Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:18, реферат
Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.
Стр.
Введение
3
Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования
5
Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО
10
Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система
19
Заключение
22
Библиографический список
Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для информирования общественности о результатах образования.
Возможные критерии анализа системы оценки качества освоения основных образовательных программ на основе анализа достижений учащегося:
в условиях масштабного внедрения ФГОС ВПО у вузов возникает множество сложностей, связанных с разработкой и реализацией основных образовательных программ. Один из аспектов возникновения сложностей связан с декларируемым образовательным стандартом компетентностным подходом. Вместо привычных знаний, умений и навыков необходимо формировать у обучающихся компетенции – способности применять знания, умения и навыки, а также врожденные и сформированные личные качества для решения профессиональных задач.
При этом компетенции, являясь базовой парадигмой новых стандартов, наличествуют в следующих документах:
Таким образом, присутствие компетенций в разной мере в указанных документах и порожденная этим необходимость фокусировать образовательный процесс на их формировании, приводит нас к необходимости оценивать в качестве образовательного результата не разрозненные знания, умения и навыки, а их совокупность и проявление в конкретной компетенции. То есть многомерной линейной оценки уже не достаточно, необходима оценка дифференцированная, и, вследствие этого, возникает проблема оценки компетенций. На наш взгляд, она состоит из трех компонентов:
Эти и сопутствующие аспекты проблемы оценки компетенций, на наш взгляд, могут найти свое решение в создании механизмов оценки качества освоения основных образовательных программ на базе балльно-рейтинговых систем.
На сегодняшний день существует множество примеров использования подобных систем оценки учебных достижений в школах, вузах и других образовательных учреждениях. Например, на кафедре информационного менеджмента НИУ БелГУ успешно используется подобная система в рамках преподавания различных дисциплин.
В Приложении Б приведено Положение о системе контроля качества освоения ООП ВПО в РГГУ. Этот вуз одним из первых (1999 год) внедрил указанную систему в образовательный процесс в качестве организационного стандарта, и с тех пор постоянно анализирует результаты и совершенствует ее. Как показала практика, эта система с успехом адаптируется к условиям, когда изменяются объекты оценки (переход от знаний, умений, навыков к компетенциям). Это обусловлено тем, что данный инструмент позволяет измерить, в том числе, и личные качества, ставшие частью компетенций.
Особенностью анализируемой системы оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО является алгоритм оценивания в рамках всех видов осуществляемого контроля.
Приведем перечень видов контроля с уточнением цели и алгоритма проведения.
1. Входной контроль
Цель: оценка качества подготовки на предшествующем уровне образования и степени готовности к освоению ООП.
Проводится на 1 курсе бакалавриата или магистратуры по дисциплинам (темам), интересующим вуз.
Лежит в основе корректировки учебных программ.
2. Текущий контроль успеваемости
Цель: оценка знаниевых компонентов компетенций после изучения дисциплин.
Проводится по истечении не менее трех месяцев после окончания изучения дисциплины (модуля) не реже 1 раза в год по ООП.
Формы: ФЭПО, тестирование в системе E-learning, иные формы тестов.
Текущий контроль успеваемости имеет целью оценить систематичность учебной работы студента в течение семестра, и включает в себя ряд контрольных мероприятий, реализуемых в рамках аудиторной и/или самостоятельной работы студента и нацеленных на проверку освоения отдельных элементов компетенций, формируемых во время обучения по дисциплине.
Проводится в рамках изучения дисциплины в течение семестра.
Виды, формы и график определяется руководителем ООП и кафедрой.
Возможные формы: опрос; тестирование; самостоятельная, контрольная, лабораторная работа; эссе; реферат; доклад; участие в коллоквиуме, деловой или ролевой игре; выполнение и защита учебного или научного проекта; ведение и презентация студентом портфолио учебных и творческих достижений и др.
Измеряется по 100-балльной шкале (максимум 60 баллов).
Преподаватель в течение семестра проводит текущий контроль по графику, зафиксированному в УМК.
Студент накапливает баллы (не более 60); при пропуске контрольных процедур он может выполнить дополнительный задания для компенсации баллов.
На 6, 12 и 17 неделе семестра преподаватель заносит накопленные баллы в ведомость и размещает на сайте.
3. Промежуточная аттестация
Проводится в конце изучения дисциплины (семестровой части дисциплины), практики или НИР в виде зачета и/или экзамена.
Возможные формы: тестирование, коллоквиум, диспут, кейс, эссе, деловая или ролевая игра, презентация проекта или портфолио и др.
Оценивается по 100-балльной шкале (не менее 40 баллов).
Алгоритм оценивания по модулю:
4. Контроль остаточных знаний. Проводится по мере необходимости.
5. Междисциплинарный контроль
Таким образом, формируется суммарный рейтинг студента, определяющий успешность освоения основной образовательной программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты проведенного исследования проблемы подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО, можно говорить о том, что исследуемая область требует повышенного внимания в виду особой важности для общества, государства и индивидуума результатов функционирования образовательных систем высшего профессионального профиля.
Однако, не только этим руководствуются исследователи проблем управления качеством образования. Их цель не только сохранить преемственность в образовательной системе России, но и расширить культурное, социальное, экономическое и др. партнерство элементов российской системы с элементами зарубежных образовательных систем.
Эффективность исследований по оценке качества образования в основном зависит от того, что понимается под качеством образования. Это понятие трактуется различными исследователями довольно неоднозначно.
Исследования показали, что можно выделить три основных подхода к оценке качества образования. Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.
Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств контроля для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.
Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. На наш взгляд, именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем.
Однако, до настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованной система показателей качества подготовки обучаемых, так же, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования. Указанные сложности усугубляются еще и высокой динамикой изменений в системе образования мирового уровня и уровня государства. В российской системе образования полным ходом идет реализация Болонской договоренностей, в рамках которой осуществляется переход к двухуровневой системе подготовки специалистов, для чего были разработаны и внедряются ФГОС ВПО.
Основным отличием ФГОС ВПО от предшествующих поколений стандартов стало то, что в основу образовательных результатов положены компетенции - сложные образования, вытекающие из полученных знаний, умений и навыков, приращенного опыта и индивидуальных особенностей, интегральный результат обучения. Оценить такой результат не так просто. Это становится почвой для разработки различных подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО. Выбор в такой ситуации становится достаточно сложным. В этом и заключается основная проблема
Концептуально-методическая основа для оценки качества образования выпускников должна включать следующие основные направления (блоки):
1) фундаментальность образования,
позволяющая иметь широту
2) целевая специализация образования, позволяющая быстро адаптироваться и успешно осуществлять конкретные обязанности;
3) наличие творческих навыков и способности к генерации нововведений;
4) умение и способности
5) общественно-нравственные
Оценка качества образования в соответствии с представленными направлениями должна далее предполагать обоснование системы критериев, методов расчета комплексной, интегральной оценки, организации и информатизации оценок, являющихся составными элементами мониторинга качества образования.
Наши исследования показали, что все многообразие подходов к оценке сводится к двум основным направлениям: оценка как проверка и оценка как механизм диалога и саморазвития. Выбирая тот или иной подход, надо учесть необходимость баланса, при котором ясно, что важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные преподаватели, самостоятельные и самоуправляемые вузы, диалог работодателей и вузов, диалог вузов и ведомства, проводящих образовательную политику, диалог всех вышеуказанных с обществом и т.д.