Проблемы подросткового одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42

Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72

Файлы: 1 файл

доделанный диплом.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6

    1. Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
    2. Одиночество как психологическое состояние………..17
    3. Портрет одинокого подростка…………………………24
    4. Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33

Выводы по главе 1……………………………………………………42

 

Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44

2.1. Констатирующий этап…………………………………….45

2.2. Формирующий этап………………………………….........58

2.3. Контрольный этап…………………………………………66

 Выводы по главе 2……………………………………………………69

Заключение…………………………………………………………….71

Список литературы……………………………………………………72

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  интерес к проблеме отчуждения и  одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером современной социальной ситуацией, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.

Сегодняшняя социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек - это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.

Понимание природы одиночества  позволит выработать оптимальные стратегии  его преодоления, адекватные для  современной нестабильной и неопределенной ситуации.

Данную проблему изучали  и исследовали многие зарубежные ученые: Зилбург Фрейд, Салливан, Фромм-Рейхман, Карл Роджерс, Мустакас, Боумен, Рисмен и Слейтер, Энн Пепло, Дерлега и Маргулис.

В отечественной литературе анализ изоляции, одиночества, отчужденности касался проблемы психического состояния в экстремальных условиях (Кузнецов О.А., Лебедев В.И., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Хрящева Н.Ю., Юрских С.Г. и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (Гозман А.В., Гурко Г.С, Коростылева Л.А. и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (Абульханова-Славская К.А., Головаха Е.И., Ковалев А.Г., Кон И.С., Парыгин Б.Д. и др.) и т.д. В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И.), философско-социологическом (Тихонов Г.М., Пузанова Ж.В.), социологическом (Черепухин Ю.М., Куртиян СВ.) направлениях. Важно отметить социльно-психологическое исследование Швалбы Ю.М., Данчевой О.В., психолого - педагогическое - Долгиновой О.Б.

Поэтому актуальность настоящей  работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции  молодежи и людей репродуктивного  возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.

Объектом исследования работы является состояние одиночества.

Предметом исследования является работа социального педагога с подростками, испытывающими состояние одиночества.

Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, была выдвинута следующая гипотеза: в преодолении трудностей подросткам, испытывающим одиночество, определенную роль играет социальный педагог.

 

Выдвинутые предположение  и цель исследования определили следующие задачи:

-изучить различные подходы учёных к данной проблеме;

-рассмотреть состояние одиночество как психологическое состояние;

-составить портрет одинокого подростка;

-обобщить опыт работы  социального педагога с подростками,  испытывающими состояние одиночества;

-изучить возможности диагностик состояния одиночества;

-экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; наблюдение; беседа; опрос; анкета; анализ продуктов деятельности учащихся; социометрия; тесты.

Данная ВКР состоит из:

- Введения, где раскрывается актуальность темы ВКР и определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы.

- Глава I: “Теоретические основы понятия одиночества”, цель которой является выявить сущность этого состояния, рассмотреть психологическую характеристику одинокого подростка и составить его портрет.

- Глава II: “Диагностический этап особенностей подросткового одиночества”, где представлены различные методы и методики исследования состояния подростка, а так же описана социально-педагогическая деятельность с такими учащимися.

По каждой главе сделаны  выводы. Работа снабжена заключением и списком литературы. Список литературы содержит 32 источников. Также работа иллюстрирована таблицами, схемами.

 

 

Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества

1.1 Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе

Проблема одиночества, ее теоретическое и художественное осмысление волновали человека с  древнейших времен. В мировой литературе этот феномен был описан в произведениях многих выдающихся художников (Д. Дефо, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Дж. Лондон, А. Стриндберг, Ж.- П. Сартр, Ф. Кафка, Г. Гессе и др.).

В начале же двадцатого столетия, как отмечает А. Б. Демидов, проблема одиночества настолько близко подступила к человеку, что Н. А. Бердяев счел уместным назвать ее основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования, но, не смотря на это, различные философы связывают проблему одиночества с другими основополагающими идеями. Так, например, С. Кьеркегор или Н. Бердяев связывают феномен одиночества с идеей Бога, Б.Паскаль — с идеей бесконечности, Ж.-П, Сартр и Э. Фромм — с идеей свободы, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше — с волей, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Левинас акцентируют свое внимание на онтологическом статусе одиночества.

В науке выделяются различные концепции к определению сущности одиночества: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.

В психодинамической  концепции предприняты попытки изучения понятия одиночество. Основателями данного направления являются Зилбург Фрейд, Салливан, Фромм-Рейхман. Эти де6ятели имеют общую точку зрения при изучении неких положений: они усматривали корни одиночества взрослого в его детстве. Так же Салливан, Зилбург, Фромм-Рейхман прослеживают происхождение этого состояния вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве. В своем анализе одиночества они исходят главным образом из их клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию. Несмотря на совпадение неких выводов, сделанных путем наблюдения, изучения, экспериментальной деятельности, каждый ученый сделал определенный вклад в науку своей деятельностью.

В своих работах Зилбург дал первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как «червь», разъедает его сердце. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы «изобличить» других. «Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность» направленную как вовнутрь, так и вовне [8].

Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссистической ориентацией... Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» [8].

Салливан установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.

В работах Ф. Фромм-Рейхман  и Салливана можно встретить  общую точку зрения о том, что одиночество - «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство» [8]. Но Фромм-Рейхман, в отличии от своих коллег, считает одиночество экстремальным состоянием: «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей… в эмоционально парализованных и беспомощных» [26, с. 320]. В особенности она подчеркивает вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки».

Возможно, психодинамически  ориентированные теоретики в большей мере, чем какая-либо другая группа исследователей, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя ранний (детский) опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.

Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах  ученых феноменологической концепции, основатель Карл Роджерс. Как и у психодинамически ориентированных теоретиков, анализ одиночества, представленный основателем данного направления, вытекает из его клинической практики, то есть работы с пациентами. Отличает его от сторонников психодинамических теорий то, что он неочень доверяет ранним детским влияниям на формирование личности. Согласно Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность. В своих трудах он разработал сконцентрированную на личности больного терапию. Его анализ основан на «Я-теории» личности. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида.

Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры  на пути к собственному «Я», он тем  не менее думает, что ему будет  отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так:

«Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром» [8].

Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве» [8]. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность. Роджерс рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представлений индивида о собственном «Я».

Определенный вклад в решение проблемы одиночества внес экзистенцианальный подход рассмотрения этого понятия. Ярким выразителем этого направления стал  Мустакас. Как и другие вышеупомянутые теоретики, ученый работает с клиническими пациентами. Объединяет всех сторонников и последователей данного направления то, что экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот «факт», что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли, разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний.

Информация о работе Проблемы подросткового одиночества