Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:46, дипломная работа

Описание работы

Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Для осуществления поставленных целей выделим следующие задачи:
1 Теоретически обосновать понятие профильного обучения и его сущность.
2 Выявить требования государственного стандарта к изучению вопросов рассматриваемой темы.
3 Описать содержание алгебраической части профильного курса по изучению логарифмических уравнений.
4 Провести анализ учебной и учебно-методической литературы.
5 Раскрыть специфику обучения избранному вопросу в классах разного профиля.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………….....58

Файлы: 1 файл

ВКР(Москальков).doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

- Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число e.

- Преобразования выражений, включающих арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования.

- Решение логарифмических уравнений и неравенств.   [15], [19]

 

В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен уметь:

• решать рациональные, показательные и логарифмические  уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

• доказывать несложные  неравенства;

• решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

• изображать на координатной плоскости множества решений  уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;

• находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

• решать уравнения, неравенства  и системы с применением графических  представлений, свойств функций, производной.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.

Требования к подготовке школьников, изучающих математику по программе базового уровня, не предусматривают детального изучения логарифмических уравнений; от учащихся требуется умение решения простейших логарифмических уравнений, в большинстве случаев без глубокого анализа полученного ответа.

В целом, содержание материала  темы «Логарифмические уравнения» на базовом и профильном уровнях  остается практически одинаковым, однако глубина изучения материала на этих уровнях существенно различается.

 

§ 2.  Примерное  распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»

В данном параграфе приведены  примеры распределения времени на изучение логарифмических уравнений для профилей, в которых математика не является профилирующим предметом (варианты I и II), и для профилей, в которых математика является профилирующим предметом (варианты III и IV). В зависимости от уровня подготовки класса, и при наличии дополнительных учебных часов учитель вносит коррективы в учебное планирование.

 

С. М. Никольский (10 класс)

I - 2,5 часа в неделю, всего 85 часов.

II - 3 часа в неделю, всего 102 часов.

III - 4 часа в неделю, всего 136 часов.

 

Название темы

Количество часов по вариантам

I

II

III

IV

Логарифмические уравнения

2

2

2

3


 

А. Н. Колмогоров (11 класс)

I – 2 часа в неделю в первом полугодии, всего 86 часов,

     3 часа в  неделю во втором полугодии.

II - 3 часа в неделю, всего 102 часа.

III - 4 часа в неделю, всего 136 часов.

 

Название темы

Количество часов по вариантам

I

II

III

Решение логарифмических  уравнений и неравенств

 

4

 

5

 

5


 

А. Г. Мордкович (11 класс)

3 часа в неделю, всего  102 часа.

Название темы

Количество часов

Логарифмические уравнения

3


 

 

Н. Я. Виленкин (11 класс)

5 часов в неделю, всего 170 часов.

Название темы

Количество часов

Логарифмические уравнения

6


 

[10], [17], [20]

 

§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме

Логико-дидактический  анализ представляет последовательность действий: определение цели обучения теме; логический и математический анализ содержания темы (теоретического и задачного материала); постановка основных учебных задач и выбор соответствующих учебно-познавательных действий; отбор основных средств, методов и приёмов обучения; определение форм контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся.

Логический анализ темы, прежде всего, сводится установлению логической организации учебного материала в ней с учётом специфики аксиоматического метода. Математический анализ сводится к выяснению основной математической идеи темы (ответ на вопрос, о чём в этой теме узнаем), к выяснению математических обоснований выполняемых преобразований, исследований, доказательств, к осмыслению применяемых в теме математических методов и приёмов. Результатом выполнения логико-математического анализа будет определение «ядерного» материала, логической строгости его изучения и математических методов и приёмов изучения этого материала. На основе логико-математического анализа теоретического материала темы выполняется анализ математических задач. Результатом анализа математических задач будет в каждой теме своя типология; основные задачи, которые необходимо решать в классе; методическое отношение к остальным задачам.

Проведём логико-математический анализ темы «Логарифмические уравнения» в различных школьных учебниках. С этой целью выясним:

    • какие новые понятия рассматриваются, даются ли им определения;
    • какие новые утверждения изучаются, что они отражают, каковы основные идеи доказательств;
    • какие новые виды задач и примеров рассматриваются в объяснительном тексте, каково их назначение, приводятся ли алгоритмы их решения;
    • какие задачи приводятся в задачном материале пункта.

В рассматриваемых учебниках  исследуемой теме отводится разное место. Так, в учебнике А. Н. Колмогорова [5] тема «Логарифмические уравнения» изучается в десятом параграфе пункт 39 главы «Показательная и логарифмическая функции». В учебнике С. М. Никольского [4] она изучается в шестом параграфе пункт 6.2 главы «Корни, степени, логарифмы». В учебнике Н. Я. Виленкина [1] во втором параграфе пункты 3-4 главы «Показательная, логарифмическая и степенная функции». А в учебнике А. Г. Мордковича [2] данная тема изучается в пятьдесят втором параграфе главы «Показательная и логарифмическая функции».

 Проанализируем пункты  этих учебников в отдельности.

В учебнике А. Н. Колмогорова  тема «Логарифмические уравнения» объединена с логарифмическими неравенствами  в пункте «Решение логарифмических  уравнений и неравенств». Сразу (без  определения) даётся простейшее логарифмическое уравнение и рассматриваются его свойства на примере логарифмической функции, из определения логарифма делается вывод, что его решением является . Затем рассматриваются примеры решения логарифмических уравнений и неравенств.

 

В учебнике С. М. Никольского тема «Логарифмические уравнения» выделена отдельным пунктом. Логарифмическое уравнение вводится следующим образом:

«Пусть a – данное положительное, не равное 1 число, b – данное действительное число. Тогда уравнение

называют простейшим логарифмическим уравнением ».

 далее в параграфе  рассматриваются различные примеры решения уравнений.

 

В учебнике Н. Я. Виленкина  данная тема разбита на два пункта и рассматривается одновременно с логарифмическими неравенствами:

  1. «Простейшие логарифмические уравнения и неравенства», где вводится понятие логарифмического уравнения, корня уравнения и рассматриваются простейшие примеры:

«Простейшим логарифмическим уравнением (т.е. уравнением, содержащим неизвестное под знаком логарифма) является , где , . Так как равенство равносильно равенству , то получем:

Если , то корень уравнения равен ».

  1. «Решение логарифмических уравнений и неравенств», где формулируется теорема:

Уравнение , где , , равносильно системе:

состоящей из уравнения и двух неравенств.

Даётся краткий алгоритм для решения логарифмических  уравнений:

Для решения  уравнения  при , нужно:

1) решить уравнение f(x)=g(x);

2) из найденных  корней отобрать те, которые удовлетворяют  неравенству f(x)>0 (или, то же самое, неравенству g(x)>0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.

Далее рассматриваются  примеры решения логарифмических  уравнений, но в данном учебнике они более сложные.

В учебнике А. Г. Мордковича тема «Логарифмические уравнения» выделена отдельным пунктом. Понятие логарифмического уравнения дано следующим образом:

«Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида

,

где a – положительное число, отличное от 1, и уравнения, водящиеся к этому».

 Сформулирована теорема:

Если  и , то логарифмическое уравнение (где , ) равносильно уравнению .

Выделяются три основных метода решения логарифмических  уравнений:

1) Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции (он был рассмотрен ранее при изучении свойств функции).

2) Метод потенцирования. Он основан на теореме, изложенной в параграфе.

3) Метод введения новой переменной.

Все  методы решения  логарифмических уравнений рассмотрены  в данном параграфе на примерах, или в предыдущих параграфах.

 

Задачный материал включает: простейшие логарифмические уравнения, а также более сложные, содержащие в подлогарифмическом выражении квадратный трёхчлен и иррациональность, содержащие в основании дробные числа, выражения с переменной и иррациональность, дробные логарифмические уравнения, уравнения, содержащие логарифм в степени, логарифмические неравенства и системы уравнений. В учебниках Колмогорова и Мордковича выделены обязательные задания и задания повышенного уровня. Профильное различие заключается в количестве практического материала и в сложности предлагаемых заданий.

 

Сравнительный анализ содержания школьных учебников показал, на наш взгляд, что для работы в классе с углубленным изучением математики, т. е. для физико-математических классов, больше всего подходит учебник       Н. Я. Виленкина, для общеобразовательных классов учебники С. М. Никольского и А. Г. Мордковича, для гуманитарных классов, в которых математика изучается по минимуму учебник А. Н. Колмогорова.

Специально разработанные  учебники по математике для разных профилей на данный момент ещё не получили широкого распространения, поэтому  при подготовке к уроку учитель пользуется несколькими учебниками и различными методическими пособиями. Например, при подготовке к уроку математики в классе физико-математического профиля некоторые учителя пользуются одновременно учебниками А. Г. Мордковича и Н. Я. Виленкина, что обусловлено полнотой содержания по данной теме и трудностью подобранного задачного материала. В этом состоит одна из проблем обучения математике в классах разного профиля.

 

 

 

§4. Модульная  карта изучения темы «Логарифмические уравнения»

1. Учебная цель: познакомить учащихся с логарифмическими уравнениями и способами их решения, научить решать логарифмические уравнения.

2. Блок информации: учебник

Урок 1.

Решение логарифмических  уравне-ний (с использованием модульного обучения и лекционного метода.

 

Промежуточный контроль:

Работа по карточкам, индиви-дуальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль и взаимо-помощь.

Проверка домашних дифференци-рованных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Урок 2. «Подготовка к контрольной работе».

Взаимоконтроль, выставление  рейтинговых оценок, самооценка.

 

 

 

 

 

 

Урок 3. Контрольная работа по теме: «Логарифмические уравне-ния».

Промежуточный контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, домашняя дифференцированная работа, контроль учащихся при выполнении заданий.

Содержание карточек.

1) Решите уравнения:

, ,

,

,

,                 на «3»

,

,

.

2) Решите уравнения:

,

,

,

Найдите больший корень уравнения.

 Решите уравнения:  на «4»

,

.

3) Решить уравнения:

,

,

,

          на  «5»

Самостоятельная работа  «Логарифмические уравнения».

 Решить уравнения:

На «3»:

,

,

.

На «4»:

,

,

.

На «5»:

,

,

.

На данном этапе решаются задания аналогичные заданиям в контрольной работе.

Все задания поделены на три уровня. Со слабыми учениками  решение всех заданий осуществляется на доске.

Учащиеся, имеющие более  высокие знания, решают самостоятельно, а затем проверяют своё решение по листу самоконтроля.

Контрольная работа предполагает задания на «3», «4» и «5».

Приведём примеры заданий:

На «3»:

Найти x, если: .

Найти область определения функции: .

Решите уравнение:

На «4»:

Найти x, если: .

Найти область определения функции: .

Решите уравнение: .

На «5»:

Найти x, если: .

Найти область определения функции: .

Решите уравнение:

Информация о работе Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения»