Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:34, дипломная работа
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрывается общее понятие учебной мотивации, рассматриваются типы учебной мотивации, а также учебного мотива как основного компонента мотивации учения. Один из пунктов работы посвящен раскрытию сущности методов и приемов создания иноязычной мотивации. Здесь также уделяется внимание возрастным и психологическим особенностям мотивации подростков.
ВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА......................................................................................................................6
Сущность и виды учебной мотивации. Учебный мотив …….…..6
Пути повышения иноязычной мотивации………………………..14
Возрастные особенности мотивации учения учащихся на среднем этапе обучения……………………………………………………...30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......57
б) возможность использования ИЯ как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к ИЯ как необходимому средству познавательной деятельности [35, c. 23].
Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.
«Внутреннее условие» [21, c. 13], психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируют речемыслительную деятельность, мышление и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Тем самым удовлетворяются потребности личности и создаются положительные установки на изучение ИЯ. Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности и являются внутренним стимулятором.
В классификации П.М. Якобсона
представлены три типа мотивации, непосредственно
связанные с учебной
Первый тип мотивации – это отрицательная мотивация, то есть мотивация учения, находящаяся вне самой учебной деятельности. Это побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Данная мотивация, связанная с неприятными переживаниями, вызванная побуждениями выбрать из ряда неприятностей «наименьшее зло», не может привести к успешным результатам.
Второй тип мотивации – это положительная мотивация, которая находится вне самой учебной деятельности. При этом выделяются две формы мотивации, имеющие различные черты с точки зрения связи их с устремлениями и запросами личности – гражданские и моральные мотивы учащегося – человека:
а) отношение к учению, осознаваемое в контексте широких социальных запросов и побуждений человека. Здесь речь идет, прежде всего, о чувстве гражданского и внутреннего долга перед страной, перед дорогими и близкими людьми; учеба представлена как средство освоения больших ценностей культуры;
б) мотивация, определенная узколичными мотивами, то есть процесс учения воспринимается как дорога к личному благополучию, как стремление к внешним атрибутам которые может принести учение, – например, к хорошим оценкам (безразлично, каким путем они получены), к аттестату, как возможность создать себе соответствующий социальный статус, как средство продвижения по служебной лестнице;
в) мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности. Именно данный тип мотивации побуждает учиться, овладевать определенным кругом знаний, умений, навыков. В основе стремления овладевать знаниями лежит любознательность, неудержимое стремление познавать все новое и новое. Устойчивые познавательные интересы ведут не только к тому, чтобы преодолевать препятствия, затрачивать усилия там, где это необходимо, но и к тому, что появляется стремление преодолевать трудности интеллектуального порядка, браться как раз за трудное, требующее творческого отношения, самостоятельности [47, c. 148].
Методисты выделяют пять уровней учебной мотивации:
1) высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Таким образом, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки;
2) хорошая школьная мотивация. Такие учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой;
3) положительное отношение к школе. Однако школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает;
4) низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми и испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности;
5) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения [45, c. 120].
Ученые, исследующие мотивацию усвоения ИЯ, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся (они будут рассмотрены детально в следующем пункте работы):
а) коммуникативно-мотивационная, основанная на потребности в общении;
б) лингвопознавательная мотивация, основанная на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений;
в) страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося;
г) инструментальная мотивация, вытекающая из положительного отношения учащегося к определенным видам работы, от его эмоциональной заинтересованности [13, c. 32].
Таким образом, мотивация в данной работе понимается как система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. Поэтому в процессе обучения ИЯ должна присутствовать согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте «без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной значимости» [44, c.3]. Но особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Опыт показывает, что происходит ее снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Однако по данным психологических исследований уже к седьмому классу из более 97% опрошенных учащихся стремление изучать иностранный язык значительно ослабевает у 86% учащихся [22, c. 49].
Поэтому формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся. Именно поэтому учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Только тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: через усвоение учащимися общественного смысла учения и через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют [11, c. 153].
В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, уровень мотивации учения напрямую зависит от способа раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
Во-вторых, организация работы над предметом малыми группами также повышает уровень мотивации учения. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
В-третьих, важную роль играет отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы – цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.
В-четвертых, повышению уровня мотивации учения способствует проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне [30, c. 93].
Кроме того, воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Также формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность [42, c. 34 – 37].
Для упрочнения и развития мотивационной сферы работа учителя должна вестись в двух направлениях. Во-первых, учитель должен актуализировать уже сложившиеся у школьника ранее мотивационные установки, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать. Во-вторых, он должен создавать условия для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и других). В-третьих, учитель должен корректировать дефектные мотивационные установки. И, наконец, изменять внутреннее отношение ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития [21, c. 78].
Формирование мотивации должно происходить на каждом этапе урока.
На начальном этапе урока (так называемый этап вызывания исходной мотивации) учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в ситуации, когда … »), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
На следующем этапе урока (так называемый этап подкрепления и усиления возникшей мотивации) учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и так далее).