Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:18, реферат
Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.
Стр.
Введение
3
Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования
5
Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО
10
Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система
19
Заключение
22
Библиографический список
Вместе с тем, существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся: критериально-ориентированный, ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика и нормативно-ориентированный. Кроме того, последние тенденции в оценке результатов обучения водятся к следующим: переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку, переход от письменной проверки к аутентичной проверке, изменение характера оценки педагога, самооценки учащихся, оценки, проводимой другими, например, будущим работодателем: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время), переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно, переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся.
Все это позволило нам сформулировать возможные критерии анализа системы оценки качества освоения основных образовательных программ на основе анализа достижений учащегося:
Еще один спектр рассматриваемых нами вопросов, касался организационных механизмов оценки качества освоения основных образовательных программ. В условиях когда многомерной линейной оценки уже не достаточно, необходима оценка дифференцированная, и, вследствие этого, возникает проблема оценки компетенций. На наш взгляд, она состоит из трех компонентов:
Анализируя эти и сопутствующие аспекты проблемы оценки компетенций, мы пришли к выводу о том, что они могут найти свое решение в создании механизмов оценки качества освоения основных образовательных программ на базе балльно-рейтинговых систем.
В качестве примера была рассмотрена система контроля качества освоения ООП ВПО в РГГУ. Эта система с успехом адаптируется к условиям, когда изменяются объекты оценки (переход от знаний, умений, навыков к компетенциям), в том числе и потому, что позволяет измерить (соотнести) личные качества, ставшие частью компетенций.
Таким образом, в ходе проведенного исследования при реферировании на заданную тему нами бала достигнута поставленная цель, а именно рассмотрены подходы к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО с точки зрения их проблематики в различных точках зрения. Нами были особо рассмотрены проблемы с точки зрения управления качеством, с позиции современных тенденций управления образовательным процессом и с точки зрения анализа адаптивных организационных механизмов оценки основных образовательных программ ФГОС ВПО.
Библиографический список
ПриложениЯ
Приложение А
Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении, предложенная и апробированная в Ульяновской области
Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
Субъекты и объекты педагогического мониторинга.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
Разработка и апробация системы педагогического мониторинга.
Система - множество закономерных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга - первый шаг на пути управления качеством образования.
Существующие системы
мониторинга можно сгруппировать по следующим
основаниям:
I группа - мониторинг уровня
ЗУН обучающихся ("цель - результат")
II группа - мониторинг, связанный
с непосредственным накоплением и структуризацией
информации;
III группа - системы мониторинга,
построенные с использованием модели
"вход - выход";
IV группа - системы мониторинга
на уровне образовательного учреждения.
С их помощью предпринимаются попытки
ответить на вопросы об эффективности
той или иной технологии обучения, выделить
факторы, влияющие на качество обучения,
найти примеры связи квалификации педагога
и результатов преподавания.
Группа |
Объекты мониторинга |
Методы, направления |
I |
Результативность учебно-воспитательного процесса |
- тестирование (тестовые
задания и КИМы итоговой |
II |
Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса |
- педагогические
кадры, их квалификация; |
III |
Модель "вход-выход" |
- психолого-педагогические
характеристики учащихся (в том
числе и уровень готовности
первоклассников); уровень обученности
и обучаемости; |
IV |
На уровне образовательного учреждения |
- анализ урока; |
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) |
Цели мониторинга |
Периодичность |
Ответственные (субъекты мониторинга) |
Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения |
Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся |
2 раза в год |
Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР |
Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса |
Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. |
1 раз в год (декабрь) |
Руководители методических объединений, библиотекарь |
Сводные таблицы, диаграммы |
Методическая работа школы |
Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы |
2 раза в год (сентябрь, май) |
Руководители методических объединений, зам. директора по УВР , члены методического совета школы |
Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы |
Деятельность учителя |
Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей |
Ежемесячно |
Зам. дир. по УВР |
Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность классного руководителя |
Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций |
Ежемесячно |
Зам. дир. по ВР, социальный педагог , педагог -психолог |
Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно-планирующая документация |
Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования |
2 раза в год (сентябрь, апрель) |
Руководители методических объединений, зам дир по УВР |
Протоколы |
Деятельность учащихся |
Определение уровня (качества) обученности учащихся |
Ежемесячно |
Классные руководители, зам. дир. по УВР, учителя - предметники, педагог - психолог |
Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы |
Приложение Б
о системе контроля качества освоения
основных образовательных программ
высшего профессионального образования
1. Общие положения
1.1. Контроль качества освоения
основных образовательных
1.2. Настоящее Положение
1.3. Организация и проведение
итоговой государственной
1.4. Положение разработано на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1-ФЗ «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
Федеральный закон РФ от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки;
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14.02.2008;
Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».
Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования РГГУ.