Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:46, дипломная работа
Целями исследования являются: выявление сущности профильного обучения, определение особенностей изучения логарифмических уравнений в классах разного профиля.
Для осуществления поставленных целей выделим следующие задачи:
1 Теоретически обосновать понятие профильного обучения и его сущность.
2 Выявить требования государственного стандарта к изучению вопросов рассматриваемой темы.
3 Описать содержание алгебраической части профильного курса по изучению логарифмических уравнений.
4 Провести анализ учебной и учебно-методической литературы.
5 Раскрыть специфику обучения избранному вопросу в классах разного профиля.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения……………………………………………………………8
§ 1. Профильное обучение в России и за рубежом………………………...8
1.1. История возникновения профильного обучения в России...8
1.2. О профильном образовании за рубежом…………………….9
§ 2. Профильное обучение на современном этапе развития образования………………………………………………………………………11
2.1. Профильное обучение как направление модернизации образования………………………………………………………………..11
2.2. Основные цели и направления профилизации образования………………………………………………………………..13
2.3. Организация профильного обучения………………………14
2.4. Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения……………………17
§ 3. Информационные технологии………………………………………...23
§ 4. Проблемы профильного обучения……………………………………26
§ 5. Профильный экзамен по математике…………………………………30
Глава 2. Изучение темы «Логарифмические уравнения» в классах разного профиля…………………………………………………………………32
§ 1. Сравнительный анализ стандартов среднего (полного) общего образования по математике базового и профильного уровней………..32
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….34
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме………………………………………………………………………...36
§ 4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»………………………………………………………………...41
§ 5. Методические рекомендации к изучению темы «Логарифмические уравнения»…………………………………………44
5.1. Физико-математический профиль…………………………44
5.2. Общеобразовательный и гуманитарный профиль………..52
§ 6. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Логарифмические уравнения»………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………...…55
Литература……………………………………………………………...56
Приложения………………………………………………………….....58
- Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число e.
- Преобразования выражений, включающих арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования.
- Решение логарифмических уравнений и неравенств. [15], [19]
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен уметь:
• решать рациональные,
показательные и
• доказывать несложные неравенства;
• решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
• изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
• находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
• решать уравнения, неравенства
и системы с применением
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Требования к подготовке школьников, изучающих математику по программе базового уровня, не предусматривают детального изучения логарифмических уравнений; от учащихся требуется умение решения простейших логарифмических уравнений, в большинстве случаев без глубокого анализа полученного ответа.
В целом, содержание материала темы «Логарифмические уравнения» на базовом и профильном уровнях остается практически одинаковым, однако глубина изучения материала на этих уровнях существенно различается.
§ 2. Примерное распределение времени на изучение темы «Логарифмические уравнения»
В данном параграфе приведены примеры распределения времени на изучение логарифмических уравнений для профилей, в которых математика не является профилирующим предметом (варианты I и II), и для профилей, в которых математика является профилирующим предметом (варианты III и IV). В зависимости от уровня подготовки класса, и при наличии дополнительных учебных часов учитель вносит коррективы в учебное планирование.
С. М. Никольский (10 класс)
I - 2,5 часа в неделю, всего 85 часов.
II - 3 часа в неделю, всего 102 часов.
III - 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Название темы |
Количество часов по вариантам | |||
I |
II |
III |
IV | |
Логарифмические уравнения |
2 |
2 |
2 |
3 |
А. Н. Колмогоров (11 класс)
I – 2 часа в неделю в первом полугодии, всего 86 часов,
3 часа в неделю во втором полугодии.
II - 3 часа в неделю, всего 102 часа.
III - 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Название темы |
Количество часов по вариантам | ||
I |
II |
III | |
Решение логарифмических уравнений и неравенств |
4 |
5 |
5 |
А. Г. Мордкович (11 класс)
3 часа в неделю, всего 102 часа.
Название темы |
Количество часов |
Логарифмические уравнения |
3 |
Н. Я. Виленкин (11 класс)
5 часов в неделю, всего 170 часов.
Название темы |
Количество часов |
Логарифмические уравнения |
6 |
[10], [17], [20]
§ 3. Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме
Логико-дидактический анализ представляет последовательность действий: определение цели обучения теме; логический и математический анализ содержания темы (теоретического и задачного материала); постановка основных учебных задач и выбор соответствующих учебно-познавательных действий; отбор основных средств, методов и приёмов обучения; определение форм контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся.
Логический анализ темы, прежде всего, сводится установлению логической организации учебного материала в ней с учётом специфики аксиоматического метода. Математический анализ сводится к выяснению основной математической идеи темы (ответ на вопрос, о чём в этой теме узнаем), к выяснению математических обоснований выполняемых преобразований, исследований, доказательств, к осмыслению применяемых в теме математических методов и приёмов. Результатом выполнения логико-математического анализа будет определение «ядерного» материала, логической строгости его изучения и математических методов и приёмов изучения этого материала. На основе логико-математического анализа теоретического материала темы выполняется анализ математических задач. Результатом анализа математических задач будет в каждой теме своя типология; основные задачи, которые необходимо решать в классе; методическое отношение к остальным задачам.
Проведём логико-математический анализ темы «Логарифмические уравнения» в различных школьных учебниках. С этой целью выясним:
В рассматриваемых учебниках исследуемой теме отводится разное место. Так, в учебнике А. Н. Колмогорова [5] тема «Логарифмические уравнения» изучается в десятом параграфе пункт 39 главы «Показательная и логарифмическая функции». В учебнике С. М. Никольского [4] она изучается в шестом параграфе пункт 6.2 главы «Корни, степени, логарифмы». В учебнике Н. Я. Виленкина [1] во втором параграфе пункты 3-4 главы «Показательная, логарифмическая и степенная функции». А в учебнике А. Г. Мордковича [2] данная тема изучается в пятьдесят втором параграфе главы «Показательная и логарифмическая функции».
