Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:46, дипломная работа
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Для осуществления поставленных целей выделим следующие задачи:
1 Теоретически обосновать понятие профильного обучения и его сущность.
2 Выявить требования государственного стандарта к изучению вопросов рассматриваемой темы.
3 Описать содержание алгебраической части профильного курса по изучению логарифмических уравнений.
4 Провести анализ учебной и учебно-методической литературы.
5 Раскрыть специфику обучения избранному вопросу в классах разного профиля.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………….....58
Базисный учебный план образовательных учреждений
Российской Федерации
Среднее (полное) образование
Федеральный компонент | ||||
Инвариантная часть |
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||
Учебные предметы |
Количество часов на два года обучения | |||
Базовый уровень | ||||
Русский язык |
70 (1/1) | |||
Литература |
210 (3/3) | |||
Иностранный язык |
210 (3/3) | |||
Математика |
280 (4/4) | |||
История |
140 (2/2) | |||
Обществознание (включая экономику и право) |
140 (2/2) | |||
Естествознание |
210 (3/3) | |||
Физическая культура |
140 (2/2) | |||
Вариативная часть |
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | |||
Учебные предметы |
Количество часов на два года обучения | |||
Базовый уровень |
Профильный уровень | |||
Русский язык |
- |
210 (3/3) | ||
Литература |
- |
350 (5/5) | ||
Иностранный язык |
- |
420 (6/6) | ||
Математика |
- |
420 (6/6) | ||
История |
- |
280 (4/4) | ||
Физическая культура |
- |
280 (4/4) | ||
Обществознание |
70 (1/1) |
210 (3/3) | ||
Экономика |
350 (0.5/0.5) |
140 (2/2) | ||
Право |
35 (0.5/0.5) |
140 (2/2) | ||
География |
70 (1/1) |
210 (3/3) | ||
Физика |
140 (2/2) |
350 (5/5) | ||
Химия |
70 (1/1) |
210 (3/3) | ||
Биология |
70 (1/1) |
210 (3/3) | ||
Информатика и ИКТ |
70 (1/1) |
280 (4/4) | ||
Искусство (МХК) |
70 (1/1) |
210 (3/3) | ||
Технология |
70 (1/1) |
280 (4/4) | ||
ОБЖ |
35 (1/-) |
140 (2/2) | ||
Всего |
Не более 2100 (не более 30/не более 30) | |||
Региональный (национально-региональный) компонент | ||||
Всего |
140 (2/2) | |||
Компонент образовательного учреждения | ||||
Всего |
Не менее 280 (не менее 4/не менее4) | |||
Итого |
До 2520 (36/36) | |||
Предельно допустимая аудиторная уч. нагрузка при 6-ти дневной уч. неделе |
2520 (36/36) | |||
Предельно допустимая аудит. учебная нагрузка при 5-ти дневной уч. неделе |
2450 (35/35) |
Институтом содержания и методов обучения РАО были проанализированы учебные планы 266 школ, из них 15 учебных планов — более детально. [24]
Приведём пример учебного плана физико-математического и филологического профилей:
Примерный учебный план
физико-математического профиля
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык |
2 |
Литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика |
12 |
Информатика и ИКТ |
8 |
Физика |
10 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные курсы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
8 |
Примерный учебный план
филологического профиля
Учебные предметы |
Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Математика |
8 |
История |
6 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание |
6 |
Мировая художественная культура |
2 |
Физическая культура |
4 |
Профильные учебные предметы | |
Русский язык |
6 |
Литература |
10 |
Иностранный язык |
12 |
Второй иностранный язык |
4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные курсы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
6 |
Во всех проанализированных учебных планах, несмотря на их разнородность по форме и по содержанию, выдержано соответствие суммарного объема аудиторной нагрузки учебных планов максимальным показателям, установленным СанПиНами. Как правило, суммарный объем обязательной аудиторной нагрузки при шестидневной учебной неделе составляет 36 ч, в редких случаях этот показатель равен 34—35 ч или 37 ч.
Предложенное в концепции
Доля часов, отводимых учебными планами на изучение элективных курсов, как правило, незначительна:
в лучшем случае 15—18%;
как правило, 9—11%;
в редких случаях 6%.
У учащихся нередко практически отсутствует выбор элективных курсов. В отдельных случаях элективные курсы заменены базовыми учебными предметами в расширенном объеме.
В ходе анализа выявлена недостаточная
готовность школ к внедрению в
учебный процесс на старшей ступени
исследовательской
В целом прогноз уровня востребованности
отдельных профилей оказался правильным.
Гуманитарный/филологический профиль
выбрали 26% учащихся, физико-математический
— 23%, социально-экономический — 15%, агротехнический/
Эксперимент показал, что построение содержания профильного обучения только на основе уровневой дифференциации содержания учебных предметов (базовый и профильный уровни) в некоторых случаях является неэффективным. По таким учебным предметам, как математика, информатика, география, иностранный язык, необходима профильная дифференциация и создание не двух (базовая и профильная), а трех-четырех примерных программ, отражающих специфику и потребности межпредметных связей в рамках отдельных профилей. [15], [16]
Предпочитаемые профили обучения.
