Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42
Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72
Итак, только я включу музыку, вы должны начать ходить по комнате, прыгать, танцевать. Когда музыка закончится, я произнесу слова: «раз-два-три-друга найди!». В это время каждый срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. После команды «поздоровайтесь..»- и затем называю любую часть тела, вы приветствуете друг друга.
«Найди друга»
Участники разбиваются на пары и общаются друг с другом в течении 10 минут. Вы должны рассказать друг другу то, что еще не знаете о своем товарище.
Затем пары выходит и рассказывает друг от друге от имени своего товарища, например: «меня зовут Миша (имя товарища, с которым общался)».
«Инсценировка»
Каждая пара вытаскивает карточку с ситуацией, которую должны нам продемонстрировать.
4. Игровые упражнения.
Тема: воля.
Цель – развитие волевой регуляции.
Упражнения, используемые в этом занятии: «Молчу-шепчу-кричу», «Говори по сигналу», «Замри», «Царевна Несмеяна», «час тишины и час можно».
Молчу-шепчу-кричу.
Выбирать одно из этих действий ребенку предстоит, ориентируясь на тот знак, который водящий ему подаст. Например, палец к губам – ребенок может говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Положить руки на голову – ребенку следует замолчать и замереть на месте. Руки поднятые вверх – можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Данное занятие учащимся понравилось больше всего. Их забавляли резкие запреты и неожиданные разрешения на какие-либо действия. При все этом, получалось у них довольно хорошо! И, если верно построить урок с использованием игровых элементов, учащиеся смогут молчать, когда это надо, и отвечать на уроках с удовольствием.
5. Игровые упражнения.
Тема: самооценка.
Цель – повышение уровня самооценки.
Упражнения, используемые в этом занятии: «Копилка достижений», «Солнышко», «Закончи предложение», «Звезда класса».
«Солнышко»
Все учащиеся встают в круг. Ведущий должен кидать мяч какому-либо ребенку и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать несколько раз, но придуманные им «окончания» должны быть разные. Пример начала предложения: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научиться…», «Сегодня я сам сделал…».
В ходе проведения занятия учащиеся чувствовали себя более уверенно, никто не отказывался от предложенного занятия, ученики внимательно слушали друг друга и хотели выполнить как можно больше упражнений.
6. Игротерапия.
Тема: коллектив.
Цель – сплочение коллектива, создание в классе атмосферы единства и принадлежности к данной группе.
Упражнения, используемые в этом занятии: «Картинка из кусочков», «Руки вверх!», «Товарный поезд», «Команда Золушек», «Неизвестный науке зверь», «Обманщики», «Сиамские близнецы».
«Товарный поезд»
Класс разбивается на 2 команды. Пусть члены одной команды сядут в ряд на стульях, вторая разместится так же напротив. Сбоку следует сложить кучку из одинакового количества предметов. По команде «Начали!» ребята одной команды должны начать передавать игрушку друг другу, пока те не дойдут до крайнего игрока – «последнего вагона поезда», который станет складывать их рядом с собой. Пользоваться при передаче можно только ногами. Если при передаче вещь выскользнет, то поднимать ее следует опять-таки ступнями. Выигрывает та команда, которая оказалась самым быстрым товарным поездом – раньше собрала все игрушки в последнем вагоне.
На этом занятии учащиеся учились взаимодействовать друг с другом, подбадривать в ходе соревнований и не обижаться в случае неудач. Они находили разные способы взаимодействия и сами удивлялись полученным результатам.
7. Игровые упражнения.
Тема: чувства.
Цель - развитие интереса и способности к понимаю своего внутреннего мира и эмоций других людей, создание условий для появления у ребенка опыта управления чувствами и эмоциями
Упражнения, используемые в этом занятии: «знатоки чувств», «отгадай, что я почувствовал?», «Словарик добрых слов», «Слепой и поводырь», «Рисунок», «Слово-шаг», «Отгадай».
«Слепой и поводырь»
Нужны 2 человека. Один будет слепым – ему завязывают глаза, другой – поводырь, старающийся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это движение вы заранее создадите, расставив стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно прейти с одной стороны помещения на другую. Желающие принять участие в этом могут создавать баррикады из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
Задача проводника – аккуратно перевести слепого на другую сторону шоссе, оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того, как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он будет проводником – это научит его заботе и вниманию к другому человеку.
Можно чередовать варианты объяснения между собой поводыря и слепого с вербального на невербальное.
В ходе этого занятия ребятам было трудно, тяжело суметь раскрыться, трудно рассказывать о своих чувствах. Многие зажимались и предпочитали больше слушать, чем говорить. Также трудно было положиться на другого человека (трудно закрытыми глазами довериться однокласснику).
В процессе работы на формирующем этапе исследования была разработана система уроков (конспекты - приложение), которая была реализованы в полной мере, что указывает на достижение поставленной задачи.
2.3 Контрольный этап
Цель этапа: проверить эффективность проведенной работы и динамику изменения состояния подростка.
По результатам локальной коррекционной работы учащихся была проведена еще одна беседа с классным учителем и контрольная диагностика с помощью рассмотренных ранее методик:
Таблица 7
Программа работы для изучения изменений в поведении подростков
№ |
Направление работы |
Метод |
Цель |
1. |
Работа с Кл руководителем |
беседа |
Выявить изменения в поведении и состоянии учащихся |
2. |
Работа с классом |
Экспресс-диагностика ур соц изолированности личности |
Выявить изменения в поведении социально изолированных учащихся |
3. |
Работа с классом |
Социометрия |
Определить изменения социального статуса ребенка |
4. |
Работа с классом |
Диагностика типа восприятия индивидом группы |
Выявить изменения в восприятии группы ребенком |
1. Беседа с классным руководителем.
Цель - выявить изменения в поведении и состоянии уч-ся.
В ходе беседы выяснилось, что определенные изменения в состоянии и поведении учащихся произошли. В целом, ребята стали более активны, на уроках чаще поднимают руки и отвечают у доски, начали обращаться к одноклассникам с маленькими просьбами, класс стал более сплоченным. Класс правильно реагирует на просьбы учащихся и идут им на встречу.
Материалы диагностик (анкета, экспресс-диагностика уровня социальной изолированности, социометрия, диагностика типа восприятия группы) представлены в таблице 8.
Таблица 8
Программа изучения динамики изменения подростков на контрольном этапе
А Никита |
К Михаил |
М Мария |
Т. Сережа | |
анкета |
Да, я могу отнести себя к человеку, который испытывает состояние одиночества. У меня никогда нет друзей. Одному скучно. Одинокий человек плачет, на душе грустно. |
Да, я могу отнести себя к человеку, который испытывает состояние одиночества. Меня никто не понимает. Одинокому хочется спать, потому что в доме тишина и никого нет, а этому мешает ремонт соседей. Я хотел бы быть…самое главное не одиноким. |
Да, я могу отнести себя к человеку, который испытывает состояние одиночества. Мне порой кажется, что всем на меня все равно, на мои чувства, мысли и на то, как мне порой бывает трудно. Одинокий человек хочет кем-нибудь поговорить, рассказать ему все. |
Да, я могу отнести себя к человеку, который испытывает состояние одиночества. Иногда никого нет дома и нельзя играть, когда зову гулять, мне отказывают. Одинокому наверно плохо, он чего-то хочет доказать, выбросить мысли. Я хотел бы быть всегда веселым и дружным, никогда не унывать. |
Я по-прежнему считаю себя одиноким. |
Я по-прежнему считаю себя одиноким. |
Я уже не чувствую себя такой одинокой, как раньше. В классе я подружилась с девочками. Еще я стараюсь как можно чаще заводить со всеми разговоры неважно по какой теме, даже просто чего-нибудь попросить из школьных принадлежностей. |
Я наверно уже не так одинок, как мне казалось раньше. В классе я нашел общий язык со своими товарищами и стараюсь это поддерживать. | |
экспресс-диагностика ур соц изолир-ти |
Средний уровень социальной изолированности (одинокие) |
Средний уровень социальной изолированности (одинокие) |
Высокий уровень социальной изолированности (одинокие) |
Низкий уровень социальной изолированности (одинокие) |
Средний уровень социальной изолированности (одинокие) |
Средний уровень социальной изолированности (одинокие) |
Средний уровень социальной изолированности (одинокие) |
Низкий уровень социальной изолированности (одинокие) | |
Социо метрия |
аутсайдер |
аутсайдер |
аутсайдер |
забытый |
аутсайдер |
принятый |
принятый |
принятый | |
Диаг-ка типа восприя тия гр |
коллективист |
коллективист |
коллективист |
коллективист |
коллективист |
коллективист |
коллективист |
коллективист | |
Итог |
Изменений нет |
Небольшие изменения |
Изменения на достаточно серьезном уровне |
Небольшие изменения |
Подводя итог данному этапу, следует отметить, что из четырех исследуемых учащихся у одного изменений вообще не наблюдается в поведении. Это можно объяснить тем, что у этого ребенка высокая степень защиты от воздействия на него других людей. Также следует отметить, что именно с ним срок работы должен быть наиболее продолжительным. У двоих наблюдаются небольшие изменения. И у одного учащегося изменения на достаточно серьезном уровне. У нее снизилась степень социальной изолированности, в классе она перешла в другую социальную группу, а также нашла общий язык со своими сверстниками, что приносит ей большое внутреннее удовольствие, и старается это поддерживать.
Выводы по главе 2
Для доказательства гипотезы: в преодолении трудностей подросткам, испытывающим одиночество, определенную роль играет социальный педагог, было проведено исследование, которое проводилось в 3 этапа с помощью следующих методов: беседа с учителем, с социальным педагогом, с психологом; наблюдение; диагностики, анкеты.
Исследование подтвердило правильность гипотезы, т. е при использовании в работе нетрадиционных методов: игровых упражнений, разминок, загадок, инсценировок, социальный педагог может во многом помощь ребенку. Если составлена система занятий, разработана программа, которые следуют цели, направленной на преодоление проблемы, и если эти занятия систематичны и проходят длительное количество времени, то положительный результат обязательно будет.
Следовательно, социальный педагог может помочь ребенку преодолеть состояние одиночества и помочь справиться с трудностями в общении при регулярном использовании специальных методов, (упражнений, игр по правилам, бесед), а также при соблюдении определенных условии.
Заключение
Проблема отчуждения и одиночества не так далека от социума и является очень серьезным фактором изменения поведения личности, особенно в подростковом возрасте. Эти изменения и были исследованы для подтверждения гипотезы: в преодолении трудностей подросткам, испытывающим одиночество, определенную роль играет социальный педагог.
В представленной работе для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ продуктов деятельности учащихся, наблюдение, беседа, анкета, анализ психолого-педагогической литературы, социометрия, анкета, тесты.
В пубертатный период все подростки проходят этапы страшного одиночества. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в себе. Зная о том, какие трудности испытывают подростки, находящиеся в состоянии одиночества, была составлена система занятий и разработана программа учета динамики изменения поведения подростков. Эта программа показала различные результаты, но в большой степень – положительные. Из четырех исследуемых учащихся у одного изменений вообще не наблюдается в поведении. Это можно объяснить тем, что у этого ребенка высокая степень защиты от воздействия на него других людей. Также следует отметить, что именно с ним срок работы должен быть наиболее продолжительным. У двоих наблюдаются небольшие изменения. И у одного учащегося изменения на достаточно серьезном уровне. У нее снизилась степень социальной изолированности, в классе она перешла в другую социальную группу, а также нашла общий язык со своими сверстниками, что приносит ей большое внутреннее удовольствие, и старается это поддерживать. Следовательно, можно сказать, что гипотеза подтвердилась.