Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:18, реферат

Описание работы

Особенно важно учесть мнения участников образовательного процесса и лиц, заинтересованных в его результатах, в условиях широкомасштабного обсуждения закона об образовании. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – заявил председатель правительства.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
Методологические подходы к управлению качеством высшего профессионального образования
5
Анализ подходов к оценке качества освоения основных образовательных программ в условиях внедрения и совершенствования ФГОС ВПО
10
Организационные механизмы оценки качества освоения основных образовательных программ: балльно-рейтинговая система
19
Заключение
22
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат_ФГОС.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Типы контроля качества  освоения ООП ВПО

 

2.1. Способом установления преемственности  между средней и высшей школой, а также между уровнями высшего  профессионального образования (бакалавриатом  и  магистратурой) является входной контроль. Под входным контролем понимается проверка уровня знаний и компетенций, приобретенных студентами на предшествующем этапе обучения. Требования к организации и проведению входного контроля изложены в п. 3 настоящего Положения.

2.2. Систематичность учебной работы  студентов в течение семестра проверяется посредством текущего контроля успеваемости. Текущий контроль успеваемости – это проверка регулярности и результативности аудиторной и самостоятельной работы студента по формированию компетенций в рамках освоения учебной дисциплины, осуществляемая на протяжении семестра. Требования к организации и проведению текущего контроля изложены в п. 4 настоящего Положения.

2.3. С целью контроля образовательных  достижений студента по дисциплине (или ее части), практике или  научно-исследовательской работе (далее – НИР) в конце каждого семестра проводится промежуточная аттестация. В ходе промежуточной аттестации проверяется уровень формирования общекультурных и профессиональных компетенций согласно ожидаемому результату по данной дисциплине, практике или НИР. Требования к организации и проведению промежуточной аттестации изложены в п. 5 настоящего Положения.

2.4. Одним из основных инструментов  мониторинга качества подготовки  по ООП ВПО является контроль остаточных знаний, который осуществляется по истечении не менее трех месяцев после окончания изучения дисциплины (модуля) и заключается в определении фактического уровня знаний студентов по данной дисциплине (модулю). Требования к организации и проведению контроля остаточных знаний изложены в п. 6 настоящего Положения.

2.5. Функцию контроля сформированности  отдельных компетенций как ожидаемого  результата освоения одной или  нескольких дисциплин (модулей), практик  или НИР выполняет междисциплинарный контроль освоения компетенций, который проводится не менее одного раза за весь период обучения по ООП ВПО. Требования к организации и проведению междисциплинарного контроля освоения компетенций изложены в п. 7 настоящего Положения.

 

3. Входной контроль

 

3.1. Входной контроль проводится  в целях:

- определения степени готовности  студентов к освоению отдельных  дисциплин (модулей) и ООП ВПО  в целом;

- выявления недостатков базовой  подготовки студентов, поступивших  на данный уровень обучения;

- совершенствования и актуализации  методики преподавания дисциплины;

- выстраивания индивидуальных  траекторий обучения студентов;

- определения образовательного  уровня студентов для отслеживания  их образовательного прогресса  в ходе освоения ООП ВПО;

- формирования требований к  уровню общеобразовательной подготовки (уровню предшествующего образования) со стороны университета.

3.2. Входной контроль осуществляется  в начале освоения ООП ВПО  бакалавриата, специалитета или  магистратуры (в первом семестре  обучения).

3.3. Круг проверяемых знаний и  компетенций, перечень дисциплин, в рамках которых проводится входной контроль, а также формы его проведения определяются руководителем ООП ВПО в зависимости от конкретных целей и задач данной ООП ВПО.

3.4. Преподаватели, ответственные за  проведение входного контроля, назначаются деканом факультета (руководителем учебно-научного центра (УНЦ) / директором филиала) по представлению руководителя ООП ВПО.

3.5. Результаты входного контроля  оцениваются по 100-балльной шкале  и заносятся в специальную  ведомость. Форма ведомости входного  контроля приведена в  Приложении 1.

3.5.1. Ведомость входного контроля  подписывается преподавателем, ответственным  за его проведение, и сдается  в деканат (учебно-методический отдел (УМО) филиала).

3.5.2. Ведомости входного контроля  хранятся в деканате (УМО филиала) и вносятся в общеуниверситетскую электронную базу данных.

3.6. Входной контроль носит диагностический  характер. Его результаты не могут  влиять на оценку в рамках  текущего контроля успеваемости  и промежуточной аттестации по  дисциплине.

3.7. Результаты входного контроля могут являться основанием для формирования подгрупп студентов, организации факультативов и моделирования траекторий обучения студентов.

3.8. Руководитель ООП ВПО осуществляет  анализ результатов входного  контроля и рекомендует преподавателям меры по совершенствованию и актуализации методик преподавания соответствующих дисциплин, формированию индивидуальных траекторий обучения студентов.

 

4. Текущий контроль успеваемости

 

4.1. Текущий контроль успеваемости  имеет целью оценить систематичность учебной работы студента в течение семестра, и включает в себя ряд контрольных мероприятий, реализуемых в рамках  аудиторной и/или самостоятельной работы студента и нацеленных на проверку освоения отдельных элементов компетенций, формируемых во время обучения по дисциплине.

4.2. Текущий контроль успеваемости  осуществляет преподаватель/преподаватели, ведущий/ведущие занятия по соответствующей  дисциплине.

4.3. Виды, формы и график проведения  текущего контроля успеваемости, критерии оценивания и начисления баллов за различные формы контроля определяются руководителем ООП ВПО и разрабатываются кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.

4.3.1. При формировании системы  текущего контроля по дисциплине  применяются следующие виды контроля: устный, письменный, а также контроль при помощи компьютерных технологий.

4.3.2. Текущий контроль успеваемости  может осуществляться в следующих  формах: опрос; тестирование; самостоятельная, контрольная, лабораторная работа; эссе; реферат; доклад; участие в  коллоквиуме, деловой или ролевой игре; выполнение и защита учебного или научного проекта; ведение и презентация студентом портфолио учебных и творческих достижений и др.

4.3.3. По каждой из форм текущего  контроля устанавливается максимальное  количество баллов, которое студент может получить в результате успешного выполнения заданий. 

4.3.4. Система текущего контроля  успеваемости носит накопительный  характер: результаты всех контрольных  мероприятий по дисциплине суммируются. Результат, полученный студентом  в рамках текущего контроля, является составной частью совокупного результата по дисциплине наряду с результатами промежуточной аттестации. Совокупный результат по дисциплине не может превышать 100 баллов, при этом максимум, который может быть набран студентом по текущему контролю, составляет 60 баллов.

4.3.5. При формировании системы  текущего контроля успеваемости  по дисциплине должны быть  предусмотрены задания, предназначенные  для повышения показателей текущей  успеваемости студентов, своевременно (по уважительной причине) не прошедших контрольные мероприятия. Дополнительные задания должны быть направлены на оценку уровня сформированности тех же компетенций, что и основные задания, составляющие систему оценочных средств текущего контроля по дисциплине.

4.4. Виды, формы и график проведения текущего контроля успеваемости, критерии оценивания и начисления баллов за различные формы контроля фиксируются в разделе «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины» рабочей программы дисциплины и должны быть доведены до студентов на первом занятии по дисциплине преподавателем, проводящим занятия.

4.5. Студенты должны в обязательном  порядке участвовать во всех  контрольных мероприятиях текущего  контроля успеваемости, предусмотренных рабочими программами дисциплин. В случае пропуска контрольного мероприятия по уважительной причине студент должен представить в деканат (УМО филиала) оправдательные документы и в индивидуальном порядке согласовать с преподавателем сроки и порядок своего участия в дополнительном контрольном мероприятии, которое должно быть проведено до начала промежуточной аттестации по дисциплине.

4.6. Результаты текущего контроля  успеваемости не являются основанием  для решения вопроса о допуске  студента к промежуточной аттестации.

4.7. В рамках текущего контроля  успеваемости преподавателем производится  учет посещения студентом всех  видов занятий, предусмотренных  учебным планом. Данные о посещаемости  вносятся в журнал преподавателя.

В случае пропуска студентом очной или очно-заочной формы обучения более 50% аудиторных занятий в течение семестра и непредставлении оправдательных документов директор института (декан факультета / руководитель УНЦ / директор филиала) имеет право поставить вопрос об отчислении студента как не приступившего к занятиям или не посещающего занятия по неуважительной причине и составить соответствующий акт.

4.8. Результаты текущей успеваемости  студентов фиксируются в единой  ведомости текущего контроля  успеваемости и промежуточной  аттестации, форма которой приведена в Приложении 2. Ведомость выдается преподавателю сотрудником деканата (УМО филиала), заполняется преподавателем и своевременно сдается в деканат на 6-ой, 12-ой и 17-ой неделе семестра.

4.8.1. В ведомость вносятся баллы  текущей успеваемости, накопленные студентом по всем формам текущего контроля по дисциплине на момент заполнения ведомости.

4.8.2. Сотрудники деканата размещают  данные о результатах текущего  контроля успеваемости в общеуниверситетской  электронной базе данных в  течение недели после каждой сдачи преподавателями ведомостей текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.8.3. В целях своевременного информирования  студентов о результатах текущего  контроля по дисциплине и стимулирования  их образовательной активности данные о результатах текущего контроля успеваемости размещаются на персональных web-страницах преподавателей после каждого контрольного мероприятия. При этом должно быть отражено максимальное количество баллов, которое может получить студент по каждой форме контроля, фактическое число баллов за его выполнение и общая сумма баллов, набранных студентом на текущий момент.

 

5. Промежуточная аттестация

 

5.1. Промежуточная аттестация проводится  в целях контроля качества  поэтапного освоения студентами  ООП ВПО по соответствующим направлениям подготовки и предназначена для проверки достижения образовательных целей программы дисциплины (или ее части), практики или компонента НИР (например, научно-исследовательского семинара) за семестр.

5.2. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в виде зачетов и экзаменов. Дисциплины, завершающиеся зачетом и/или экзаменом, определяются учебным планом ООП ВПО.

5.3. Промежуточная аттестация проводится  преподавателем, ведущим занятия  по соответствующей дисциплине, руководителем практики или НИР. В случае если занятия ведутся более чем одним преподавателем, ответственный за проведение промежуточной аттестации назначается заведующим кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина.

5.4. Виды и формы промежуточной  аттестации, критерии оценивания и начисления баллов за зачеты и экзамены определяются руководителем ООП ВПО и разрабатываются кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.

5.4.1. При проектировании оценочных  средств для проведения промежуточной  аттестации используются следующие виды контроля: устный, письменный, а также контроль при помощи компьютерных технологий.

5.4.2. Зачеты и экзамены могут  проводиться как в форме ответа  на вопросы билета, так и в  иных формах (тестирование, коллоквиум, диспут, кейс, эссе, деловая или ролевая игра, презентация проекта или портфолио и др.).

5.4.3. При планировании промежуточной  аттестации устанавливается максимальное  количество баллов, которое студент  может получить в результате  успешной сдачи зачета и/или  экзамена. При этом за зачет и/или экзамен не может быть назначено менее 40 баллов.

5.5. Виды и формы промежуточной  аттестации, критерии оценивания  и начисления баллов за зачеты  и экзамены фиксируются в разделе  «Оценочные средства для текущего  контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины» рабочей программы дисциплины, разделе «Формы промежуточной аттестации» программы практики и «Формы контроля НИР» программы научно-исследовательской работы магистрантов.

5.5.1. Информация о видах и  формах промежуточной аттестации, критериях оценивания и начисления баллов за зачеты и экзамены доводится до сведения студентов на первом занятии по дисциплине преподавателем, проводящим занятия (для студентов заочной формы обучения – на установочных лекциях).

Информация о работе Проблема подходов к системе оценки качества освоения основных образовательных программ ФГОС ВПО