Проанализируем пункты этих учебников в отдельности.
В учебнике А. Н. Колмогорова тема «Логарифмические уравнения» объединена с логарифмическими неравенствами в пункте «Решение логарифмических уравнений и неравенств». Сразу (без определения) даётся простейшее логарифмическое уравнение и рассматриваются его свойства на примере логарифмической функции, из определения логарифма делается вывод, что его решением является . Затем рассматриваются примеры решения логарифмических уравнений и неравенств.
В учебнике С. М. Никольского тема «Логарифмические уравнения» выделена отдельным пунктом. Логарифмическое уравнение вводится следующим образом:
«Пусть a – данное положительное, не равное 1 число, b – данное действительное число. Тогда уравнение
называют простейшим логарифмическим уравнением ».
далее в параграфе рассматриваются различные примеры решения уравнений.
В учебнике Н. Я. Виленкина данная тема разбита на два пункта и рассматривается одновременно с логарифмическими неравенствами:
«Простейшим логарифмическим уравнением (т.е. уравнением, содержащим неизвестное под знаком логарифма) является , где , . Так как равенство равносильно равенству , то получем:
Если , то корень уравнения равен ».
Уравнение , где , , равносильно системе:
состоящей из уравнения и двух неравенств.
Даётся краткий алгоритм для решения логарифмических уравнений:
Для решения уравнения при , нужно:
1) решить уравнение f(x)=g(x);
2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенству f(x)>0 (или, то же самое, неравенству g(x)>0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.
Далее рассматриваются
примеры решения
В учебнике А. Г. Мордковича тема «Логарифмические уравнения» выделена отдельным пунктом. Понятие логарифмического уравнения дано следующим образом:
«Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида
,
где a – положительное число, отличное от 1, и уравнения, водящиеся к этому».
Сформулирована теорема:
Если и , то логарифмическое уравнение (где , ) равносильно уравнению .
Выделяются три основных метода решения логарифмических уравнений:
1) Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции (он был рассмотрен ранее при изучении свойств функции).
2) Метод потенцирования. Он основан на теореме, изложенной в параграфе.
3) Метод введения новой переменной.
Все методы решения
логарифмических уравнений
Задачный материал включает: простейшие логарифмические уравнения, а также более сложные, содержащие в подлогарифмическом выражении квадратный трёхчлен и иррациональность, содержащие в основании дробные числа, выражения с переменной и иррациональность, дробные логарифмические уравнения, уравнения, содержащие логарифм в степени, логарифмические неравенства и системы уравнений. В учебниках Колмогорова и Мордковича выделены обязательные задания и задания повышенного уровня. Профильное различие заключается в количестве практического материала и в сложности предлагаемых заданий.
Сравнительный анализ содержания школьных учебников показал, на наш взгляд, что для работы в классе с углубленным изучением математики, т. е. для физико-математических классов, больше всего подходит учебник Н. Я. Виленкина, для общеобразовательных классов учебники С. М. Никольского и А. Г. Мордковича, для гуманитарных классов, в которых математика изучается по минимуму учебник А. Н. Колмогорова.
Специально разработанные учебники по математике для разных профилей на данный момент ещё не получили широкого распространения, поэтому при подготовке к уроку учитель пользуется несколькими учебниками и различными методическими пособиями. Например, при подготовке к уроку математики в классе физико-математического профиля некоторые учителя пользуются одновременно учебниками А. Г. Мордковича и Н. Я. Виленкина, что обусловлено полнотой содержания по данной теме и трудностью подобранного задачного материала. В этом состоит одна из проблем обучения математике в классах разного профиля.
§4. Модульная карта изучения темы «Логарифмические уравнения»
1. Учебная цель: познакомить учащихся с логарифмическими уравнениями и способами их решения, научить решать логарифмические уравнения. | |
2. Блок информации: учебник | |
Урок 1. Решение логарифмических уравне-ний (с использованием модульного обучения и лекционного метода.
Промежуточный контроль: Работа по карточкам, индиви-дуальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль и взаимо-помощь. Проверка домашних дифференци-рованных работ.
Урок 2. «Подготовка к контрольной работе». Взаимоконтроль, выставление рейтинговых оценок, самооценка.
Урок 3. Контрольная работа по теме: «Логарифмические уравне-ния». Промежуточный контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, домашняя дифференцированная работа, контроль учащихся при выполнении заданий. |
Содержание карточек. 1) Решите уравнения: , , , , , на «3» , , . 2) Решите уравнения: , , , Найдите больший корень уравнения.
Решите уравнения: на «4» , . 3) Решить уравнения: , , , на «5» Самостоятельная работа «Логарифмические уравнения». Решить уравнения: На «3»: , , . На «4»: , , . На «5»: , , . На данном этапе решаются задания аналогичные заданиям в контрольной работе. Все задания поделены на три уровня. Со слабыми учениками решение всех заданий осуществляется на доске. Учащиеся, имеющие более высокие знания, решают самостоятельно, а затем проверяют своё решение по листу самоконтроля. Контрольная работа предполагает задания на «3», «4» и «5». Приведём примеры заданий: На «3»: Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение: На «4»: Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение: . На «5»: Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение:
|