Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:18, реферат

Описание работы

Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования
5
Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО
10
Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система
19
Заключение
22
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат_ФГОС.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для информирования общественности о результатах образования.

Возможные критерии анализа системы оценки качества освоения основных образовательных программ на основе анализа достижений учащегося:

  1. До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны демонстрировать учащиеся на выходе, и на каком уровне.
  2. Приоритетной целью системы оценки достижения в текстах ФГОС должна быть ориентация на совершенствование преподавания и процесса обучения.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы представления и использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся одной образовательной программы ФГОС для создания условий здоровой конкуренции выпускников.
  4. Инструментарий вуза для оценки достижения стандартов должен быть валидным по отношению к образовательным стандартам.
  5. Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией в самом начале обучения.
  6. Преподаватели и будущие работодатели не только должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки, но и совместно изыскивать ресурсы для обеспечения результата.
  7. Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, преподавателям, работодателям, управленцам и другим пользователям) и, по возможности стандартизирована.
  8. Используемая система оценки должна постоянно подвергаться самоанализу учебного заведения (статистическому, прагматическому, управленческому и др.) и совершенствоваться.

 

 

  1. Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система

 

в условиях масштабного внедрения ФГОС ВПО у вузов возникает множество сложностей, связанных с разработкой и реализацией основных образовательных программ. Один из аспектов возникновения сложностей связан с декларируемым образовательным стандартом компетентностным подходом. Вместо привычных знаний, умений и навыков необходимо формировать у обучающихся компетенции – способности применять знания, умения и навыки, а также врожденные и сформированные личные качества для решения профессиональных задач.

При этом компетенции, являясь базовой парадигмой новых стандартов, наличествуют в следующих документах:

  • Компетенции выпускника  как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО.
  • Матрица соотношения компетенций и дисциплин ООП ВПО.
  • Паспорта и программы формирования компетенций.
  • Учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин (модулей).
  • Рабочие программы практик.
  • Программа научно-исследовательской работы.

Таким образом, присутствие компетенций в разной мере в указанных документах и порожденная этим необходимость фокусировать образовательный процесс на их формировании, приводит нас к необходимости оценивать в качестве образовательного результата не разрозненные знания, умения и навыки, а их совокупность и проявление в конкретной компетенции. То есть многомерной линейной оценки уже не достаточно, необходима оценка дифференцированная, и, вследствие этого, возникает проблема оценки компетенций. На наш взгляд, она состоит из трех компонентов:

  1. Отсутствуют четко структурированные единицы образовательной программы, направленные непосредственно на формирование одной или нескольких компетенций. Реализуются связи «многие ко многим», где многие модули (дисциплины) формируют многие компетенции.
  2. Отсутствует адекватный механизм оценки модулей. Перенос старых механизмов оценки в современные условия, что и происходит в большинстве случаев, не может дать необходимых результатов. Следствием этого является то, что в ФГОС и Типовом положении о вузе система оценки освоения ООП связывается с формами контроля по дисциплине (а не с контролем формирования компетенций). То есть уже во ФГОСе заложена системная ошибка.
  3. Как оценить являющиеся частью компетенции врожденные и сформированные личные качества обучающегося?

Эти и сопутствующие аспекты проблемы оценки компетенций, на наш взгляд, могут найти свое решение в создании механизмов оценки качества освоения основных образовательных программ на базе балльно-рейтинговых систем.

На сегодняшний день существует множество примеров использования подобных систем оценки учебных достижений в школах, вузах и других образовательных учреждениях. Например, на кафедре информационного менеджмента НИУ БелГУ успешно используется подобная система в рамках преподавания различных дисциплин.

В Приложении Б приведено Положение о системе контроля качества освоения ООП ВПО в РГГУ. Этот вуз одним из первых (1999 год) внедрил указанную систему в образовательный процесс в качестве организационного стандарта, и с тех пор постоянно анализирует результаты и  совершенствует ее. Как показала практика, эта система с успехом адаптируется к условиям, когда изменяются объекты оценки (переход от знаний, умений, навыков к компетенциям). Это обусловлено тем, что данный инструмент позволяет измерить, в том числе, и личные качества, ставшие частью компетенций.

Особенностью анализируемой системы оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО является алгоритм оценивания в рамках всех видов осуществляемого контроля.

Приведем перечень видов контроля с уточнением цели и алгоритма проведения.

1. Входной контроль

Цель: оценка качества подготовки на предшествующем уровне образования и степени готовности к освоению ООП.

Проводится на 1 курсе бакалавриата или магистратуры по дисциплинам (темам), интересующим вуз.

Лежит в основе корректировки учебных программ.

2. Текущий контроль успеваемости

Цель: оценка знаниевых компонентов компетенций после изучения дисциплин.

Проводится по истечении не менее трех месяцев после окончания изучения дисциплины (модуля) не реже 1 раза в год по ООП.

Формы: ФЭПО, тестирование в системе  E-learning, иные формы тестов.

Текущий контроль успеваемости имеет целью оценить систематичность учебной работы студента в течение семестра, и включает в себя ряд контрольных мероприятий, реализуемых в рамках  аудиторной и/или самостоятельной работы студента и нацеленных на проверку освоения отдельных элементов компетенций, формируемых во время обучения по дисциплине.

Проводится в рамках изучения дисциплины в течение семестра.

Виды, формы и график определяется руководителем ООП и кафедрой.

Возможные формы: опрос; тестирование; самостоятельная, контрольная, лабораторная работа; эссе; реферат; доклад; участие в коллоквиуме, деловой или ролевой игре; выполнение и защита учебного или научного проекта; ведение и презентация студентом портфолио учебных и творческих достижений и др.

Измеряется по 100-балльной шкале (максимум 60 баллов).

Преподаватель в течение семестра проводит текущий контроль по графику, зафиксированному в УМК.

Студент накапливает баллы (не более 60); при пропуске контрольных процедур он может выполнить дополнительный задания для компенсации баллов.

На 6, 12 и 17 неделе семестра преподаватель заносит накопленные баллы в ведомость и размещает на сайте.

3. Промежуточная аттестация

Проводится в конце изучения дисциплины (семестровой части дисциплины), практики или НИР в виде зачета и/или экзамена.

Возможные формы: тестирование, коллоквиум, диспут, кейс, эссе, деловая или ролевая игра, презентация проекта или портфолио и др.

Оценивается по 100-балльной шкале (не менее 40 баллов).

Алгоритм оценивания по модулю:

  1. Выставляются баллы за формы текущего контроля.
  2. Суммируются баллы, наколенные студентом по текущему контролю.
  3. Выставляются баллы по промежуточной аттестации (за зачет или экзамен).
  4. Суммируются баллы за текущий контроль и промежуточную аттестацию.
  5. Баллы конвертируются в оценку.

4. Контроль остаточных знаний. Проводится по мере необходимости.

5. Междисциплинарный контроль компетенций. Проводится по мере необходимости и в рамках государственной аттестации.

Таким образом, формируется суммарный рейтинг студента, определяющий успешность освоения основной образовательной программы.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая результаты проведенного исследования проблемы подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО, можно говорить о том, что исследуемая область требует повышенного внимания в виду особой важности для общества, государства и индивидуума результатов функционирования образовательных систем высшего профессионального профиля.

Однако, не только этим руководствуются исследователи проблем управления качеством образования. Их цель не только сохранить преемственность в образовательной системе России, но и расширить культурное, социальное, экономическое и др. партнерство элементов российской системы с элементами зарубежных образовательных систем.

Эффективность исследований по оценке качества образования в основном зависит от того, что понимается под качеством образования. Это понятие трактуется различными исследователями довольно неоднозначно.

Исследования показали, что можно выделить три основных подхода к оценке качества образования. Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.

Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств  контроля для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.

Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. На наш взгляд, именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем.

Однако, до настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованной система показателей качества подготовки обучаемых, так же, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования. Указанные сложности усугубляются еще и высокой динамикой изменений в системе образования мирового уровня и уровня государства. В российской системе образования полным ходом идет реализация Болонской договоренностей, в рамках которой осуществляется переход к двухуровневой системе подготовки специалистов, для чего были разработаны и внедряются ФГОС ВПО.

Основным отличием ФГОС ВПО от предшествующих поколений стандартов стало то, что в основу образовательных результатов положены компетенции - сложные образования, вытекающие из полученных знаний, умений и навыков, приращенного опыта и индивидуальных особенностей, интегральный результат обучения. Оценить такой результат не так просто. Это становится почвой для разработки различных подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО. Выбор в такой ситуации становится достаточно сложным. В этом и заключается основная проблема

Концептуально-методическая основа для оценки качества образования выпускников должна включать следующие основные направления (блоки):

1) фундаментальность образования, позволяющая иметь широту кругозора  выпускников в соответствующих  сферах знаний;

2) целевая специализация образования, позволяющая быстро адаптироваться и успешно осуществлять конкретные обязанности;

3) наличие творческих навыков  и способности к генерации  нововведений;

4) умение и способности реализации  знаний и инновационно-инвестиционных  проектов в производственной и социальной сферах;

5) общественно-нравственные качества  выпускников и уровень образования  в социально-политической и гуманитарной  сфере.

Оценка качества образования в соответствии с представленными направлениями должна далее предполагать обоснование системы критериев, методов расчета комплексной, интегральной оценки, организации и информатизации оценок, являющихся составными элементами мониторинга качества образования.

Наши исследования показали, что все многообразие подходов к оценке сводится к двум основным направлениям: оценка как проверка и оценка как механизм диалога и саморазвития. Выбирая тот или иной подход, надо учесть необходимость баланса, при котором ясно, что важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные преподаватели, самостоятельные и самоуправляемые вузы, диалог работодателей и вузов, диалог вузов и ведомства, проводящих образовательную политику, диалог всех вышеуказанных с обществом и т.д.

Информация о работе Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО