Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42
Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72
Понятие одиночества дано и в педагогических словарях:
Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с. : одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находившегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей [18].
Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.: одиночество – физическое или психологическое чувство разобщенности и социальной изоляции личности [17].
Современный философский словарь, 1998 определяет этот термин следующим образом: одиночество – определенная степень изоляции как в пространстве, так и во времени существенна для создания независимости, необходимой для серьезной работы [19].
Анализ различных определений
позволяет вывести общее
В психолого-педагогической науке выделены основные из этих причин, приводящих человека в состояние одиночества. Одной из наиболее яркой и неопровержимой причиной возникновения состояния одиночества является неблагополучная семья. Во-первых, такой семьей следует назвать многодетную, где большое количество детей не позволяет старшим, в частности родителям, оказывать должное внимание каждому ребенку. Обычно оно распределяется таким образом: на старшего ребенка, в тем более мальчика, возлагаются все надежды семьи, связанные и с успешной учебной деятельностью, и с устройством на хорошую работу, и с материальным обеспечением семьи. Многие родители копят средства для оплаты старшему ребенку курсов, кружков, секций. Такой ребенок всегда пример для подражания младшим, объект для разговоров как внутри семьи, так и за ее пределами.
Так же самый юный член семьи не страдает нехваткой внимания. Родители его балуют, покупают множество игрушек, вещей. Ему достаются всегда самые вкусные конфеты, самый красивый наряд, и в гостях он всегда в центре внимания. Вообще, родители удовлетворяют все его потребности.
Средние же дети как раз и испытывают и нехватку внимания со стороны родителей. Они наблюдают за своими старшими и младшими братьями и сестрами и чувствуют себя удрученно, никому не нудными, их охватывает чувство одиночество, и последствия могут быть самыми серьезными.
Во-вторых, примером неблагополучной семьи может являться семья, где ребенка воспитывает один родитель (мать-одиночка, одинокий отец, бабушка…). В такой семье единственный родитель безусловно любит своих детей и готов все свое внимание , ласку, заботу подарить детям. Он готов и играть с ними, и делать вместе домашнее задание по школьной программе, и выходить на прогулки, и выезжать на экскурсии, и т.д. но такое семейное положение обязывает его все свое свободное время посвятить работе для того, чтобы хоть на среднем уровне материально обеспечить своих детей. У такого родителя просто не хватает времени, чтобы провести его с детьми. Он вынужден работать в нескольких местах, с утра до ночи. Дети же, не получающие абсолютно никакого внимания от старшего могут испытывать дефицит общения, в результате чего у них будет плохо развит коммуникативный аппарат, слабо развита эмоциональная сфера общения, что в будущем приведет его к очень серьезной проблеме – столкновение с обществом. Ребенок будет потерян, плохо адаптирован, с нарушенной системой протекания процесса социализации, замкнут, необщителен, неактивный. Все эти факторы и приведут в результате к осознанию ребенком одиночества в этом неизведанном обществе.
Безусловно, семья может быть и материально благополучной, и внешне очень гармоничной и успешной, но где ребенок все равно столкнется с такой проблемой как одиночество. В такой семье может быть положительная психологическая атмосфера: царить и любовь, и доброта, и гармония. Родители счастливы в браке, любят друг друга и своих детей, все делают для осуществления их мечтаний, удовлетворяют их потребности, но они настолько влюблены, настолько заняты друг другом, что ребенок у них уходит на второй план. Для нее на первом месте муж, для него – жена. Они все свое свободное время уделяют друг другу. И, выходя на прогулки с детьми, вовсе не обращают на них внимание. Исходя их этого, можно сделать вывод о том, что во вполне благополучной семье, ребенок тоже может испытывать состояние одиночества.
Еще одним из наиболее важных факторов, влияющих на возникновение состояния одиночества, являются качества личности каждого человека. Наиболее высокий процент людей, испытывающих это состояние, это те, кто наиболее пассивен, скромен, застенчив, стеснителен, необщителен и т. Д.
Следующая причина вытекает из предыдущей – это отсутствие друзей, то есть человек на протяжении жизни не нашел тех людей, которые были бы рядом, которые выслушали бы, которые оказали бы помощь и поддержку.
Большое значение имеют какие-либо физические или психические заболевания, отклонения от нормы. Общество в современном мире оправдывает пословицу: «встречают по одежке» и большинство, к сожалению, не «провожают по уму». Таково отношение окружающих людей к человеку с подобными проблемами. А сам он, жертва обстоятельств, комплектует по поводу своего внешнего вида, поэтому сам отдаляется от людей. Он постепенно сводит контакт с обществом на «нет», и в результате перестает совсем общаться с окружающими. Он ищет все с большим и большим стремлением уединенные места, тем самым позволяя чувству одиночества овладеть собой.
В связи с таким широким спектром причин возникновения состояния одиночества, ученые выделяют и виды одиночества.
Одиночество-"бездомность" – это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; отсутствие предустановленной гармонии человека с миром (Паскаль, Киркегор, Ницше, Бубер, экзистенциалисты);
Одиночество-неслиянность – это изначальная и неодолимая обособленность существования "я" от других существований (феноменология, экзистенциализм);
Одиночество-ответственность – это "обреченность" каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого (Сартр и другие экзистенциалисты);
Одиночество-уединение – это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе (Торо и др.) [25].
Вместе с тем понятно, что философский, психологический и социологический подходы дополняют друг друга и дают отображение феномена одиночества в его многомерности. Исходя из обобщенной картины, можно выделить четыре модуса: космическое, культурное, социальное и межличностное одиночество [8].
Космическое одиночество – это переживание человеком своей отдаленности от "всеобъемлющей" сущности, каковой может представляться природа, космос, мир; Бог, "высший разум", человеческая история – душевное состояние человека, осознающего, что его «жизненная программа» остается нереализованной, что его личность не замечена обществом, что он не оставил «свой след в истории».
Космическое измерение одиночества применяется, как правило, для обозначения трех форм самовоспитания:
-постижение себя как цельной реальности, соотносимой с природой и космосом;
-причастности к мистическим (таинственным) аспектам жизни, предельно близким к Богу или глубинам бытия;
-веры человека в
уникальность своей судьбы или
причастность к великим
Культурное одиночество – переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания у окружающих людей. Ситуации, в которых у человека возникают такого рода переживания, могут быть обусловлены следующими факторами:
-миграция (переезды людей на жительство в другую страну, город, деревню);
-быстрая переориентация общества на новые ценности (чаще всего в связи с революциями, крупными реформами. В таких ситуациях типичны "конфликты отцов и детей", представляющих старую и новую культуру);
-быстрое интеллектуальное развитие отдельной личности, делающее проблематичным общение с близкими прежде людьми (пример – Мартин Иден, герой романа Дж.Лондона).
Социальное одиночество – переживания человека, обусловленные исключением его из определенной группы или невозможностью вступления в группу. Такого рода ситуации чрезвычайно многообразны. Назовем наиболее распространенные: увольнение с работы, отставка, выход на пенсию, исключение из команды, остракизм, неприятие коллективом по новому месту работы и т.п. Наиболее подвержены социальному одиночеству люди, относящиеся к двум возрастным группам – подростки ("тинейджеры") и старики: первые испытывают острую потребность впервые обрести друзей, но еще не имеют необходимых навыков общения; вторые, в силу преклонного возраста, покидают привычные и обжитые сферы деятельности, утрачивают прежних друзей.
Межличностное одиночество – переживание человеком утраты или недостатка духовной связи с другой конкретной, единственной и неповторимой личностью (близкий родственник, друг, любимый).
Рассмотренная классификация модусов одиночества не претендует на методологическую непогрешимость, но вместе с тем она может быть полезна, когда нам понадобится проанализировать причины неудовлетворенности жизнью конкретного человека и попытаться найти выход из тягостного душевного состояния. Одиночество многомерно, и важно уметь различать конкретный модус одиночества данного человека. Специалисты отмечают, что одиночество может иметь своими последствиями тяжелые расстройства личности, состояние «экзистенцианального ваккума», депрессию, самоубийство, антиобщественное поведение. Отсюда понятна растущая озабоченность и стремление глубже изучить это явление.
Анализ всего вышеизложенного
позволяет сделать вывод о
том, что проблема одиночества свойственна каждом
1.3 Характеристика портрета одинокого подростка
Как уже отмечалось выше, наиболее остро выражена эта проблема у подростков, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. В этот период характерно появление новообразований в психике ребенка, что соответственно влияет на изменение поведения, сознания, мировоззрения. Одним из примеров новообразований является возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.
«Романтичность подростка, то есть стремление непосредственно воспроизвести, внести в реальную жизнь некоторый идеал, есть ключ к пониманию «переходного» поведения.
Возвышенный идеал становится мерилом отношения подростка к действительности. Поведенческий текст подростка обращён (адресован) и к другим людям, но скорее смысл этого обращения состоит в противопоставлении своей «инакости».
Итак, подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
Уединение помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» - пишет И.С. Кон. [7, с. 55]
Но индивидуализация, как и все процессы подросткового возраста, имеет и обратную сторону. «Человек, однажды достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством…. В этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению своего «я»… но, однажды достигнув такого отделения, он затем сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен» целому. И человек пускается в самоотверженный и безнадёжный путь назад к «абсолютному бытию» и единству, или, по крайней мере, время от времени пытается это сделать».
Так и подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него.
Подростки по большей своей части конформисты, им бывает трудно не идти за всеми, противостоять мнению группы, поскольку, сделав это, они теряют чувство безопасности, которое даёт принадлежность к группе. «Если по какой-то причине человек отрывается от группы, он рискует утратить контакт с её концепцией реальности. Ему становится труднее проверять свои гипотезы, и значения теряют опору, которую они получали в другом случае. Поневоле ему придётся действовать, руководствуясь своими частными значениями» [29, с. 145]. Идущие вопреки установкам группы, либо отверженные, ею, неизменно сталкиваются с состоянием одиночества. В случае, если подросток не имеет друга, который бы его понял, он становится вдвойне одинок. В данном случае определение одиночества Л. Симеоновой как нельзя лучше отражает положение вещей: «Одиночество - это не просто сложившаяся ситуация, когда ты проводишь время один. Это - чувство, что у тебя нет близкого человека, который смог бы тебя понять… это ощущение, что в твоих социальных связях что-то разрушилось или никогда не существовало». [15, с. 14]
Учитывая всё вышесказанное,
нужно заметить, что одиночество
подростков всё же является естественным
состоянием человека в этом возрасте.
«Психология общения в