§ 3. Информационные технологии
Как правило, в учебно-методический комплект, обеспечивающий работу по любой из новых программ, входит методическое пособие для учителя, в котором приводится примерное тематическое планирование, требования к контролю знаний учеников, проведению практических занятий и т.д. И это можно только приветствовать, но практически во всех учебно-методических комплектах отсутствует очень важный и на сегодняшний день абсолютно необходимый «ингредиент» — это так называемая электронная поддержка учебного курса. Нужны компакт-диски для учителя математики с видеозаписями фрагментов уроков, анимационными ресурсами, интерактивными моделями и т.п. Эти диски должны легко «встраиваться» в тот или иной учебный курс, иметь чётко структурированные указатели и аннотации. Все CD, существующие сегодня, ориентированы «сами на себя», поэтому их могут использовать только учителя-энтузиасты.
Известно, что мировой тенденцией развития образования становится идея непрерывного образования. Невозможно сегодня определить, спрогнозировать ту сумму знаний, которая в дальнейшем будет необходима школьнику. А для того чтобы научить ребят ориентироваться в сложном потоке новой информации, учителя математики должны сами овладеть сетевыми и программными ресурсами. В последние годы педагоги создали множество интереснейших методических разработок, позволяющих использовать компьютеры и Интернет-ресурсы на уроках математики. Надо правильно распорядиться этим богатством. Не может учитель-предметник учить детей тому, чего не умеет сам, поэтому при переподготовке надо так вести занятия с учителями, чтобы они на своём опыте убедились: использовать компьютеры, сетевые и программные ресурсы на уроках алгебры и геометрии полезно, интересно, не очень трудоёмко. Только тогда, когда учитель это увидит, он попробует этим воспользоваться.
Пока ещё робкое появление в школе «реального» Интернета с его практически неисчерпаемыми информационными ресурсами показало, что увеличивается база информационных ресурсов, к сожалению, не всегда качественных, поэтому эти ресурсы нужно постоянно рецензировать.
Обмен методическими материалами и наработками, телеконференции, общение по электронной почте с коллегами — ко всему этому может приучить сетевое методическое объединение учителей. Привычное географическое деление на окружные и даже городские методические объединения — это условность, которой не знают глобальные сети: в работе могут принять участие коллеги из любых городов и даже стран.
Весь сложившийся опыт использования глобальных компьютерных телекоммуникаций в школе показывает, что учебная работа с использованием сетевых средств и возможностей требует регулярной методической поддержки. Лишь тогда, когда появится постоянно работающие сетевые методические объединения учителей математики, можно будет говорить о перспективах широкого, выходящего, наконец, за рамки поисковых экспериментов использования телекоммуникаций в учебном процессе.
Методические службы должны оказывать консультативную помощь, информировать учителей (на основе серьёзного анализа) о том, что появилось нового в учебно-методической литературе. Учитель ведь часто не в состоянии выбрать наиболее подходящий учебник ещё и потому, что у него не хватает ни времени, ни сил на то чтобы с ними познакомиться.
Информационные технологии — это мощнейшие инструменты поиска и обработки информации. В последние годы создано множество разработок, пока не востребованных. Правильно распорядиться этим богатством — важнейшая на сегодняшний день задача.
Предпрофильная подготовка девятиклассников может быть использована для того, чтобы поддержать интерес к изучению математики, установить межпредметные связи. Но для успешной предпрофильной подготовки тоже нужны учебно-методические материалы, а их почти нет. И новые элективные курсы только ещё начинают появляться.
Профильная школа существует в нашей стране давно (физико-математические школы, литературные кружки при Домах пионеров, всевозможные курсы). По сути, в профильном образовании нет ничего нового, специализированные математические, спортивные, языковые школы и классы советских времён тоже можно считать профильными. Их, конечно, было мало, да и специализация полагалась «в нагрузку» к основным учебным предметам. Появившиеся в последние 10—15 лет гимназии, лицеи и колледжи придают направленность образованию тоже за счёт дополнительных занятий — вводя новые предметы и увеличивая нагрузку по отдельным дисциплинам.
Необходимость изменить содержание курсов естественно-научных дисциплин в гуманитарных классах стала очевидной уже давно. И вот сейчас появляются для этого возможности. Нужно изменить курс, скажем, физики таким образом, чтобы этот учебный предмет заинтересовал даже столь далёких от неё ребят, как будущие филологи и историки. При этом курс должен обеспечить изучение базового компонента в рамках стандарта образования по математике.
Бессмысленно укорачивать или сжимать курс математики. Его нужно наполнить новым содержанием и кардинально изменить структуру и методику проведения уроков. Может быть, имеет смысл попытаться начать изучение математики в гуманитарных классах с обзора истории развития, затем рассмотреть математику настоящего времени.