Проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрывается общее понятие учебной мотивации, рассматриваются типы учебной мотивации, а также учебного мотива как основного компонента мотивации учения. Один из пунктов работы посвящен раскрытию сущности методов и приемов создания иноязычной мотивации. Здесь также уделяется внимание возрастным и психологическим особенностям мотивации подростков.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА......................................................................................................................6
Сущность и виды учебной мотивации. Учебный мотив …….…..6
Пути повышения иноязычной мотивации………………………..14
Возрастные особенности мотивации учения учащихся на среднем этапе обучения……………………………………………………...30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......57

Файлы: 1 файл

Способы повышения мотивации.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры, органично включая их в урок           [34, c. 51].

Страноведческая  мотивация  зависит от тематики и эмоциональной  заинтересованности учащегося. Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.

Основной объем страноведческого материала сосредоточен в книгах для домашнего чтения. Учащиеся знакомятся с текстом, содержащим информацию о реалиях иноязычной культуры, а затем самостоятельно составляют аналогичный текст, описывающий сходные явления и реалии своей страны. Для большей наглядности целесообразно записывать текст об отечественной действительности рядом с текстом о реалиях иноязычной культуры: для этого страница делится пополам. Методика компаративного анализа может быть использована в процессе работы над темами: “Sport in Great Britain”, “Music”, “Education”, “Political Sistem” и так далее. Подобные задания даются на дом, после того, как учитель в классе объяснит методику работы с такой таблицей. Основная часть заданий страноведческого характера должна предназначаться для самостоятельной работы дома         [31, c. 23].

Однако при знакомстве со страноведческими текстами учащиеся довольно часто испытывают «информационный пробел». Например, при знакомстве с текстом “Sport in Great Britain” у учеников могут возникнуть вопросы к учителю типа: «Мы знаем, какие есть футбольные команды в нашей стране. А какие команды более популярны в Великобритании?». Возникновение подобных вопросов свидетельствует о заинтересованности учащихся в теме, об их желании заполнить этот пробел. Поэтому учитель должен быть готов дать исчерпывающие ответы на такие вопросы. Помочь ему в этом могла бы книга для учителя, содержащая более подробные методические указания и страноведческие комментарии.

Последним важным видом внутренней мотивации является инструментальная мотивация, то есть мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В методической литературе достаточно подробно описаны способы формирования самостоятельной работы учащихся. Это: научить учащихся пользоваться учебником и справочной литературой, учить использовать таблицы, памятки, комментарии, подсказывающие задания, наводящие вопросы, опоры           [32, c. 106].

Для развития самостоятельной  деятельности школьников при изучении иностранного языка учителю следует учитывать ряд важных факторов.

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащиеся должны знать, что они будут делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит их опыт. Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке. В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, то есть осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления. В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (аудиозаписью, дидактическим материалом, справочной литературой). В-четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) опорами и создавать свои (субъективные) опоры. В-пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения задания, то есть, прежде всего, определить подходящее место для них: в классе, дома или в лингафонном кабинете [39, c. 5 – 7].

При овладении иноязычным чтением учащимися должны применяться рациональные приемы чтения. Читая текст, учащиеся должны руководствоваться, в частности, следующим правилом: охватить целое, которое поможет уяснить детали, уменьшит степень неопределенности, подскажет обобщенный смысл текста. При этом нужно уметь извлекать пользу из заголовков, рисунков, таблиц, схем, сопровождающих текст, видеть в них информационную опору.

Интересны в качестве опор так называемые «смысловые карты» (mind-maps). Сама же техника носит название "mind-mapping". В «смысловых картах» мысли и ключевые слова к определенной теме представлены «картографически». «Смысловые карты» могут служить развернутым планом для подготовки монологического высказывания, написания сочинения и других видов речевой деятельности. Важно научить учащихся самостоятельно составлять «смысловые карты». Самостоятельный процесс структурирования материала доставляет ребятам удовольствие, и изучаемая тема становится яснее. Кроме того, «смысловые карты» облегчают процесс запоминания изучаемого материала. Вместе с языковым материалом запоминается и сама схема «смысловой карты». А в дальнейшем опыт составления подобной карты учащиеся смогут переносить на материал другой темы. Структурирование языкового материала в технике "mind mapping" развивает у учащихся память, мышление, воображение.

«Смысловые карты» способствуют формированию положительной инструментальной мотивации тем, что облегчают процесс запоминания. Но это не значит, что учащимся стало легко учиться. Для того, чтобы составить «смысловую карту», они совершают определенные мыслительные операции, преодолевают ряд трудностей, приобретают опыт и, наконец, получают результат [40, c. 7 – 9].

Как было указано выше, проектная методика в обучении иностранного языка также учит самостоятельной работе. В результате подобного подхода учащиеся будут вооружены методическим инструментарием для дальнейшего усовершенствования навыков и умений по иностранному языку.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в распоряжении творчески работающего учителя имеются большие резервы (разнообразие, проблемность, эгофактор) для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным языком  и для повышения качества обучения данному предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возрастные особенности мотивации учения учащихся на среднем этапе обучения

 

Выявление психофизиологических характеристик учащихся различных  возрастных групп (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, деятельность, учебная деятельность, речь) и их сопоставительный анализ свидетельствует о том, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности,  влияющие на приобретение учащимися знаний и  умений  в учебной деятельности. В данном параграфе работы будут представлены возрастные особенности мотивации учения учащихся среднего звена.

Средний школьный возраст (10-15 лет) – переход от  детства к юности,  период «полуребенка-полувзрослого». У школьника – подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни.  Вместе  с  тем  меняется  и  реальное  место, которое ребенок занимает в повседневной жизни  окружающих  его  взрослых,  в жизни своей семьи.

В этом возрасте происходит бурный рост  и  развитие  всего  организма. Значительно  возрастает  сила  мышц.  А  вот  развитие  внутренних   органов происходит неравномерно,  что  приводит  к  различным  нарушениям:  учащение сердцебиения,  учащенное  дыхание.  Характерная  особенность   подросткового возраста –  половое  созревание  организма.  Продолжается  развитие  нервной системы, мыслительной деятельности.

Мировоззрение,  нравственные  идеалы,  система   оценочных   суждений, моральные принципы, которыми школьник  руководствуется  в  своем  поведении, еще  не  приобрели  устойчивость,  их  легко  разрушают  мнения   товарищей, противоречия жизни [4, c. 76].

 В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет освоение социальной действительности межчеловеческих отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей. Но, если ведущей деятельностью младших школьников является собственно учебная деятельность, то в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьников в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником) [8, c. 123].

 В ходе обучения мотивы могут меняться, особенно это связано с объективными изменениями условий жизни подростков: увеличивается число учебных предметов; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования; усложняется материал учебных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы. В связи с этим можно выделить некоторые особенности, способствующие становлению мотивации учения подростков и препятствующие ей.

Благоприятными особенностями  мотивации в этом возрасте являются: «потребность во взрослости» – нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека; общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками; потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя; стремление подростка к самостоятельности; расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие; возрастание определенности и устойчивости интересов; развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества (музыка, литература, техника) [33, c. 47]. У подростков укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Таким образом, подростковый возраст очень благоприятен для развития познавательных интересов           [15, c. 206].

Вместе с тем, ряд  особенностей подросткового возраста могут затруднять предпринимаемые  усилия. Негативными особенностями мотивации подростка являются стремление к взрослости – ложная самостоятельность, выражающаяся в утверждении типа «я все уже знаю», «все умею», «все интересные и полезные книги мне уже известны»; незрелость оценок подростком самого себя и другого человека; проявление внешнего безразличия к мнению других; отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности; избирательность и неустойчивость интересов, их смена, чередование; отсутствие понимания практической ценности использования информационной подготовки [23, c. 36].

Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление к взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению [41, c. 34].

Как известно, отношение  к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны, этот период характеризуется снижением  мотиваций учения (возрастание вне-учебных  интересов, стремление к общению  со сверстниками), а с другой стороны, этот период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности           [10, c. 76]. Одной из важных причин снижения мотивации учения в средней школе служит недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда в ходе обучения не реализуются стремление подростка к взрослости и самостоятельности, к взаимодействию со сверстниками          [36, c. 349]. Адекватным мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Но, в то же время, благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости [14, c. 56].

Формирующаяся устойчивая иерархия мотивов, рост произвольности в регуляции собственного поведения  образуют такую базовую характеристику личности, как ее направленность. С  возникновением у подростка устойчивых мотивов поведения кризис подросткового возраста протекает значительно легче [36, c. 286]. Центральным личностным новообразованием этого периода оказывается становление нового уровня самосознания, формирование Я-концепции. Появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Это позволяет подростку выработать некоторые собственные критерии оценки себя, помогающие ему переходить от ориентации на оценки окружающих к самооценке. В результате развивается представление о Я-идеальном. Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой Я-концепции, в которой можно вы делить два аспекта: знание о себе и самоотношение, то есть выражение смысла «я» [30, c. 74].

Информация о работе Проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе