Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:18, реферат

Описание работы

Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования
5
Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО
10
Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система
19
Заключение
22
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат_ФГОС.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

 

 

Отдел аспирантуры, докторантуры

и дополнительного профессионального образования УНИД

 

 

Направление подготовки Актуальные вопросы введения ФГОС

 

Программа «Особенности реализации ФГОС в системе высшего образования»   (72 ч.)

 

 

 

Тема реферата:

Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО

 

 

 

 

Выполнил (а):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2011

Содержание

 

 

Стр.

Введение

3

  1. Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования

5

  1. Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО

10

  1. Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система

19

Заключение

22

Библиографический список

26

Приложения

28


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучая различные международные рейтинги высших учебных заведений, можно констатировать, что качество высшего профессионального образования в Российской федерации продолжает ухудшаться. Так QS World University Ranking , ставит лучший Российский вуз – МГУ им. М. В. Ломоносова на 93 место в 2010 году и на 112 место – в 2011 году. Российские эксперты считают, что российские вузы занимают низкие позиции в рейтинге по вполне объективным причинам [5].

Президент России Дмитрий Медведев на одном из недавних совещаний потребовал улучшить качество образования. "Для этого следует разработать профессиональные стандарты, на основе которых должно строиться обучение", - заявил он. С ним соглашается и премьер-министр, подчеркивая значение контроля качества образовательных услуг. По его мнению: "Система контроля и надзора в образовании должна быть нацелена на защиту прав и интересов граждан, прежде всего. На то, чтобы оградить их от возможных рисков и некачественных услуг".

Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании.  «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.

В то же время глава российского правительства заметил, «что в непростые времена нам удалось сберечь лучшие традиции, преемственность и качествовысшего образования».  «Я убежден, что отечественное российское образование сохранило свои главные, основные конкурентные преимущества. Мы с вами сталкиваемся с такой проблемой, как утечка мозгов. Это, конечно, говорит о том, что у нас еще не создаются условия для наилучшего применения этих людей. Но это не вина высшей школы (сейчас мы эти проблемы не будем рассматривать, в другом месте поговорим), – это говорит о том, что высшая школа-то выдает качественный продукт, востребованный и крупными компаниями – и нашими, и мировыми, и научными центрами», - сообщила пресс-служба премьер-министра [19].

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза [24].

В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для оценки качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и развития ФГОС ВПО, а также обосновать возможность разработки системы оценки качества образования в образовательном учреждении высшего профессионального профиля.

Из всего вышесказанного следует вывод основной цели данного реферата,  а именно, рассмотреть подходы к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО с точки зрения их проблематики.

Указанная цель может быть декомпозирована на следующие задачи:

  • изучить методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования;
  • диагностировать подходы к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО;
  • проанализировать возможности использования в качестве организационного механизма оценки качества освоения основных образовательных программ балльно-рейтинговой системы.

В ходе исследования были использованы следующие методы научного познания: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация, изучение монографических публикаций и статей, нормативно-правовой базы.

 

  1. Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования

 

Как и в большинстве стран мира система по предоставлению образовательных услуг в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих составляющих [4]:

-преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня  и направленности;

-сети реализующих их образовательных  учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

-органов управления образованием  и подведомственных им учреждений  и организаций».

Ключевыми в этой совокупности являются образовательные учреждения, представляющие собой не только главные «исполнительные механизмы» системы образования, но и основную, если так можно сказать, «форму существования» образовательной системы. Ведь качество и образовательных программ, и управления образованием проявляется, в конечном счете, именно через качество образовательных учреждений. Более того, сами органы управления образованием и государственные образовательные стандарты составляют, по существу, лишь необходимую (и часто лишь минимальную) законодательно-нормативную основу, базу, платформу, на которой должны строить свою деятельность образовательные учреждения. И, наконец, главное: именно образовательные учреждения напрямую и более всего (и по времени, и по интенсивности контактов) взаимодействуют с самими заказчиками и получателями образовательных услуг, которые только и могут объективно оценить качество существующей системы образования [11].

Таким образом, определяющим фактором качества системы образования в целом является уровень качества образовательных учреждений, а, точнее, уровень качества оказываемых ими образовательных услуг.

Выделяя из всего круга образовательных учреждений именно вузы, хотелось бы с самого начала обратить внимание на два обстоятельства [8, 16].

Первое особенно характерно именно для высшей школы и выражается в том, что деятельность вузов осуществляется сегодня в условиях все возрастающей конкуренции. Это оказывает в настоящее время чрезвычайно сильное влияние на стремление вузов заработать, удержать и повысить свою известность, т.е., если говорить по-современному, стать максимально конкурентоспособными. Добиться этого без предоставления качественных образовательных услуг невозможно. Но любое сравнение предполагает наличие механизма сопоставления. Именно это сделало весьма актуальной и задачу сравнительного мониторинга вузов, и в целом проблему квалиметрии вузов.

Второе обстоятельство носит более общий характер. Речь идет о том, что образовательная система любого уровня, в том числе и на уровне отдельно взятого вуза, представляется «единой функциональной системой оценивания и управления качеством образования», обладающей всеми системными атрибутами -- целью функционирования, структурой, алгоритмом (процессом), качеством (эффективностью) функционирования, а также технической (технологической) реализуемостью. На эту особенность указано, в частности, в работах, изученных в ходе подготовки реферата [4,5,8,9,11, 12, 16, 17, 21]. Данное обстоятельство имеет далеко идущие последствия, и именно оно является принципиально важным при выборе методов управления качеством объекта, в том числе и вуза.

Результаты деятельности высших учебных заведений проявляются в нескольких видах, а именно, в виде:

- услуг образовательного характера;

- научно-технической продукции;

- интегрированной продукции на  базе научно-технической продукции  и образовательных услуг;

- учебно-методической продукции.

Хотя в деятельности того или иного вуза, как правило, присутствует весь спектр указанных выше направлений деятельности, образовательные услуги (образование), безусловно, являются определяющими для их оказания вузы, собственно, и создаются [12].

Это принципиально важно, так как четко определяет главную (целевую) составляющую деятельности любого вуза предоставление образовательных услуг. Так, в работе отмечается: «…особое внимание должно уделяться качеству образовательных услуг как одному из важнейших критериев оценки образовательной деятельности», имеют свои особенности, подробно рассмотренные в работах. Здесь под образовательными услугами понимают «объем учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практических навыков, передаваемых личности по определенной программе» [1, 9, 17, 19, 23].

Обратим внимание на важную особенность образовательных услуг, а именно: этому виду услуг присущи те же характеристики, что и любой услуге как таковой. Таких характеристик несколько, среди них:

- низкая степень осязаемости. Действительно, «невозможно до момента приобретения  в полном объеме попробовать  на вкус, увидеть, услышать или  понюхать всю ту совокупность  знаний и практических навыков, которые получит гражданин, приобретая образовательные услуги».;

- неотделимость образовательной  услуги от своего источника, т.е. от «научно-педагогических кадров  вуза, его материально-технической  базы, информационных и финансовых  ресурсов или, другими словами, совокупного  научно-образовательного потенциала вуза»»;

- с неосязаемостью и неотделимостью  образовательных услуг связана  «невозможность их хранения и  транспортировки, рассредоточенность  и локальность образовательных  учреждений и рынка этих услуг»;

- непостоянство качества. «Неодинаковый уровень накопленного научно-образовательного потенциала вуза объективно предопределяет и различный уровень качества образовательных услуг, поэтому уровень подготовки студентов по одной и той же специальности нередко резко отличается у разных вузов».

Те, кто знакомился когда-либо с общими характеристиками услуг увидит в перечисленном все те отличительные признаки, которые характерны для любой услуги как таковой. Вместе с тем образовательные услуги имеют и свои особенности [25]:

-во-первых, своеобразный характер образовательной деятельности затрудняет оценку потребительских свойств предоставляемых вузом услуг. У потенциальных заказчиков (потребителей) сегодня имеется лишь одна и притом косвенная возможность оценки результатов образовательной деятельности какой-либо конкретной высшей школы – на основе сбора и анализа мнения тех, кто уже воспользовался или пользуется сейчас ее услугами, или на основе соответствующей рекламы;

-во-вторых, в отличие от материально-вещественного  производства, процессы создания и потребления услуги соединены: момент создания профессорско-преподавательским составом вуза образовательных услуг одновременно выступает начальным моментом их потребления обучающимися.

Отдельно следует остановиться и на объектах получения образовательных услуг. В то время как субъект оказания образовательных услуг один – вуз, объектов получения образовательных услуг (потребителей) у него может быть много: выпускники учреждений среднего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования, а также специалисты, индивидуально заинтересованные в повышении квалификации или в переквалификации [18].

Информация о работе Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО