Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:34, дипломная работа
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрывается общее понятие учебной мотивации, рассматриваются типы учебной мотивации, а также учебного мотива как основного компонента мотивации учения. Один из пунктов работы посвящен раскрытию сущности методов и приемов создания иноязычной мотивации. Здесь также уделяется внимание возрастным и психологическим особенностям мотивации подростков.
ВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА......................................................................................................................6
Сущность и виды учебной мотивации. Учебный мотив …….…..6
Пути повышения иноязычной мотивации………………………..14
Возрастные особенности мотивации учения учащихся на среднем этапе обучения……………………………………………………...30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......57
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ
СОЗДАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА.........................
ГЛАВА
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ
И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ
УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного научно – практического исследования – «Проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе». Данная проблема является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, поскольку мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органичной составляющей. Вопросу формирования учебной мотивации посвящено огромное количество исследований (А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Г.В. Рогова, Л.И. Божович, И.А. Зимняя и другие).
Однако, как показывает практика, разработанные методистами средства повышения мотивации учащихся используются учителями школ при обучении иностранному языку не в полной мере. Данное противоречие и определило актуальность исследования, заключающейся в необходимости использования эффективных средств повышения мотивированности к изучению иностранного языка на уроках.
Объектом исследования является учебная мотивация в процессе изучения иностранного языка на среднем этапе обучения.
Предметом исследования является методы и приемы создания иноязычной мотивации.
Цель проводимого исследования заключается в разработке, обосновании и экспериментальной проверке эффективности технологии развития мотивации к изучению иностранного языка.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Гипотезой, подлежащей подтверждению
в работе, является следующее: уровень
мотивации к изучению иностранного
языка повысится при условии
применения приемов личностно –
ориентированной
Экспериментальной базой исследования явилась русская средняя общеобразовательная школа № 8 г. Рыбница.
В работе нашли отражение следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, изучение опыта учителей, наблюдение, анкетирование, беседы с учителями и школьниками, экспериментальное исследование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что здесь предлагается технология мотивирования учащихся средней ступени обучения к изучению иностранного языка, составленная с учетом психологического развития учащихся, которая может быть использована учителями других школ.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрывается общее понятие учебной мотивации, рассматриваются типы учебной мотивации, а также учебного мотива как основного компонента мотивации учения. Один из пунктов работы посвящен раскрытию сущности методов и приемов создания иноязычной мотивации. Здесь также уделяется внимание возрастным и психологическим особенностям мотивации подростков.
Вторая глава посвящена экспериментальной проверке эффективности предлагаемых методов и приемов, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
В заключении работы даны выводы по проведенному экспериментальному исследованию.
Список литературы состоит из 50 источников.
Приложения представляют собой анкету, использованную для выявления набора наиболее интересных учащимся приемов личностно – ориентированного подхода, а также дополнительный материал, использованный в ходе эксперимента.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Исследования мотивации берут свое начало в работах А.Ф. Лазурского, Н.Н. Ланге, Н.Ю. Войтониса и Л.С. Выготского. Так, Л.С. Выготский изучал сущность интересов и их изменений в подростковом возрасте. Он один из первых разделял мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации, о «борьбе мотивов». В дальнейшем мотивацию с позиции «теории установки» рассматривал Д.Н. Узнадзе, который считал, что источником активности является потребность, то есть то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.
Проблема мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии начала развиваться наиболее интенсивно во второй половине двадцатого столетия в связи с утверждением деятельностного подхода в трудах отечественных психологов, таких как С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя и другие. Результаты их исследований по мотивации учения являются основополагающими при поиске путей решения вопроса о мотивации учения, поскольку психологические основы мотивации вызваны необходимостью «изучать внутренний субъективный мир развития личности, то есть ту «психологическую почву», на которую падают воспитательные воздействия» [21, c. 163]. Они заложили теоретические и практические основы современных подходов к исследованиям мотивации.
Ранние исследования мотивации не дифференцировали ее на составляющие, что существенно осложняло понимание ее сущности. Однако, начиная с середины XX века, исследователи ввели в употребление термин «мотив», считая, что мотивация есть «процесс формирования мотива» – «сложного психологического образования, побуждающего к сознательным действиям и поступкам и служащего для них основанием (обоснованием)» [18, c. 344].
Мотивация выполняет несколько функций: побуждающую (характеризует энергетику мотива), направляющую (отражает направленность энергии мотива на определенный объект), регулирующую (предопределяет характер поведения и деятельности) [26, c. 142].
Мотивация учения складывается из «ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [25, c. 3].
Так, Л.И. Божович, анализируя мотивы учения, называет их побудительной силой, это все то, что «побуждает активность ребенка – и отметка, и игрушка, и интерес, и стремление к одобрению, и принятое ребенком решение, и чувство долга» [5, с. 16]. Мотив – это «особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях [6, c. 40]». Данные мотивы глубоко индивидуальны и зависят от возраста ребенка. Все мотивы Л.И. Божович делит на основные (ведущие) и на второстепенные (побочные), не имеющие самостоятельного значения. Кроме того, Л.И. Божович считает, что «мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Исследование обнаружило, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности» [7, c. 76].
Данную классификацию мотивов учебной деятельности развивает А.К. Маркова, которая под мотивом учения понимает «направленность ученика на различные стороны учебной деятельности» [24, c. 34]. Она подразделяет мотивы на познавательные (внутренние) и социальные (внешние).
Познавательные мотивы, по ее мнению, связанны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. К данной категории относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Социальные мотивы связанны с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Данная группа включает в себя потребности ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Кроме того, А.К. Маркова делит вышеуказанные группы мотивов на несколько подгрупп. Познавательные мотивы подразделяются на:
а) широкие познавательные мотивы (то есть ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями);
б) учебно-познавательные мотивы (то есть ориентация на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда);
в) мотивы самообразования (то есть ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования) [25, c. 92].
Эти подгруппы познавательных мотивов помогают обеспечивать появление у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Кроме того, они обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу [26, c. 89].
Социальные мотивы подразделяются на:
а) широкие социальные мотивы (то есть стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, понимание социальной значимости учения. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности);
б) узкие социальные или позиционные мотивы (то есть стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить их авторитет. Эти мотивы связаны с потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними);
в) мотивы социального сотрудничества (то есть ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком и стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Эти мотивы являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности) [25, c. 95].
И познавательные, и социальные мотивы необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к деятельности [9, с. 16].
Однако в общей структуре мотивации доминирующим является познавательный мотив, так как именно он определяет учебную деятельность, формирует отношение к ней и поддерживает стремление к познанию.
Познавательные мотивы в овладении иностранным языком (далее ИЯ) дифференцируются следующим образом:
а) интерес к ИЯ как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, к развитию лингвистического мышления;