Проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрывается общее понятие учебной мотивации, рассматриваются типы учебной мотивации, а также учебного мотива как основного компонента мотивации учения. Один из пунктов работы посвящен раскрытию сущности методов и приемов создания иноязычной мотивации. Здесь также уделяется внимание возрастным и психологическим особенностям мотивации подростков.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА......................................................................................................................6
Сущность и виды учебной мотивации. Учебный мотив …….…..6
Пути повышения иноязычной мотивации………………………..14
Возрастные особенности мотивации учения учащихся на среднем этапе обучения……………………………………………………...30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......57

Файлы: 1 файл

Способы повышения мотивации.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Понимание подростком соподчинения своих желаний означает, что в этом возрасте складывается осознанная система мотивации, образуется устойчивое доминирование какого-либо мотива. Самоанализ становится средством для организации не только взаимоотношений с другими, но и собственной деятельности, саморазвития и самореализации, то есть играет важную роль в учебной деятельности [20, c. 56].

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными  возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью  в обучении.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

Наиболее зримо в  этом возрасте совершенствуются социальные мотивы учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные сдвиги возникают и в позиционных мотивах учения, при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества в учебной среде      [28, c. 28].

К концу подросткового  возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости мотивов  означает, что в этом возрасте складывается осознанная система. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями: теперь подросток может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу; умеет наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения; умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями; формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.

Способность подростка  к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Активность подростка в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить «взрослые» цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации [19, c. 12 – 14].

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что знание психофизиологических особенностей мотивации учения подростков позволяет не только осуществлять дифференцированный подход к обучаемым, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы и методы формирования мотивации учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Данное научно – практическое исследование посвящено изучению методов  и приемов, способствующих повышению  мотивации учащихся среднего звена  к изучению иностранного языка. Гипотезой, подлежащей подтверждению в работе, является следующее: мотивация учащихся к изучению иностранного языка, которая отражается на уровне успеваемости по предмету, прямо зависит от и педагогически обоснованного использования соответствующих методов и средств обучения, таких как стихи и песни, внеклассные мероприятия, игры, страноведческий материал, нетрадиционные и интегрированные уроки, которые составляют содержание личностно – ориентированного подхода.

Целью проводимого эксперимента является проверка эффективности используемых личностно – ориентированных методов и приемов, которые способствуют устойчивости сформированных коммуникативных навыков и умений учащихся в чтении, письме, аудировании и говорении, развитию мышления, речи, воображения, памяти, внимания и других психических процессов учащихся, повышению уровня их успеваемости, а также воспитывающих положительное отношение школьников к предмету.

В соответствии с целью  проводимого эксперимента и выдвинутой гипотезой необходимо решить некоторые задачи. Во-первых, выработать критерии оценок уровня сформированности иноязычных навыков и умений учащихся в соответствии с содержанием программы. Во-вторых, диагностировать учащихся с целью выявления уровня сформированности навыков и умений учащихся на начало эксперимента. В-третьих, подобрать такие формы и приемы работы, которые повышают мотивацию учащихся, способствуя эффективному усвоению материала. В-четвертых, совершенствовать сформированные навыки и умения методами личностно – ориентированного подхода. В-пятых, выявить динамику развития уровня сформированности речевых умений и навыков как индикатора роста мотивации.

Эксперимент проводился в русской средней общеобразовательной школе № 8 г. Рыбница.

  Для эксперимента были выбраны две группы 7 «Б» класса, где работа велась на протяжении месяца по составленной программе эксперимента. Первая группа (группа «А») была выбрана в качестве экспериментальной, вторая (группа «Б») – в качестве контрольной.

На протяжении эксперимента были соблюдены следующие педагогические условия. Во-первых, количество уроков в обеих группах было одинаковым. Во-вторых, на начало эксперимента уровень сформированности речевых навыков и умений, а следовательно, и уровень мотивированности изучения английского языка у учащихся обеих групп Афбыл приблизительно одинаков. В-третьих, работа велась на одинаковом языковом материале по учебнику «Английский язык для VI класса» (авторы О.В. Афанасьева и И.В. Михеева).

В каждой группе было одинаковое количество учащихся – по 11 человек. Средний балл по предмету в группе «А» – 4,36, в группе «Б» – 4, 27.

В соответствии с планом эксперимента в группе «А» для  достижения поставленной цели и усиления эффекта, при котором учителю  удается разбудить внутренние потенциальные  мотивы учащихся, реализовывался личностно  – ориентированный подход, который должен был максимально способствовать повышению интереса к изучению иностранного языка, а также повышению уровня успеваемости по данному предмету. Для этого использовались нетрадиционные уроки с применением игр, песен, фильмов, стихотворений, проектная работа, внеурочные мероприятия, включающие в себя приемы, повышающие мотивацию. Основанием для выбора именно такого набора приемов послужили ответы учащихся на вопросы анкеты, предложенной им перед проведением эксперимента (см. Приложение 1). Анализ ответов учащихся показал, что многие учащиеся руководствуются широкой социальной мотивацией, а не внутренней (которая намного сильней), поскольку при ответе на последний вопрос только 36,6% опрошенных учащихся указали, что изучают английский язык потому, что им это нравится, а остальные учат его потому, что это обязательный школьный предмет, или потому, что родители сказали, что это нужно.

На основе темы “The USA” был разработан комплекс уроков, содержащий личностно – ориентированные методы и приемы, позволяющие стимулировать работу учащихся на уроках и их познавательную активность.

