Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:18, реферат

Описание работы

Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования
5
Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО
10
Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система
19
Заключение
22
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат_ФГОС.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся: критериально-ориентированный, ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика и нормативно-ориентированный. Кроме того, последние тенденции в оценке результатов обучения водятся к следующим: переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку, переход от письменной проверки к аутентичной проверке, изменение характера оценки педагога, самооценки учащихся, оценки, проводимой другими, например, будущим работодателем: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время), переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно, переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся.

Все это позволило нам сформулировать возможные критерии анализа системы оценки качества освоения основных образовательных программ на основе анализа достижений учащегося:

  1. До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны демонстрировать учащиеся на выходе, и на каком уровне.
  2. Приоритетной целью системы оценки достижения в текстах ФГОС должна быть ориентация на совершенствование преподавания и процесса обучения.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы представления и использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся одной образовательной программы ФГОС для создания условий здоровой конкуренции выпускников.
  4. Инструментарий вуза для оценки достижения стандартов должен быть валидным по отношению к образовательным стандартам.
  5. Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией в самом начале обучения.
  6. Преподаватели и будущие работодатели не только должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки, но и совместно изыскивать ресурсы для обеспечения результата.
  7. Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, преподавателям, работодателям, управленцам и другим пользователям) и, по возможности стандартизирована.
  8. Используемая система оценки должна постоянно подвергаться самоанализу учебного заведения (статистическому, прагматическому, управленческому и др.) и совершенствоваться.

Еще один спектр рассматриваемых нами вопросов, касался организационных механизмов оценки качества освоения основных образовательных программ. В условиях когда многомерной линейной оценки уже не достаточно, необходима оценка дифференцированная, и, вследствие этого, возникает проблема оценки компетенций. На наш взгляд, она состоит из трех компонентов:

  1. Отсутствуют четко структурированные единицы образовательной программы, направленные непосредственно на формирование одной или нескольких компетенций. Реализуются связи «многие ко многим», где многие модули (дисциплины) формируют многие компетенции.
  2. Отсутствует адекватный механизм оценки модулей. Перенос старых механизмов оценки в современные условия, что и происходит в большинстве случаев, не может дать необходимых результатов. Следствием этого является то, что в ФГОС и Типовом положении о вузе система оценки освоения ООП связывается с формами контроля по дисциплине (а не с контролем формирования компетенций). То есть уже во ФГОСе заложена системная ошибка.
  3. Как оценить являющиеся частью компетенции врожденные и сформированные личные качества обучающегося?

Анализируя эти и сопутствующие аспекты проблемы оценки компетенций, мы пришли к выводу о том, что они могут найти свое решение в создании механизмов оценки качества освоения основных образовательных программ на базе балльно-рейтинговых систем.

В качестве примера была рассмотрена система контроля качества освоения ООП ВПО в РГГУ. Эта система с успехом адаптируется к условиям, когда изменяются объекты оценки (переход от знаний, умений, навыков к компетенциям), в том числе и потому, что позволяет измерить (соотнести) личные качества, ставшие частью компетенций.

Таким образом, в ходе проведенного исследования при реферировании на заданную тему нами бала достигнута поставленная цель, а именно рассмотрены подходы к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО с точки зрения их проблематики в различных точках зрения. Нами были особо рассмотрены проблемы с точки зрения управления качеством, с позиции современных тенденций управления образовательным процессом и с точки зрения анализа адаптивных организационных механизмов оценки основных образовательных программ ФГОС ВПО.

 

 

Библиографический список

    1. Акперов, И. Г. Общественная оценка качества образования в ЮФО / И. Г. Акперов // Высш. образование в России. – 2009. – № 2. – С. 29-33.
    2. Барская, Н. А. Самооценка в системе обеспечения качества подготовки специалистов / Н. А. Барская // Высш. образование сегодня. – 2008. – № 12. – С. 73-75.
    3. Бирюкова, Л. И. Самооценка в системе инструментов измерения результативности деятельности университета / Л. И. Бирюкова, Н. Ш. Ватолкина, Т. А. Салимова // Управление качеством : практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 69-78. – Библиогр. в конце ст. – (Управление качеством).
    4. Болотин, И. С. Проблемы качества образования в условиях инновационной экономики / И. С. Болотин, Н. Д. Сорокина // Соц.-гуманит. знания. – 2009. – № 5. – С. 172-180.
    5. Газета.RU. [Электронный ресурс]- © ЗАО «Газета.Ru». (1999-2011). – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/social/2011/09/05/3757301.shtml, свободный
    6. Гнатышина, Е. А. Модель управления качеством компетентностной подготовки педагога профессионального обучения / Е. А. Гнатышина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 3. – С. 7-11.
    7. Горбашко, Е. Обеспечение качества высшего образования : перспективы развития / Е. Горбашко, С. Шендерова // Стандарты и качество. – 2008. – № 11. – С. 68-72.
    8. Елистратова, И. В. Система управления качеством образовательного процесса : монография / И. В. Елистратова; Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия. – Нижний Тагил, 2008. – 168 с.
    9. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль в образовании : учебное пособие / Н. Ф. Ефремова. – М.: Логос, 2007. – 368 с.
    10. Звонников, В. И. Качество образования, или Кое-что новое о вечной проблеме / В. И. Звонников // Высш. образование сегодня. – 2009. – № 8. – С. 26-31.
    11. Королев, М. Ф. Качество образования : международный форум в Москве : [о III Международном форуме «Гарантии качества профессионального образования», Москва, 13-15 ноября 2008 г.] / М. Ф. Королев // Аккредитация в образовании. – 2008. – № 27. – С. 64-65.
    12. Крутий, И. А. Успешность выпускников и качество их подготовки : [Современная гуманитарная академия] / И. А. Крутий, Н. С. Крутий, А. Д. Якушева // Инновации в образовании. – 2009. – № 8. – С. 31-57.
    13. Крюков, Д. Н. О некоторых вопросах обеспечения качества подготовки : (из опыта Южно-Уральского профессионального института) / Д. Н. Крюков // Высш. образование в России. – 2009. – № 4. – С. 144-146.
    14. Ленская, Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя : [международные исследования] / Е. А. Ленская // Вопросы образования. – 2008. – № 4. – С.81-95. – Библиогр. в конце ст.
    15. Михайлова, Т. А. Проблемы интеграции России в мировое образовательное пространство : доступность и качество образования в России и Германии : сравнительные аспекты / Т. А. Михайлова // Alma mater. - 2009. - № 3. - С. 67-72. - Библиогр. в конце ст.
    16. Мотова, Г. Н. Болонский процесс и национальные приоритеты : в поисках моделей адаптации : [об исследованиях состояния национальных систем гарантии качества в Европе] / Г. Н. Мотова, В. И. Чепурных // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 26. - С. 56-57.
    17. Никитина, Н. Ш. Мониторинг качества подготовки специалистов в вузе / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 4. – С. 18-23.
    18. Никитина, Н. Ш. Примерная методика мониторинга и оценивания качества подготовки специалистов в вузе / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева // Университетское управление : практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 79-84.
    19. Новости онлайн [Электронный ресурс]. – © ООО «КМ» (1999-2011). - Режим доступа : http://www.km.ru/v-rossii/2011/08/24/vysshee-obrazovanie-v-rossii/putin-nazval-utechku-mozgov-svidetelstvom-konkurent
    20. Петров, В. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации / В. Петров, В. Столбов, М. Гитман // Высш. образование в России. – 2008. – № 8. – С. 13-19.
    21. Расторгуева, Н. Ф. Качество образования – залог конкурентоспособности выпускника// Мир образования - образование в мире. – 2008. – № 4. – С.191-208
    22. Садовничий, В. А. Университеты на пути к новому качеству образования : доклад на совещании Президиума РАН 18 июня 2008 г. / В. А. Садовничий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2009. – № 1. – С. 3-15.
    23. Факторович, А. А. Управление качеством образовательного процесса в современном вузе / А. А. Факторович // Педагогика. – 2009. – № 3. – С. 80-83.
    24. Филюк, Е. В. Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении (новые технологии управления качеством образования). - «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - №1 (03). Март 2011.
    25. Шурупова, Р. В. Качество образовательной услуги и профессионализм педагога / Р. В. Шурупова, И. И. Макарова // Высш. образование в России. – 2009. – № 3. – С. 169-171.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПриложениЯ

 

 

 

Приложение А

 

Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении, предложенная и апробированная в Ульяновской области

Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Разработка и апробация системы педагогического мониторинга.

Система - множество закономерных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга - первый шаг на пути управления качеством образования.

Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:  
I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат")  
II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;  
III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход";  
IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Группа

Объекты мониторинга

Методы, направления

I

Результативность учебно-воспитательного процесса

- тестирование (тестовые  задания и КИМы итоговой аттестации),  
- анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,  
- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.

II

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

- педагогические  кадры, их квалификация;  
- общие показатели, материально-техническая база;  
- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;  
- результативность образовательного процесса;  
- результативность воспитательного процесса;  
- инновационная и методическая деятельность;  
- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

III

Модель "вход-выход"

- психолого-педагогические  характеристики учащихся (в том  числе и уровень готовности  первоклассников); уровень обученности  и обучаемости;  
- изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);  
- модель выпускника школы (начальной, основной и средней),  
- поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,  
- работодатель и проблема трудоустройства.

IV

На уровне образовательного учреждения

- анализ урока;  
- рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения;  
- положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);  
- изучение потребностей всех участников образовательного процесса.


Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Периодичность

Ответственные (субъекты мониторинга)

Результат

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

2 раза в год

Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР

Аналитические записки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

1 раз в год (декабрь)

Руководители методических объединений, библиотекарь

Сводные таблицы, диаграммы

Методическая работа школы

Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы

2 раза в год (сентябрь, май)

Руководители методических объединений, зам. директора по УВР , члены методического совета школы

Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы

Деятельность учителя

Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей

Ежемесячно

Зам. дир. по УВР

Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность классного руководителя

Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций

Ежемесячно

Зам. дир. по ВР, социальный педагог , педагог -психолог

Справки, таблицы, диаграммы

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования

2 раза в год (сентябрь, апрель)

Руководители методических объединений, зам дир по УВР

Протоколы

Деятельность учащихся

Определение уровня (качества) обученности учащихся

Ежемесячно

Классные руководители, зам. дир. по УВР, учителя - предметники, педагог - психолог

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы


 

 

 

Приложение Б

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе контроля качества освоения

основных образовательных программ

высшего профессионального образования

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Контроль качества освоения  основных образовательных программ  высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО) студентами  РГГУ осуществляется путем организации  и проведения различных типов  контрольных мероприятий на всем  протяжении обучения, включая итоговую государственную аттестацию.

1.2. Настоящее Положение регламентирует  организацию и проведение входного  контроля, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, контроля  остаточных знаний и междисциплинарного  контроля освоения компетенций, систему учетной и аттестационной документации.

1.3. Организация и проведение  итоговой государственной аттестации  студентов РГГУ регламентируется  Положением об итоговой государственной  аттестации выпускников РГГУ. 

1.4. Положение разработано на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1-ФЗ  «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

Федеральный закон РФ от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 71  от 14.02.2008;

Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования РГГУ.

Информация о работе Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО