [13]
Профильная школа создается по многим причинам среди них:
отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся (70% старшеклассников изъявляют желание изучать большую часть общеобразовательных предметов на уровне основ, а углубленно — лишь те которые необходимы для дальнейшей профессиональной специализации);
по мнению учащихся, современная школа не создает условии для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры;
необходимость осознанно выбирать будущую профессию должна повысить экономическую эффективность образования, а также способствовать успешной социализации выпускников;
специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (высшего) образования соблюдение преемственности между школой и вузом, устранение недостатков довузовской подготовки (репетиторство, платные подготовительные курсы). [6]
2.2. Основные цели и направления профилизации образования
Основные цели перехода к профильному обучению таковы:
• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
• создать условия
для существенной дифференциации содержания
обучения старшеклассников с широкими
и гибкими возможностями
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основными направлениями профилизации являются следующие:
• естественно-математическое;
• социально-экономическое;
• гуманитарное;
• технологическое (специализация — информационные технологии).
Возможно существование и универсального профиля. [15]
Как ученику выбрать подходящий профиль?
В выборе профиля учащемуся должна помочь предпрофильная подготовка, которая может быть реализована в 9-м классе. Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 ч. Большую часть времени, две трети (2 ч в неделю), нужно отводить на специально организованные краткосрочные (от нескольких недель до полугода) курсы по выбору. Содержание, форма организации этих курсов должны быть ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету, но прежде всего на самоопределение ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Треть объема предпрофильной подготовки (примерно 30—35 ч в год) предлагается отводить на информационную работу: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, мероприятия профориентационного характера; анкетирование и консультирование десятиклассников.
Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности». [9], [14]
2.3. Организация профильного обучения
Типы учебных предметов, изучаемые в профильной школе:
Модель общеобразовательного
учреждения с профильным обучением
на старшей ступени
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки — в гуманитарном профиле; история, право, экономика — в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена
Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать», изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета «Экономика». Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» — в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» — в естественно-научном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. [10], [15]
Организация профильного обучения:
Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам возможность (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое способно играть роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя ресурсный центр.
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.). [18]
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения
Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной работы в ходе эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы является отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям.
БУП от 09.03.2004 г. устанавливает объем учебного времени отдельно по ступеням общего образования и предусматривает разделение обучения на базовый и профильный уровни в течение двух лет старшей школы в вариативной части.
В соответствии с БУП:
— федеральный компонент составляет не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
— региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10%;
— компонент образовательного учреждения — не менее 10%.
Продолжительность уроков:
• для 1-го класса — 35 минут;
• для 2—4-х классов — от 35 до 45 минут;
• для 5—9-х классов — 45 минут.
БУП предусматривает разбивку количества часов по трем ступеням общего образования по количеству часов в год, однако, так же как и БУП 1998 г., устанавливает учебную нагрузку обучающихся в пределах всего разрешенного СанПиН объема (если перевести количество часов за год в недельное исчисление).
Благодаря построению по новым принципам позволяет сократить объемы и разгрузить содержание базовых (непрофильных) учебных предметов, сосредоточив основное внимание школьников на изучении предметов, составляющих основу выбранного ими направления последующего профессионального образования. [24]