Всего в группе «А»  было поведено 12 уроков, на каждом из которых использовались различные формы работы на материале личностно – ориентированного подхода. Первые и последний урок были контрольными. При составлении уроков учитывались такие параметры, как анализ опыта работы учителей над данной проблемой, содержание программы по данной дисциплине, принципы составления и содержания учебника английского языка, уровень образованности класса, уровень материальной обеспеченности школы средствами обучения.

В группе «Б» обучение велось с использованием традиционных методов и приемов, основанных на материале вышеуказанного учебника.

При работе в группе «А»  учителем использовались все формы организации деятельности детей. При выполнении различных видов упражнений, учитывающих интересы учащихся (выразить мнение, прокомментировать, высказать свое отношение), использовалась индивидуальная форма организации деятельности; при работе с проектами и викторинами – групповая (работа в парах или по 3 – 4 человека в группе); при проведении внеклассных мероприятий – коллективная.

На констатирующем этапе  эксперимента для оценки уровня уже  сформированных и закрепленных знаний, умений и навыков как средства определения мотивации был проведен срез знаний учащихся в обеих группах. На основании изученной темы “Great Britain” школьникам было предложено написать сочинение на тему “Britain Now and Then” и составить диалог о праздновании традиции Guy Fawkes Night в Великобритании и о праздновании русской традиции Масленица. Результаты контрольного среза представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты контрольного среза на начало эксперимента

 

правильно выполнили

неправильно выполнили

время, затраченное на выполнение задания

Группа «А»

Задание №1

45,5%

54,5%

25 минут

Задание №2

54,5%

45,5%

15 минут

Группа «Б»

Задание №1

36,4%

63,6%

27 минут

Задание №2

45,5%

54,5%

13 минут


 

Под правильностью выполнения заданий мы подразумеваем полноту раскрытия темы, а также лексическую и грамматическую корректность построения предложений в устной и письменной форме.

Анализ работ учеников показал, что уровень их успеваемости недостаточно высокий вследствие недостаточной эффективности методов и приемов, используемых для пробуждения мотивов учащихся. Кроме того, наблюдения показали, что некоторая группа школьников (около 34,6%) с нежеланием выполняли данные задания.

На формирующем этапе  эксперимента было проведено 10 уроков, фрагменты которых будут указаны  ниже.

Так, при изучении раздела “Country and People” учащимся был предложен урок – экскурсия, целью которого являлось развитие социокультурной компетенции через знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка, а также развитие психомыслительных функций, связанных с речемыслительной деятельностью.

Так называемую экскурсию  проводило три гида  (наиболее подготовленные учащиеся класса). Для «экскурсии» выбирались достопримечательности и наиболее известные места Америки (дети работали с информацией из заданного на дом текста“Country and People” из вышеуказанного учебника), такими как Yellowstone, Grand Canyon, the Mississippi, the Rockies, the Niagara Falls, the Statue of Liberty, Disneyland, the Bronx Zoo.

Рассказ «гидов» сопровождался картинками и фотографиями достопримечательностей, которые проецировались на доску. Кроме того, звучали различные звуки, имитирующие шум падающей воды на Ниагарском водопаде, шум движущегося транспорта, споры жителей. Таким образом, создавалось естественное звуковое сопровождение, погружавшее учащихся в реальную жизнь, но, с другой стороны, шум иногда мешал им услышать реплики «гидов», поэтому они должны были задавать вопросы, тем самым происходила отработка вопросительных предложений.

На заключительном этапе  урока для закрепления услышанной информации учитель предложил школьникам такое задание: I’d like to thank our guides for their interesting tour. But now we’ll go back to our class room. Imagine that I am your sick classmate and I couldn’t take part in the excursion. Tell me what you have seen and show me the photos you have taken (в качестве фотографий учащиеся использовали картинки с достопримечательностями Америки). «Больной» ученик (учитель) задавал такие вопросы, как What are your general impressions of the USA? Why?; What interesting places did you visit?; What sights did you like best? Why?

Таким образом, поставленная в начале урока цель была достигнута. Наблюдение показало, что интересная форма организации урока способствовала более легкому усвоению учащимися материала о культуре Америки. Школьники углубили свои знания, узнали новые факты о стране и сумели затем самостоятельно изложить их (хотя в речи допускались некоторые лексические и грамматические ошибки). Следует добавить, что учащиеся проявили любознательность, задавая экскурсоводам вопросы, а также активность при изложении фактов, поскольку 7 из 11 человек задавали вопросы. Это свидетельствует о проявленном интересе к данному виду работы.

При изучении раздела “Ameriсan Food and Drink” для повышения мотивации учащихся был применен видеофильм “A Piece of Cake” из американского учебного видеокурса «Семейный альбом США» (фильм состоит из трех частей). Целью данного урока являлось воспитание бережного отношения к здоровью, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, а также формирование знаний об иноязычной культуре.

До начала работы непосредственно  с фильмом проводилась подготовительная работа. Учитель сообщил учащимся название фильма и предложил им догадаться о его содержании. Затем перед  просмотром каждой части фильма вводилась новая лексика, которая необходима для понимания фильма и предназначена для активного владения. Причем особое внимание уделялось фразеологическим оборотам (it's a piece of cake, no sweat, it's a snap, it's rough, it's tough, to make a bet). Затем учителем был представлен страноведческий комментарий о роли физических упражнений и диеты в жизни американцев. Перед просмотром каждой части фильма учащимся предлагался вопрос, на который они должны были ответить после просмотра фильма.

Информация о работе Проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе