Проблемы подросткового одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42

Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72

Файлы: 1 файл

доделанный диплом.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

Существуют некие причины, следую которым подросток должен общаться со своими сверстниками:

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический  канал информации. По  нему подростки  узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический  вид межличностных отношений. Групповая  игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального  благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Усиливается потребность  не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Мать Тереза предлагала вот такой выход из такого состояния: Если вы страдаете от одиночества, не оставайтесь пассивными. Вместо того, чтобы сидеть в углу, занимаясь самоедством и ожидая внимания от других, сделайте первый шаг сами, пойдите к людям. Нет никаких причин чувствовать себя одиноким, когда в мире есть любовь и свет. Забудьте о себе хотя бы ненадолго и сделайте что-то для других. Если вы булочник, к вам придут за хлебом. Надо быть способным что-то дать, чтобы к вам шли. Если же вам нечего дать людям, вы не привлечете их и останетесь в одиночестве. И не надо упрекать других, что они не идут к вам. Станьте нужным, и к вам придут! Посмотрите на распустившуюся розу. Она благоухает, и все тянутся к ней: и пчелы, и бабочки; все хотят вдохнуть ее аромат. И это потому, что она открылась. Почему же вы остаетесь закрытыми и не «благоухаете»?

Ученые на основе обследования пришли к выводу, что процент социально одиноких подростков достаточно высок, поэтому возникает необходимость в особом подходе к этим личностям, в частности, на первом этапе работы нужна особая техника установления контакта социального педагога с такими подростками. Главная задача социального педагога - направить поведение подростка в конструктивное русло. Для этого необходимо установить психологический контакт с подростком. Этот контакт необходим для того, чтобы снять первичное напряжение в отношениях, недоверие, неопределенность, психологические барьеры. Контакт необходим также для того, чтобы познать при сближении психологические характеристики подростка и реализовать в отношении него требуемый в работе индивидуальный подход. При помощи тщательно организованного подхода можно восстановить способности подростка к адаптации и включение его в позитивную деятельность общества. Контакт используется также для создания постоянной связи с подростком - коммуникации. Непрерывающаяся коммуникация позволяет социальному педагогу постоянно контролировать поведение подростка и корректировать возможные отклонения, предотвращать асоциальное поведение и отрицательные поступки.

В социально – педагогической науке выделяют стадии установления психологического контакта с подростками, находящимися в состоянии одиночества:

-накопление согласий;

-поиск нейтральных  интересов и увлечений подростка;

-принятие качеств  и особенностей поведения предлагаемых  для общения;

-выяснение качеств  личности, опасных для взаимодействия;

-проработка мотивов,  затрудняющих процесс общения;

-выработка общих норм  поведения и взаимодействия.

Состоявшийся контакт  дает возможность подростку осуществить  самораскрывание, получить возможность самореализации и научиться, в известной степени, самому входить в контакт с людьми. Таким образом, первая задача, стоящая перед социальным педагогом - использовать специальные способы, средства, приемы для снятия затруднений в общении. Сделать общение между социальным педагогом и подростком нормальным (снять напряженность) - значит, перевести его во взаимодействие контактного типа. Создание предпосылок для нормального взаимодействия между будущими партнерами предусматривается специальной техникой установления контакта. Следующая цель социального педагога состоит в использовании возникшего общения, а затем взаимодействия для того, чтобы как можно больше познать подростка, установить его намерения, мотивы действия. Выявить цели подростка как ближайшие, так и отдаленные, раскрыть его позиции и его жизненные установки. Методика контакта открывает возможности познавать человека в ходе беседы с ним, в процессе обмена мнениями, суждениями, идеями, реакциями и предпочтениями. При состоявшемся контакте возможно также получить подробные сведения от самого индивида, когда он захочет раскрыться и рассказать все о себе. Далее надо установить между социальным педагогом и подростком взаимоприемлемые, а затем доверительные отношения. Это означает, что подросток не только откроется воздействиям со стороны взрослого, он будет сам стремиться получить интересующие его указания. Это позволит эффективно решать работу по реабилитации подростка. Для решения этих задач необходимо освоить специальную технологию, предусматривающую выполнение определенных предписаний. При следовании инструкции и изложенным в ней рекомендациям возможно достижение полного контакта.

Особое внимание следует  уделить технологии контакта и ее обеспечение. Соблюдение технологии установления контакта обеспечивает:

-снятие психологических  барьеров, препятствующих сближению  в затрудненном общении;

-сокращает психическую  дистанцию между людьми и вызывает  тенденции к взаимодействию и  самореализации;

-результатом взаимодействия, как обмена информацией, является  построение взаимоприемлемых и доверительных отношений.

Осуществление технологии установления контакта предполагает точное следование трем принципам:

1-Последовательное прохождение  шести стадий сближения, причем  соблюдение порядка их следования  принципиально важно. Опасно как "перескакивание" через стадию, так и форсирование процесса. В этом случае отдельные образования в стадии не успевают созревать и возможна вспышка конфликта. В этом случае возникшие образования "консервируются" и становятся инертными. Может остаться только уровень поверхностных отношений, без углубления в более близкие отношения.

2-При контроле за  прохождением стадии необходимо  ориентироваться только на признаки  и показатели, зафиксированные в  инструкции. Это признаки возникновения  новой стадии, затем признаки ее созревания и признаки готовности перехода к другой стадии (появление признаков следующей стадии). Признаки, упомянутые в инструкции, должны быть единственными ориентирами в меняющихся ситуациях процесса сближения. В соответствии с их показаниями должна осуществляться тактика поведения социального педагога (как инициатора контакта). На интуицию нельзя полагаться до освоения технологии.

3-Все воздействия должны  быть направлены на вызов у  подростка стремления к сближению.  Это исключает систему предпосылок воздействия, где основная аргументация - должное поведение и навязываемое стремление сделать все "для блага подростка". Все воздействия социального педагога должны быть направлены либо на удовлетворение потребностей подростка на данном этапе взаимодействия, либо на побуждение его к активному включению в процесс обмена мнениями, суждениями и представлениями, либо, наконец, способствовать реализации стремления к высказыванию, самораскрытию и самореализации. Все стадии методики названы по тому типу воздействия и тактическому влиянию, который должен преимущественно осуществляться на данной стадии. При правильном следовании всем шести стадиям и последовательном исполнению их по показателям и признакам можно ожидать наступления и взаимоприемлемых и доверительных отношений. Постепенно снимаются преграды в виде барьеров и блокад, сокращается психическая дистанция. Социальный педагог и подросток сближаются. Основано это на последовательном раскрытии личности подростка, его проблем, отдельных качеств, а затем мотивов, намерений, в итоге создается новая логика поведения. Возникший канал коммуникации используется для того, чтобы не только понимать, но и предсказывать мотивы действия подростка. При осознании индивидом особенностей своего поведения и возникает возможность его переконструирования.

Так как мозг подростка - качественно новое образование, то выделяют три основных требования, учет которых необходим при работе с подростками.

В начале подросткового  возраста идет активная перестройка  организма: из детского он переходит во взрослое состояние. Нарушения психических процессов и поведения у одиноких подростков имеют сложную и многофакторную природу. В связи с этим воздействия одного специалиста недостаточно для разрешения имеющихся у подростка проблем. Необходимо комплексное воздействие врачей соматического профиля, невропатологов, психиатров, психологов, педагогов и других специалистов. Система работы с подростком должна быть гибкой.

В подростковом возрасте идет активное усвоение норм и правил социума. Подросток осваивает новые  социальные роли, активно "примеряет" их на себя. Поэтому любая деятельность подростка носит социальную окраску. Оценка окружающих - социальное одобрение  или порицание - важны как ни в каком другом возрасте. Личностным смыслом окрашена вся деятельность подростка. Отсюда следует, что любая работа по коррекции интеллектуальной сферы не может проводиться в отрыве от коррекции личности, от коррекции социальных связей подростка.

В начале подросткового  возраста активно развиваются лобные доли. Поэтому в работе с таким  подростком необходима специальная  коррекционная работа над развитием  внимания и контроля, уже доказавшая свою эффективность при работе с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения произвольного внимания являются одним из наиболее распространенных дефектов у подростков. Подростки, нуждающиеся в коррекции внимания, как правило, имеют малый объем как зрительного, так и слухового внимания. У них отмечается преобладание непроизвольного внимания над произвольным, трудности переключения внимания во всех видах деятельности. Коррекция высших психических функций у этих подростков должна идти путем перестройки уже сформировавшейся функциональной системы, в которой основными звеньями являются программирование и контроль, то есть именно те функции, которые тесно связаны с деятельностью лобных долей.

Перечисленные выше особенности  подросткового возраста позволяют  сформулировать принципы построения коррекционных программ для социально одиноких подростков.

Принцип учета патогенеза заключается в уточнении механизма  нарушения. Этот принцип можно назвать  принципом нейропсихологической квалификации дефекта. В ряде случаев одинаковые по внешнему проявлению симптомы нарушений имеют в своей основе различные механизмы. Однако в каждом из этих случаев методика работы различна, так как направлена на преодоление основного механизма нарушения.

Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушения. В связи с этим принципом коррекционная работа должна учитывать особенности симптоматики, степень выраженности нарушения и сформированности навыков, связанных с данной функцией.

Онтогенетический принцип. Предполагает учет той последовательности в формировании высших психологических функций, которая имеет место в онтогенезе.

Принцип опоры на сохранные  звенья психической функции, на сохранные  анализаторы, на их взаимодействие отражает в себе учение о функциональных системах.

«Принцип поэтапного формирования умственных действий», основанный на теории П. Я. Гальперина, соответствует становлению умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается со становления развернутых операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется постепенно становясь интериоризированным умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. В коррекционной работе с одинокими подростками необходимо выделять и тщательно прорабатывать все выделенные П.Я.Гальпериным этапы формирования умственных действий.

Принцип системности. Методика устранения каждого вида нарушений психических функций представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и местом в общей системе работы.

Специальная организация  режима коррекционной работы. Чередование  заданий и отдыха, которое позволит преодолеть нарушения нейродинамики  в психической сфере, и прежде всего снижение умственной работоспособности, концентрации и устойчивости внимания .

Общие дидактические  принципы: наглядности; закрепления  знаний и навыков; доступности; научности; индивидуального и дифференцированного  подхода, учета возрастных особенностей.

Все вышеперечисленные  методы и формы работы социального педагога с подростками, испытывающими состояние одиночества, будут эффективными, если данная работа по реабилитации подростка осуществляется комплексно, то есть при участии не только социального педагога, но и родителей, учителей, всевозможных сотрудников общеобразовательного учреждения, специальных служб по оказанию помощи в данной проблеме.

 

Выводы по главе 1

В первой главе были изучены  филосовско – психологические подходы  к изучению проблемы одиночества. В науке выделяются различные концепции к определению сущности одиночества: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные. Представлена обобщенная характеристика концепций зарубежных ученых по проблемам одиночества в виде таблице.

Информация о работе Проблемы подросткового одиночества