Проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрывается общее понятие учебной мотивации, рассматриваются типы учебной мотивации, а также учебного мотива как основного компонента мотивации учения. Один из пунктов работы посвящен раскрытию сущности методов и приемов создания иноязычной мотивации. Здесь также уделяется внимание возрастным и психологическим особенностям мотивации подростков.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА......................................................................................................................6
Сущность и виды учебной мотивации. Учебный мотив …….…..6
Пути повышения иноязычной мотивации………………………..14
Возрастные особенности мотивации учения учащихся на среднем этапе обучения……………………………………………………...30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......57

Файлы: 1 файл

Способы повышения мотивации.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 Кроме того, было  замечено, что теперь учащиеся  выполняли задания с желанием, большим интересом. В сочинениях  нашла отражение дополнительная  информация, использованная при составлении проектов. В диалогах учащиеся применяли идиомы, строчки из песен, стихотворений.

Таким образом, мы пришли к выводу, что при методически  правильно подобранном комплексе  методов и приемов можно повысить мотивацию, что приведет к повышению уровня успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу по исследуемой проблеме, мы видим, что в обучении иностранному языку исходным требованием в любой современной дидактической системе является обеспечение высокого уровня интереса к изучению и использованию иностранного языка в разнообразных формах общения. Интерес к процессу обучения иностранного языка держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала.

Выделяют целый ряд  видов мотивации с учетом индивидуального  развития потребностей учащегося: коммуникативно-мотивационную, основанную на потребности в общении; лингвопознавательную, основанную на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений; страноведческую, зависящую от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося; инструментальную, вытекающую из положительного отношения учащегося к определенным видам работы, от его эмоциональной заинтересованности.

При повышении мотивации  обучения учащихся иностранному языку  в школе важное место занимает учет возрастных и психологических  особенностей школьников.

В ходе эксперимента исследования был изучен уровень мотивации семиклассников к изучению английского языка. Было определено, что дети имеют не очень высокий уровень мотивации, поскольку с желанием работали только 63,6 % учащихся.

Учитывая предложенные выше теоретические представления  об эффективности методов и приемов формирования интереса к изучению английского языка и повышению уровня успеваемости, мы разработали систему занятий с применением данных методов и приемов.

Результаты контрольного среза уровня успеваемости учащихся и уровня развития мотивации к изучению английского языка показали, что предлагаемая нами система работы оказалась эффективной, следовательно, гипотеза исследования подтвердилась.

При проведении контрольного среза знаний на завершающем этапе  эксперимента процент учащихся в  группе «А», правильно выполнивших первое задание, составил 63,6%, что на 18,1% выше, чем на начало эксперимента, когда процент выполнения был 45,5%, а процент неправильно выполнивших первое задание сократился на 18,1%. Второе задание правильно выполнили 70,3%, что на 15,8% больше, чем на начало эксперимента, тогда эта цифра составила 54,5%, процент неправильно выполнивших второе задание сократился на 15,8% и составил 29,7%, притом, что и время выполнения этих заданий сократилось – на 6 минут при выполнении первого задания и на три минуты при выполнении второго задания.

На конец эксперимента при сравнении результатов экспериментальной  и контрольной групп было установлено, что в экспериментальной группе первое задание правильно выполнили 63,6% учащихся, что на 18,1% выше, чем в контрольной группе. Что касается второго задания, то на конец эксперимента процент правильно выполнивших его в экспериментальной группе составил 70,3%, а в контрольной – 54,5%, что на 15,8% хуже, чем в экспериментальной. Время выполнения заданий в экспериментальной группе составило 31 минуту, а в контрольной группе – 40 минут, то есть экспериментальная группа справилась с заданиями на 9 минут быстрее, чем учащиеся контрольной группы.

Кроме того, было замечено, что теперь учащиеся выполняли задания  с желанием, большим интересом. В сочинениях нашла отражение дополнительная информация, использованная при составлении проектов. В диалогах учащиеся применяли идиомы, строчки из песен, стихотворений.

Проанализировав научную  и методическую литературу и положительный опыт проведенного эксперимента мы пришли к таким выводам:

  1. Такие методы и приемы, как нетрадиционные уроки с использованием песен, фильмов, проектная работа, внеурочные мероприятия, включающие в себя работу со стихотворениями, различные игры делают занятия по английскому языку более содержательными, мотивационно направленными, помогают стимулировать интерес учащихся к работе.
  2. Составление проектов, просмотр фильмов на английском языке, игры, разучивание песен и стихов на уроке английского языка делают возможным без напряженного труда более прочно усвоить, расширить и активизировать лексический запас учащихся, совершенствовать навыки иноязычного произношения, а также формировать и совершенствовать речевые умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Просвещение, 1976. – 158 с.
  2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной   речи // Иностранные языки в школе. – 1993. - № 3. – С. 10 – 14.
  3. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку: Пособие для учителя. – Пенза.: Просвещение, 1997. – 181 с.
  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж: Академия, 1997. – 148 с.
  7. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – М: Известия АПН РСФСР. Вып. 36. – 1951. – С. 29 – 104.
  8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
  9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Просвещение, 1990. – 290 с.
  10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамеза. – М.: Наука, 1984. – 176 с.
  11. Выготский В.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1996. – 340 с.
  12. Гальскова Н.Г. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2003. – 312 с.
  13. Григорян С.Т. Мотивация усвоения иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 4. – С. 29 – 35.
  14. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск: Дрофа, 1993. – 177 с.
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. – 384 с.
  16. Зимняя И.А. Возрастная психология. – Ростов-на-Дону:Феникс, 1997. – 480 с.
  17. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Божович Л.И. – М.:Педагогика, 1972. – 120 с.
  18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
  19. Инкина Ю.М. Формирование учения у школьников среднего звена. – Астрахань: АГИПК, 2003. – 28 с.
  20. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. – Ленинград: Просвещение, 1972. – 120 с.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.
  22. Леонтьева Г.Н. О создании мотивации обучения иностранным  языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1. – С. 49 – 54.
  23. Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников. Сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПКПРО, 1998. –    64 с.
  24. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
  25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 297 с.
  26. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 1999. – 345 с.
  27. Мильруд Р.Н., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку //  Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – С. 87 – 104.
  28. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. – М.: Знание, 1979. – 83 с.
  29. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 1997. – 432 с.
  30. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 340 с.
  31. Никитенко З.М., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в сдержании обучения английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 3. – С. 21 – 27.
  32. Олифер П., Олифер Н. Новые технологии в обучении. – СПб.: Питер, 2000. – 240 с.
  33. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет / Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
  34. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 83 с.
  35. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. – 1987. – № 6. – С. 20 – 24.
  36. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Кн. 1. Общие основы. Процесс Обучения. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
  37. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 24 – 30.
  38. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка (начало) // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3 – 10.
  39. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка (окончание) // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3 – 9.
  40. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1. – С. 4 – 11.
  41. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 93 с.
  42. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранных языков у школьников в IV – VII классах // Иностранные языки в школе. – 1988. – № 6. – С. 32 – 39.
  43. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1993. – 320 с.
  44. Спиридовская Л.А. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся по иностранным языкам в школах полного дня. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
  45. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Питер, 2001. – 241 с.
  46. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
  47. Якобсон А.П. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 309 с.
  48. http://festival.1september.ru/

       49. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/6.html

      50. http://www.sapfira.ru/21724-puti-razvitija-uchebnojj-motivacii.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета

  1. Чем Вам нравится заниматься на уроках английского языка?

а) письмом

б) обсуждением

в) чтением стихов

г) пением песен

д) просмотром фильмов

 

  1. Какие игры на английском языке Вам нравятся?

а) игры с использованием загадок

б) игры, где Вы рассказываете  истории

в) соревновательные игры

 

  1. Что для Вас будет интересно на внеклассном мероприятии?

а) работать с поэтическими произведениями

б) разгадывать ребусы

в) участвовать в викторине

г) путешествовать по карте

д) разучивать песни

е) составлять презентации

 

  1. Любите ли Вы работать в группах, составляя проекты?

 

  1. Почему Вы изучаете английский язык?

а) потому что это школьный предмет

б) потому что мне нравится

в) потому что он пригодится в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

What is a limerick?

Edward Lear, 19th century

Edward Lear was a famous English poet. He made limericks popular in the 19th century. A limerick is a short funny poem. It was 5 lines. A limerick is not just a short poem. The form of a limerick is always the same. The first line rhymes with the second one. The third rhymes with the fourth one. The first and the second lines rhyme with the fifth line. Lines three and four are shorter than the other lines. A limerick usually begins with “There was a … ”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

“Solomon Grundy”

Solomon  Grundy

Born on Monday,

Christened on Tuesday,

Married on Wednesday,

Ill on Thursday,

Worse on Friday,

Died on Saturday,

Buried on Sunday,

That was the end

Of Solomon Grundy.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

“The Monkey and the Crocodile”

Five little monkeys

Sitting in a tree,

Teasing Uncle Crocodile

Marry as can be

Jumping high, jumping low,

Jumping left and right.

“Dear uncle Crocodile

Come and take a bite!”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Thirty days have September,

April, June and November,

All the rest have thirty – one;

February has twenty – eight alone,

Excepting leap – year, that’s the time

When February’s days are twenty –  nine. 




Информация о работе Проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе