Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42
Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72
7. Работа с классом:
Экспресс-диагностика уровня
Цель - Выявить с помощью
диагностики социально
Инструкция:
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов:
“часто” (3 балла),
“иногда” (2 балла),
“редко” (1 балл),
“никогда” (0 баллов).
Вопросник:
1-Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
2-Мне не с кем поговорить.
3-Для меня невыносимо быть таким одиноким.
4-Мне не хватает общения.
5-Я чувствую, что никто
действительно не понимает
6-Я часто ловлю себя на ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
7-Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
8-Я сейчас больше ни с кем не близок.
9-Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.
10-Я чувствую себя покинутым.
11-Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
12-Я чувствую себя совершенно одиноким.
13-Мои социальные отношения и связи поверхностны.
14-Я умираю от тоски по компании.
15-В действительности никто как следует не знает меня.
16-Я чувствую себя изолированным от других.
17-Я несчастен оттого, что всеми отвергнут.
18-Мне трудно заводить друзей.
19-Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.
20-Люди вокруг меня, но не со мной.
Обработка результатов:
Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный показатель социальной изолированности - 60 баллов.
Интерпретация:
Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов,
средней от 21 до 40 баллов,
низкой - от 0 до 20 баллов.
После обработки результатов учащиеся разделились на 3 группы в соответствии с их уровнем социальной изолированности. Всего диагностировалось 19 человек.
Таблица 4
Кол-во человек |
Ф. И. |
% | |
Высокий уровень социальной изолированности (одинокие) |
1 |
М. Мария |
5% |
Средний уровень социальной изолированности |
4 |
Ф. Эля, К. Миша, Т. Наташа, А. Никита |
21% |
Низкий уровень социальной изолированности |
14 |
Ж. Оля, Р. Марине, Л. Женя, Ш. Саша, М. Кристина, К Карина, Р Полина, Г. Сережа, А. Илья, Г. Аня, Т. Кристина, Т. Сережа, Ф. Никита, А. Сахиб. |
74% |
8. Работа с классом: социометрия (Приложение 6).
Цель – определить социальный статус ребенка, выявить аутсайдеров.
Инструкция:
Ответьте на вопросы, оформите их так, как показано на доске. Выберите не более 3-х человек на каждый вопрос. Вспомните всех, кого сегодня нет в классе. Отвечайте честно, информация останется только у меня.
Задаваемые вопросы:
1+ Кого бы вы пригласили на день рождение из класса?
1- Кого бы вы не пригласили на день рождение?
2+ Представьте, что вам подарили большую коробку конфет, с кем бы вы поделились из класса?
2- Представьте, что вам подарили большую коробку конфет, с кем бы вы не поделились из класса?
3+ С кем бы вы пошли гулять после уроков в школе?
3- С кем бы вы не пошли гулять после уроков в школе?
По результатам обработки социометрии было выявлено 4 группы учащихся:
Лидеры - 6 человек:
А. Сахиб, Б. Алина, К. Карина, М. Кристина, Ф. Эля, Ф. Никита.
Аутсайдеры - 8 человек:
А. Никита, В. Елена, Г. Аня, К. Миша, М. Мария, П. Елена, П. Саша, С. Руслан.
Принятые – 9 человек:
А. Илья, Г. Сережа, Ж. Оля, Л. Женя, Р. Полина, Р. Марине, С. Катя, Т. Сережа, Т. Кристина.
Забытые – 6 человек:
Г. Анна, П. Елена, С. Руслан, С. Алексей, ш. Саша, Т. Наташа.
Для исследования особый интерес представляют 2 группы: аутсайдеры и забытые учащиеся.
9. Работа с классом: диагностика типа восприятия индивидом группы (Приложение 7).
Цель - выявить тех детей, которые по типу восприятия являются индивидуалистами или прагматиками.
Инструкция:
Вам будут заданы вопросы или прочтены утверждения. Ваша задача выбрать из предложенных вариантов (А-Б-В) тот, который вам ближе.
Вопросник:
Проанализировав результаты диагностики, всех учащихся можно разделить на 3 группы.
Всего испытуемых 14 человек.
Таблица 5
Кол-во человек |
Ф. И. |
% | |
Прагматик |
1 |
П. Елена |
7% |
Коллективисты |
13 |
К. Миша, А. Сахиб, Т. Сережа, М. Мария, М. Кристина, С. Леша, Ф. Никита, А. Никита, Ж. Оля, Ф. Эля, Б. Алина, Р. Марине, Г. Сережа. |
93% |
Индивидуалист |
0 |
0% |
Исходя из полученных данных, следует отметить, что индивидуалистов в этой группе нет, что соответствует возрастным критериям учащихся.
Большинство учащихся соответствуют группе коллективистов, но следует отметить, что некоторые из них таковыми не являются, а, видимо, хотят ими стать. У них внутреннее желание быть таковыми борется со страхами, беспокойством и тревожностью.
Подводя итог данному
этапу, можно выделить группу учащихся,
которые действительно
2.2 Формирующий этап
Цель этапа: улучшение состояния подростка с помощью локальной коррекции поведения.
Длительность обучающего эксперимента – две недели.
Данный этап проводился по следующей программе:
Таблица 6
Коррекционная программа
№ |
Форма р-ты |
Тема |
Цель |
1. |
Информационно – дискуссионное занятие |
Одиночество |
Выявление представлений уч-ся по данной проблеме, расширение кругозора детей с помощью информирования их о таком понятии, как одиночество |
2. |
тренинг |
общение |
Активизация общения |
3. |
Игровые упражнения |
общение |
Развитие навыков коммуникации |
4. |
Игровые упражнения |
воля |
Развитие волевой регуляции |
5. |
Игровые упражнения |
самооценка |
Повышение уровня самооценки |
6. |
игротерапия |
коллектив |
Сплочение коллектива, создание в классе атмосферы единства и принадлежности к данной группе |
7. |
Игровые упражнения |
чувства |
Развитие интереса и способности к понимаю своего внутреннего мира и эмоций других людей, создание условия для появления у ребенка опыта управления чувствами и эмоциями |
1. Информационно - дискуссионное занятие.
Тема – одиночество.
Цель - выявление представлений уч-ся по данной проблеме, расширение кругозора детей с помощью информирования их о таком понятии, как одиночество.
На данном занятии мы с ребятами обсуждали, что такое одиночество. Отмечали положительные и отрицательные стороны этого состояния. Разобрали некие «иллюзии одиночества»:
- Истоки одиночества: «я отвергну тебя раньше, чем ты отвергнешь меня»
- Проклятие злой судьбы
или всего лишь детская
- Истории одиноких: Гадкий утёнок, Ассоль, Парфюмер и другие
- Один в толпе, один в семье, одиночество вдвоём…
- Принц и нищий: блеск и пустота одиночества
- Уединенность: скрытое сокровище одиночества
Также мы вспоминали героев
фильмов, сказок, где герой казался
одиноким, придумывали более
2. Тренинг.
Тема: общение.
Цель – активизация общения подростков.
Упражнения, используемые в этом занятии: «Смена мест», «Необычный подарок», «Согласен - не согласен», «Желе», «Дополни фразу».
Упражнение «Согласен – не согласен».
Три таблички «согласен», «не согласен», «не уверен» развешиваются в три угла. Участникам предлагается выслушать одну из утверждений и выразить ту позицию, которой они придерживаются. Если они согласны с утверждением, то встают к табличке «согласен» и т.д. Здесь не надо долго думать, важно поступать по первому импульсу. Когда все участники выберут позицию, им предлагается обосновать свою точку зрения. Участники говорят по очереди. Важно не допускать споров, дискуссий, здесь надо только выразить свое мнение и выслушать других, важно не допускать деструктивных конфликтов. Когда все участники выскажутся по поводу первого утверждения, ведущий переходит к следующему. В конце рефлексия: всегда ли мнения участников совпадали и расходились, что чувствовали , когда слышали мнение, противоположное своему, как предупредить конфликты. Утверждения для упражнения: в этой жизни надо все попробовать, жить нужно так, как будто каждый день последний, личность начинается с рождения, в этой жизни все зависит от меня, в конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые.
«Смена мест».
Все участники сидят
в кругу, один стул убирается
из общего круга. Ведущий
Упражнение «Необычный подарок».
Сидя по кругу участники по очереди бросают мяч со словами «Я дарю тебе…» и называют необычный подарок.
«Желе»
Участники встают
в одну линию, плечом к плечу друг
с другом. Они одно целое –
желе. Ведущий стоит перед
Упражнение «Дополни фразу»
Первый участник произносит фразу. Сосед слева повторяет ее и произносит свою фразу, связанную с первой по смыслу. Следующий повторяет все предыдущие фразы и дополняет их своей. Например: светит солнце, светит солнце и дует ветер и т.д. Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало запомнить фразы? Как каждый участник слушал предыдущего?
3. Игровые упражнения.
Тема: общение.
Цель - развитие навыков коммуникации.
Упражнения, используемые в этом занятии: «Представление начинается», «Ветер дует на того, кто…», «Веселые приветствия», «найди друга», «инсценировка».
«Представление начинается»
Сразу же скажите, что название игры никак не связано с цирковым или театральным представлением. Как говорили раньше: «Позвольте представиться!» - то есть познакомиться с вами, назвав имя. Но знакомиться мы сегодня будет не совсем традиционным способом.
Один называет свое имя и делает какое-то движение. Например, ребенок говорит: «Я - Катя» - и делает реверанс. Все остальные дети по очереди должны сначала повторить имя и движение предыдущего, а затем представиться самому и сделать тоже какое-либо движение.
«Ветер дует на того, кто…»
Все встают в ряд у одной стены комнаты. Я буду говорить предложение, начинающиеся со слов: «ветер дует на того, кто..». затем добавлять названия каких-либо признаков, например:
Кто любит мороженое
Кто сегодня умывался
Кто в брюках
У кого есть домашнее животное
Кто не чистил уши утром
Все дети, к которым подходит сказанное определение, должны добежать до противоположной стороны комнаты, а потом спокойно вернуться обратно.
«Веселые приветствия»
Спросить, как люди обычно приветствуются. Какие движения они при этом делают? Почему люди жмут друг другу руку? Это просто традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.