Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:18, реферат
Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.
Стр.
Введение
3
Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования
5
Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО
10
Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система
19
Заключение
22
Библиографический список
При оказании образовательной услуги вуз может взаимодействовать:
-с государством;
-с отдельными личностями (абитуриентами, слушателями);
-с отдельной личностью и
Все указанные особенности не изменяют главного: основная деятельность вуза -- предоставление услуг в области высшего образования.
Таким образом, на основе вышесказанного могут быть сделаны следующие выводы:
- в совокупности элементов, составляющих
систему образования, наиболее важными
с точки зрения обеспечения
высокого качества образования
являются образовательные
- образовательная система вуза
относится к категории
- предоставление образовательных услуг – ключевой вид деятельности вуза;
- по своему характеру, несмотря
на наличие определенных
Учитывая огромную значимость системы образования, актуальным выглядит вопрос о качестве образовательных услуг и комплексном подходе к его управлению.
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и другие. Важнейшей составляющей всей системы качества образования является качество (в широком смысле этого слова) выпускников вуза. При этом последние должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в вузе), с другой – как поставщики собственных знаний и умений работодателю. Под управлением качеством выпускника будем понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста оптимального качества и полноценное использование его знаний, умений и навыков [3].
Качество образования опирается на три ключевых основания:
-цели и содержание
-уровень профессиональной
-состояние материально-
Вопросы что есть качество образования, результаты (продукция) образовательного процесса -- до сих пор вызывают наибольшие дискуссии среди специалистов как в области образования, так и менеджмента качества [11].
Согласно ИСО 9000-2001, качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям. В терминологии педагогики образовательный процесс определяется как передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению.
Министерство образования и науки РФ дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в двух аспектах.
-качество результата
-характеристики системы обеспе
Также определено, что заинтересованными
сторонами вуза являются: потребители
(абитуриенты, студенты, родители, предприятия
и организации), Министерство Образования
и Науки РФ, администрации административно-
Дискуссионным и многоаспектным является вопрос об управлении качеством в ВУЗе, поэтому для начала дадим определение системе менеджмента качества в вузе как таковой, а затем приведем перечень систем, применяемых в реальной практике.
Под системой менеджмента качества вуза понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Говоря о системе менеджмента качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. При этом под моделью системы менеджмента качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству [20].
На данный момент в мире существует 10 наиболее распространенных моделей систем менеджмента качества в вузах, включая следующие модели:
-Модель системы менеджмента
качества по международному
-Модель на основе всеобщего управления качеством;
-Модель Европейского фонда по
менеджменту качества (EFQM) и ее
модификации для высшего
-Модель премий Правительства и Министерства образования в области качества;
-Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);
-Модель Ассоциации
- Бельгийско-нидерландская
-Модель национальной
-Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов.
Однако известно, что стандарты серии ИСО 9000 и аналогичные нормативные документы разработаны в интересах сертификации промышленной продукции.
Система качества как необходимый элемент сертификации, помогает предприятию обозначить свою нишу в области сбыта продукции, является предупредительным шагом в конкурентной борьбе, способствует выходу на зарубежные рынки и повышению качества продукции, что в конечном итоге позволяет увеличить прибыль. Немаловажным результатом внедрения системы качества является повышение имиджа предприятия. Успех предприятия даже в одном каком-либо направлении может оправдать затраты на освоение системы качества. Как эти направления сообразуются с деятельностью высших учебных заведений? [6, 8, 9, 23]
В общем плане цели системы качества промышленного предприятия и вуза не имеют расхождений, но некоторые их отличия присутствуют. Четко оговаривая требования к системе качества промышленного предприятия, указывая, что надо сделать, что должно быть, эти стандарты не дают ответ на вопрос о том, как это сделать, какими инструментами воспользоваться. Поэтому при разработке системы качества вуза от стандартов ИСО 9000 можно взять основные положения: терминологию, системный подход, жизненный цикл продукции и т.п. Однако, используя философию TQM в современной российской действительности, нельзя забывать о ее конфликтах с постсоветским менеджментом.
Выше мы говорили о том, что за всеми разговорами об оценке качества стоит благое желание повышать качество образования. Однако, как нередко случается в социальных системах, реализация средства, предназначенного для достижения благой цели, приводит к весьма противоречивым результатам. Поэтому все чаще приходится слышать, что оценка качества нужна для того, чтобы (особенно в условиях децентрализированной системы) органы управления могли получать своевременную и надежную информацию о том, как работает система, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на образование [16].
Обратим внимание на это – обсуждается уже не проблема повышения качества, а проблема обеспечения вышестоящих органов информацией, проблема контроля за деятельностью образовательных учреждений. Здесь явно происходит подмена целей. Подмена эта чрезвычайно примечательна, поскольку в ней отражается разница подходов. Признавая самостоятельную важность задачи обеспечения управляющих органов контрольной информацией, мы неявно отождествляем качество работы образовательных учреждений со степенью административного контроля. Средство становится самоцелью. Подчеркнем, мы не спорим с необходимостью движения потоков информации снизу вверх, но задача обеспечения этого движения является подчиненной, второстепенной.
Таким образом, подчеркнем, что, с нашей точки зрения, целью создания системы оценки качества является создание условий повышения качества образования через усиление потоков информации о результатах образования и соответствующих факторах. Подчеркнем также, что при всей бесспорности и даже тривиальности этого утверждения многие проекты создания систем оценки качества реально не ориентируются на указанную выше цель как на проверяемую и достижимую [16].
Современная история образования дает два принципиально разных подхода к оценке качества образования в децентрализированных образовательных системах. Рассмотрим их ниже [16, 17, 18].
1) Оценка как проверка. В одном случае оценка качества нужна вышестоящим органам, чтобы оценить, как работают подведомственные школы. В этом подходе набор показателей и процедуры оценки разрабатываются наверху и стандартным и «неизбежным» образом применяются к школам. В этом суть идеи инспекции. Она исходит из того, что люди (исполнители) изначально лживы, ленивы, глупы и, главное, злонамеренны. Поэтому оценка качества превращается в проверку и строится на стремлении поймать недостатки. Нередко такие процедуры основываются на специально завышенных критериях, которым не может соответствовать большинство школ. Некоторые модели аттестации школ и других образовательных учреждений, предлагаемых в России в последнее время, явно или неявно опираются на эти предположения.
Более того, само образовательное ведомство оказывается в этой идеологии под подозрением, и поэтому возникает идея создания независимой системы оценки качества образования – государственной аттестационной службы. Никаких серьезных аргументов, почему эта служба должна быть независима от системы образования, обычно не приводится. Широко распространен аргумент по поводу того, что «государство хочет иметь честную и объективную процедуру аттестации и оценки качества», по сути, означает, что недоверие высказывается и Министерству образования. Фактически предлагается создать и в области образования своего рода силовую структуру.
Наиболее распространенными аргументами в защиту мощной административной системы контроля являются аргументы об ответственности и подотчетности. На деле же в данной схеме реализуется не идея ответственности, а идея подконтрольности.
2) Оценка как механизм диалога и саморазвития. Альтернативным является подход, при котором основными потребителями информации об образовательных результатах являются непосредственные участники образовательного процесса – учителя, ученики и их родители. В этом случае ответственность возникает не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности. При этом процедуры оценки результатов образования становятся оружием самих учителей. В таком подходе сердцевиной системы оценки качества становится методическая работа по обеспечению школ и учителей новыми средствами оценки достижения целей образования, новыми средствами диалога с внешкольным сообществом.
Безусловным достоинством второго подхода является то, что процесс сбора информации о качестве образования является в то же время процессом развития учителя и самого школьного института. Тем самым реализуется современная идея об управлении как об обучении.
Утверждается, что децентрализация и без того дает школам много свободы, поэтому, чтобы сохранить баланс, нужно эту свободу ограничить через процедуры оценки качества. Но здесь формальные соображения приводят к логической ошибке: упускается из виду, что целью децентрализации и является усиление самостоятельности на уровне образовательных институтов, поэтому главнейшей задачей оценки качества в децентрализованной системе становится усиление этого уровня, на котором и принимаются реально эффективные решения.
Сравнивая эти подходы, мы говорим не о жестком выборе – полный административный контроль или полный отказ от административного контроля. Мы подчеркиваем необходимость баланса, при котором ясно, что важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные преподаватели, самостоятельные и самоуправляемые вузы, диалог участников и заинтересованных лиц.
Вместе с тем надо понимать, что за этими подходами лежат две разные образовательные философии. В первом случае общее образование понимается как сфера вложения государственных средств для реализации государственных же приоритетов. Во втором случае общее образование скорее рассматривается, с одной стороны, как сфера услуг. А с другой – как сфера свободного творческого действия педагогов и школьных коллективов. В первом случае инструментом поддержания системы являются учет и контроль, прямое руководство. Во втором случае такими инструментами являются открытые каналы коммуникации и профессиональное развитие [16, 17, 18].