Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42
Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72
Анализ зарубежной психолого-педагогической
литературы, изучение концепций и
направлений позволил выделить основные
понятия одиночества, которые были
рассмотрены в различных
Изучив само понятие и его особенности, можно сделать вывод о том, что проблема одиночества свойственна каждому человеку, независимо от семейного положения, от личностных качеств, возраста. Но все-таки данная проблема наиболее ярко выражается в пубертатный период. В этот период характерно появление новообразований в психике ребенка, что соответственно влияет на изменение поведения, сознания, мировоззрения.
Почти все подростки проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.
Зная о том, какие проблемы испытывают подростки в состоянии одиночества, очень важна активная целенаправленная деятельность социального педагога, которая поможет, благодаря практической работе с такими детьми, выйти им из этого эмоционально – тяжелого для него состояния. Именно поэтому описываются специальные техники взаимодействия с такими учащимися и указаны те принципы, на которые опирается социальный педагог в своей работе.
Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества
Исследование проводилось на базе школы ГОУ СОШ № 660 г. Москвы с 16.02.09 по 16.03.09 г.
Для доказательства гипотезы: в преодолении трудностей подросткам, испытывающим одиночество, определенную роль играет социальный педагог, было проведено исследование в 3 этапа:
I. Констатирующий;
II. Формирующий;
III. Контрольный.
В качестве исследуемой группы были выбраны учащиеся 6 "А" класса, в возрасте 12-13 лет. Количество испытуемых: 27 человек.
2.1 Констатирующий этап исследования
Цель этапа: выявить подростков, испытывающих чувство одиночества.
Данный этап проводится с помощью следующих методов исследования:
Таблица 2
Программа исследования
№ |
Направление работы |
Методы исследования |
Цель |
1. |
Работа с социальным педагогом |
беседа |
Выявить детей, испытывающих состояние одиночества |
2. |
Работа с психологом |
беседа |
Выявить детей, испытывающих состояние одиночества |
3. |
Работа с документами |
Изучение личных дел уч-ся |
Выявить детей из семей «группы риска» |
4. |
Работа с Кл руководителем |
анкета |
Выявить уч-ся склонных к состоянию одиночества |
5. |
Работа с классом |
Наблюдение |
Определить особенности личности каждого учащегося |
6. |
Работа с классом |
анкета |
Выявить первичные знания уч-ся по понятию одиночества и выявить детей, которые испытывают это состояние |
7. |
Работа с классом |
Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности |
Выявить с помощью
диагностики социально |
8. |
Работа с классом |
Социометрия |
Определить социальный статус ребенка, выявить аутсайдеров |
9. |
Работа с классом |
Диагностика типа восприятия индивидом группы |
Выявить тип восприятия учащимся класс |
1. Работа с социальным педагогом: беседа.
Цель - выявить детей, испытывающих состояние одиночества.
Протокол беседы:
1) Какое количество учащихся в 6 «А» классе могут испытывать состояние одиночества? Кто?
-Исходя из семейного положения, 8 учащихся могут испытывать состояние одиночества. Это дети из неблагополучных семей: В. Елена; Г. Анна; Л. Женя; М. Кристина; Т. Сергей; Т. Кристина; Ш. Саша; Т. Наташа.
2) Как по вашему мнению, 6 «А» класс дружный? Учащиеся с пониманием относятся друг другу, помогают и держатся друг за друга?
- Нет, учащиеся класса не умеют взаимодействовать друг с другом, не умеют слушать друг друга.
3) Какие методы, приемы вы применяете для развития у учащихся коммуникативных навыков и для борьбы с состоянием одиночества?
- Встречи с родителями отдельно, а также совместные встречи родителей с детьми. Беседы с ними, выявление причин подобного состояния ребенка. Главное – взаимодействие с семьей.
Проанализировав беседу с социальным педагогом, мы выявили потенциальных учащихся, которые могут испытывать состояние одиночества. Также мы выяснили, что педагог в работе с такими подростками больший упор делает на родителей и работает с семьями, меняя ситуацию «изнутри».
2. Работа с психологом: беседа.
Цель - выявить детей, испытывающих состояние одиночества.
Протокол беседы:
1) Какие учащиеся, на ваш взгляд, могут испытывать состояние одиночества?
-Исходя их психологического
состояния учащихся и их
2) Как по вашему мнению, 6 «А» класс дружный? Учащиеся с пониманием относятся друг другу, помогают и держатся друг за друга?
- Нет. Ученики плохо
работают друг с другом. Гуляют
вместе очень редко. На каких-
3) Какие методы, приемы вы применяете для развития у учащихся коммуникативных навыков и для борьбы с состоянием одиночества?
- Использую разнообразные игровые упражнения и с целым классом и с небольшими группами, обязательные беседы с детьми. Меняю формы организации занятий: игра, концерт, путешествие, эвристическая беседа, сочетаю индивидуальные и групповые формы работы. Включаю всех школьников в активную творческую деятельность.
Проанализировав беседу с психологом, мы выявили потенциальных учащихся, которые могут испытывать состояние одиночества. Также мы выяснили, что специалист в работе с такими подростками больший упор делает на внутреннее состояние подростка, на его эмоциональное состояние.
3. Работа с документами: изучение личных дел уч-ся.
Цель - выявить детей из семей группы риска.
Таблица 3
Личные дела учащихся
№ |
Ф. И. |
Дата рождения |
семья |
пометки |
1 |
А Сахиб |
13. 04. 97 |
полная |
отличник |
2 |
А Никита |
3. 06. 96 |
полная |
3-4-5 |
3 |
А Илья |
26. 06. 96 |
полная |
4-5 |
4 |
Б Алина |
11. 05. 96 |
полная |
4-5 |
5 |
В Елена |
21. 12. 96 |
Отец умер Отчим не работает |
3-4-5 |
6 |
Г Анна |
3. 11. 96 |
Мама и отчим Бабушка заним восп-ем |
4-5 |
7 |
Г Сергей |
29. 02. 96 |
полная |
4-5 |
8 |
Ж Ольга |
12. 05. 96 |
полная |
отличница |
9 |
К Михаил |
14. 06. 96 |
полная |
отличник |
10 |
К Карина |
21. 11. 95 |
полная |
4-5 |
11 |
Л Женя |
21. 03. 96 |
Только мама |
4-5 |
12 |
М Кристина |
14. 07. 96 |
Полная Отец-инвалид |
4-5 |
13 |
М Мария |
25. 06. 96 |
полная |
3-4-5 |
14 |
П Елена |
6. 02. 96 |
полная |
3-4-5 |
15 |
П Саша |
28. 05. 96 |
полная |
3-4-5 |
16 |
Р Полина |
10. 01. 97 |
полная |
3-4-5 |
17 |
Р Марине |
11. 09. 96 |
полная |
4-5 |
18 |
С Катя |
27. 08. 96 |
полная |
3-4-5 |
19 |
С Руслан |
6. 01. 97 |
полная |
4-5 |
20 |
С Алексей |
27. 09. 96 |
полная |
3-4-5 |
21 |
Т Сергей |
23. 02. 96 |
Мама Установлено отцовство |
3-4 |
22 |
Т Саша |
12. 01. 97 |
полная |
3-4-5 |
23 |
Т Кристина |
10. 10. 95 |
Установление отцовства |
4-5 |
24 |
Ф Эльмира |
17. 10. 96 |
полная |
отличница |
25 |
Ф Никита |
14. 10. 96 |
полная |
4-5 |
26 |
Ш Саша |
31. 01. 97 |
Только мама |
4-5 |
27 |
Т Наташа |
2. 04. 96 |
Только мама Отец умер |
3-4-5 |
Проанализировав личные
дела учащихся, можно сделать вывод
о том, что 8 человек данного класса
потенциально могут быть членами
семьи «группы риска»: В. Елена; Г.
Анна; Л. Женя; М. Кристина; Т. Сергей; Т.
Кристина; Ш. Саша; Т. Наташа.
4. Работа с Кл руководителем: анкета (Приложение 1).
Цель - выявить уч-ся склонных к состоянию одиночества.
Протокол анкеты:
1- Много ли у вас
в классе учащихся, которым трудно
найти общий язык со
- Нет, но есть. (М. Мария, П. Елена, А. Никита, Т. Александр)
2 - Есть ли у вас в классе новенькие? Кто? Как они были приняты коллективом?
- Да. Р. Полина стала активом класса, М. Кристина – староста класса и активист, Т. Наташа – малозаметная ученица класса, некоторые с ней хорошо общаются, а с некоторыми у нее напряженные отношения, хотя сама по себе очень скромная и доброжелательная девочка.
3- Как вы думаете,
есть ли в классе учащиеся,
которые могут испытывать
- Да. М. Мария, А. Никита, Т. Саша, Т. Александр, П. Елена, К. Миша.
4- Какие учащиеся являются активом класса?
- Р. Полина, М. Кристина (староста), Ж. Оля, Р. Марине, Б. Алина, Ф. Эльмира.
5- Кто является пассивным
членом коллектива? (не желают
выступать на различных
- М. Мария, С. Руслан, А. Илья, Т. Саша, Т. Александр, К. Карина, П. Елена (берется, но быстро отказывается)
По результатам анкеты были выявлены те учащиеся, которые потенциально могут испытывать состояние одиночества: М. Мария; А. Никита; Т. Саша; Т. Сережа; П. Елена, К. Миша; Т. Наташа.
Некоторые учащиеся, которые были выявлены со слов классного руководителя, являются членами семьи «группы риска»: Т. Сережа и Т. Наташа. В этом случае подозрение на их внутреннюю отчужденность возрастает.
А также были выявлены
учащиеся, которые являются членами
внешне благополучной семьи, но с
трудностями в общении и
5. Работа с классом: наблюдение (Приложение 2).
Цель – определить особенности личности каждого учащегося.
Наблюдение проводилось во время урока и во внеурочное время по следующим показателям: степень активности, степень дисциплинированности, отношение к предметам, взаимоотношение с одноклассниками, выполнение домашнего задания, степень коммуникативности.
Обработав результаты, стало видно тех учащихся, которые по всем показателям набрали только положительные знаки, а также тех, которые набрали только отрицательные знаки.
Во время урока:
Все положительные – 4 человека: А. Сахиб; Ж. Оля; Р. Марине; Ф. Эля.
Все отрицательные – 2 человека: С. Руслан и Ф. Никита.
Во внеурочное время:
Все положительные – 4 человека: Г. Аня; М. Кристина; Р. Марине; Ш. Саша.
Все отрицательные – 2 человека: К. Миша; С. Руслан.
Следовательно, мы можем предположительно выявить тех детей, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками, у которых заниженная самооценка и которые являются пассивом класса: Л. Женя, С. Руслан, С. Леша, Ф. Никита, М. Маша, А. Никита.
6. Работа с классом: анкета (Приложение 3).
Цель - выявить первичные знания уч-ся по понятию одиночества и выявить детей, которые испытывают это состояние.
Протокол анкеты:
1-Одиночество – это…
2-Каково внутреннее состояние одинокого человека? (чего он хочет? Что ему мешает?)
3-Какие могут быть причины одиночества?
4-Можешь ли ты себя отнести к человеку, который испытывает состояние одиночества?
5-Если да, то по какой причине?
6-Куда может обратиться человек, находящийся в состоянии одиночества, за помощью?
7-Как ты понимаешь фразу «один в поле не воин»?
8-Каким(ой) ты хотел(а) бы быть?
После анализа работ учащихся, можно сделать следующие выводы:
Общее количество испытуемых: 14 человек.
Одинокие учащиеся: 6 человек:
Т. Сережа,
К. Миша,
М. Маша,
П. Елена,
Р. Полина,
А. Никита.
Не одинокие учащиеся: 8 человек:
К. Карина,
С. Катя,
Ф. Никита,
А. Илья,
Л. Женя,
Г. Аня,
М. Кристина,
Т. Саша.
В основном дети серьезно подошли к этой проблеме и достаточно осознанно ответили на вопросы в анкете (Приложение 4).
Из тех учащихся, которые сами назвали себя одинокими, лишь один: Т. Сережа – является членом семьи «группы риска». И 5 учащихся: Т. Сережа, К. Миша, М. Мария, П. Елена, А. Никита – назвали себя одинокими, что совпадает со словами классного руководителя и психолога школы.