Проблемы подросткового одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42

Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72

Файлы: 1 файл

доделанный диплом.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

Анализ зарубежной психолого-педагогической литературы, изучение концепций и  направлений позволил выделить основные понятия одиночества, которые были рассмотрены в различных словарях: психологических, педагогических, юридических. В психолого-педагогической науке выделены основные из причин, приводящих человека в состояние одиночества, а также виды.

Изучив само понятие  и его особенности, можно сделать  вывод о том, что проблема одиночества  свойственна каждому человеку, независимо от семейного положения, от личностных качеств, возраста. Но все-таки данная проблема наиболее ярко выражается в пубертатный период. В этот период характерно появление новообразований в психике ребенка, что соответственно влияет на изменение поведения, сознания, мировоззрения.

Почти все подростки проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными,  неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Зная о том, какие  проблемы испытывают подростки в состоянии одиночества, очень важна активная целенаправленная деятельность социального педагога, которая поможет, благодаря практической работе с такими детьми, выйти им из этого эмоционально – тяжелого для него состояния. Именно поэтому описываются специальные техники взаимодействия с такими учащимися и указаны те принципы, на которые опирается социальный педагог в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества

 

Исследование проводилось на базе школы ГОУ СОШ № 660 г. Москвы с 16.02.09 по 16.03.09 г.

Для доказательства гипотезы: в преодолении трудностей подросткам, испытывающим одиночество, определенную роль играет социальный педагог, было проведено исследование в 3 этапа:

I. Констатирующий;

II. Формирующий;

III. Контрольный.

В качестве исследуемой  группы были выбраны учащиеся 6 "А" класса, в возрасте 12-13 лет. Количество испытуемых: 27 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Констатирующий этап исследования

Цель этапа: выявить подростков, испытывающих чувство одиночества.

Данный этап проводится с помощью следующих методов исследования:

Таблица 2

Программа исследования

Направление работы

Методы исследования

Цель

1.

Работа с социальным педагогом

беседа

Выявить детей, испытывающих состояние одиночества

2.

Работа с психологом

беседа

Выявить детей, испытывающих состояние одиночества

3.

Работа с документами

Изучение личных дел  уч-ся

Выявить детей из семей «группы риска»

4.

Работа с Кл руководителем

анкета

Выявить уч-ся склонных к  состоянию одиночества

5.

Работа с классом

Наблюдение

Определить особенности  личности каждого учащегося

6.

Работа с классом

анкета

Выявить первичные знания уч-ся по понятию одиночества и  выявить детей, которые испытывают это состояние

7.

Работа с классом

Экспресс-диагностика  уровня социальной изолированности личности

Выявить с помощью  диагностики социально изолированных  учащихся

8.

Работа с классом

Социометрия

Определить социальный статус ребенка, выявить аутсайдеров

9.

Работа с классом

Диагностика типа восприятия индивидом группы

Выявить тип восприятия учащимся класс


 

1. Работа с социальным  педагогом: беседа.

Цель - выявить детей, испытывающих состояние одиночества.

Протокол беседы:

1) Какое количество учащихся в 6 «А» классе могут испытывать состояние одиночества? Кто?

-Исходя из семейного положения, 8 учащихся могут испытывать состояние одиночества. Это дети из неблагополучных семей: В. Елена; Г. Анна; Л. Женя; М. Кристина; Т. Сергей; Т. Кристина; Ш. Саша; Т. Наташа.

2) Как по вашему мнению, 6 «А» класс дружный? Учащиеся с пониманием относятся друг другу, помогают и держатся друг за друга?

- Нет, учащиеся класса не умеют взаимодействовать друг с другом, не умеют слушать друг друга.

3) Какие методы, приемы вы применяете для развития у учащихся коммуникативных навыков и для борьбы с состоянием одиночества?

- Встречи с родителями  отдельно, а также совместные  встречи родителей с детьми. Беседы  с ними, выявление причин подобного  состояния ребенка. Главное –  взаимодействие с семьей.

Проанализировав беседу с социальным педагогом, мы выявили  потенциальных учащихся, которые могут испытывать состояние одиночества. Также мы выяснили, что педагог в работе с такими подростками больший упор делает на родителей и работает с семьями, меняя ситуацию «изнутри».

2. Работа с психологом: беседа.

Цель - выявить детей, испытывающих состояние одиночества.

Протокол беседы:

1) Какие учащиеся, на ваш взгляд, могут испытывать состояние одиночества?

-Исходя их психологического  состояния учащихся и их индивидуальных  особенностей, можно выделить следующих  учащихся, которые подвержены состоянию отчужденности: А. Никита, Г. Анна, К. Михаил, Л. Женя, М. Мария, П. Елена, П. Саша, С. Руслан, Т. Сергей, Т. Наташа.

2) Как по вашему мнению, 6 «А» класс дружный? Учащиеся с пониманием относятся друг другу, помогают и держатся друг за друга?

- Нет. Ученики плохо  работают друг с другом. Гуляют  вместе очень редко. На каких-либо  мероприятиях выступает актив  класса.

3) Какие методы, приемы вы применяете для развития у учащихся коммуникативных навыков и для борьбы с состоянием одиночества?

- Использую разнообразные игровые упражнения и с целым классом и с небольшими группами, обязательные беседы с детьми. Меняю формы организации занятий: игра, концерт, путешествие, эвристическая беседа, сочетаю индивидуальные и групповые формы работы. Включаю всех школьников в активную творческую деятельность.

Проанализировав беседу с психологом, мы выявили потенциальных  учащихся, которые могут испытывать состояние одиночества. Также мы выяснили, что специалист в работе с такими подростками больший  упор делает на внутреннее состояние подростка, на его эмоциональное состояние.

3. Работа с документами:  изучение личных дел уч-ся.

Цель - выявить детей  из семей группы риска.

 

Таблица 3

Личные дела учащихся

Ф. И.

Дата рождения

семья

пометки

1

А Сахиб

13. 04. 97

полная

отличник

2

А Никита

3. 06. 96

полная

3-4-5

3

А Илья

26. 06. 96

полная

4-5

4

Б Алина

11. 05. 96

полная

4-5

5

В Елена

21. 12. 96

Отец умер

Отчим не работает

3-4-5

6

Г Анна

3. 11. 96

Мама и отчим

Бабушка заним восп-ем

4-5

7

Г Сергей

29. 02. 96

полная

4-5

8

Ж Ольга

12. 05. 96

полная

отличница

9

К Михаил

14. 06. 96

полная

отличник

10

К Карина

21. 11. 95

полная

4-5

11

Л Женя

21. 03. 96

Только мама

4-5

12

М Кристина

14. 07. 96

Полная

Отец-инвалид

4-5

13

М Мария

25. 06. 96

полная

3-4-5

14

П Елена

6. 02. 96

полная

3-4-5

15

П Саша

28. 05. 96

полная

3-4-5

16

Р Полина

10. 01. 97

полная

3-4-5

17

Р Марине

11. 09. 96

полная

4-5

18

С Катя

27. 08. 96

полная

3-4-5

19

С Руслан

6. 01. 97

полная

4-5

20

С Алексей

27. 09. 96

полная

3-4-5

21

Т Сергей

23. 02. 96

Мама

Установлено отцовство

3-4

22

Т Саша

12. 01. 97

полная

3-4-5

23

Т Кристина

10. 10. 95

Установление отцовства

4-5

24

Ф Эльмира

17. 10. 96

полная

отличница

25

Ф Никита

14. 10. 96

полная

4-5

26

Ш Саша

31. 01. 97

Только мама

4-5

27

Т Наташа

2. 04. 96

Только мама

Отец умер

3-4-5


 

Проанализировав личные дела учащихся, можно сделать вывод  о том, что 8 человек данного класса потенциально могут быть членами  семьи «группы риска»: В. Елена; Г. Анна; Л. Женя; М. Кристина; Т. Сергей; Т. Кристина; Ш. Саша; Т. Наташа. 

4. Работа с Кл руководителем: анкета (Приложение 1).

Цель - выявить уч-ся склонных к состоянию одиночества.

Протокол анкеты:

1- Много ли у вас  в классе учащихся, которым трудно  найти общий язык со сверстниками? Кто?

- Нет, но есть. (М.  Мария, П. Елена, А. Никита, Т. Александр)

2 - Есть ли у вас  в классе новенькие? Кто? Как они были приняты коллективом?

- Да. Р. Полина стала активом класса, М. Кристина – староста класса и активист, Т. Наташа – малозаметная ученица класса, некоторые с ней хорошо общаются, а с некоторыми у нее напряженные отношения, хотя сама по себе очень скромная и доброжелательная девочка.

3- Как вы думаете,  есть ли в классе учащиеся, которые могут испытывать состояние  одиночества? Кто?

- Да. М. Мария, А.  Никита, Т. Саша, Т. Александр, П.  Елена, К. Миша.

4- Какие учащиеся являются  активом класса?

- Р. Полина, М. Кристина (староста), Ж. Оля, Р. Марине, Б. Алина, Ф. Эльмира.

5- Кто является пассивным  членом коллектива? (не желают  выступать на различных мероприятиях)

- М. Мария, С. Руслан, А. Илья, Т. Саша, Т. Александр,  К. Карина, П. Елена (берется,  но быстро отказывается)

По результатам анкеты были выявлены те учащиеся, которые потенциально могут испытывать состояние одиночества: М. Мария; А. Никита; Т. Саша; Т. Сережа; П. Елена, К. Миша; Т. Наташа.

Некоторые учащиеся, которые  были выявлены со слов классного руководителя, являются членами семьи «группы риска»: Т. Сережа и Т. Наташа. В этом случае подозрение на их внутреннюю отчужденность возрастает.

А также были выявлены учащиеся, которые являются членами  внешне благополучной семьи, но с  трудностями в общении и внутренним состоянием отчужденности: М. Мария; П. Елена; Т. Саша; Т. Сережа; А. Никита – при беседе с психологом были выявлены эти же ученики.

5. Работа с классом: наблюдение (Приложение 2).

Цель – определить особенности личности каждого учащегося.

Наблюдение проводилось  во время урока и во внеурочное время по следующим показателям: степень активности, степень дисциплинированности, отношение к предметам, взаимоотношение с одноклассниками, выполнение домашнего задания, степень коммуникативности.

Обработав результаты, стало  видно тех учащихся, которые по всем показателям набрали только положительные знаки, а также тех, которые набрали только отрицательные знаки.

Во время урока:

Все положительные – 4 человека: А. Сахиб; Ж. Оля; Р. Марине; Ф. Эля.

Все отрицательные – 2 человека: С. Руслан и Ф. Никита.

Во внеурочное время:

Все положительные – 4 человека: Г. Аня; М. Кристина; Р. Марине; Ш. Саша.

Все отрицательные – 2 человека: К. Миша; С. Руслан.

Следовательно, мы можем  предположительно выявить тех детей, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками, у которых заниженная самооценка и которые являются пассивом класса: Л. Женя, С. Руслан, С. Леша, Ф. Никита, М. Маша, А. Никита.

6. Работа с классом: анкета (Приложение 3).

Цель - выявить первичные  знания уч-ся по понятию одиночества  и выявить детей, которые испытывают это состояние.

Протокол анкеты:

1-Одиночество – это…

2-Каково внутреннее состояние одинокого человека? (чего он хочет? Что ему мешает?)

3-Какие могут быть причины одиночества?

4-Можешь ли ты себя отнести к человеку, который испытывает состояние одиночества?

  • Да
  • Нет

5-Если да, то по какой причине?

6-Куда может обратиться человек, находящийся в состоянии одиночества, за помощью?

7-Как ты понимаешь фразу «один в поле не воин»?

8-Каким(ой) ты хотел(а) бы быть?

После анализа работ учащихся, можно сделать следующие выводы:

Общее количество испытуемых: 14 человек.

Одинокие учащиеся: 6 человек:

Т. Сережа,

К. Миша,

М. Маша,

П. Елена,

Р. Полина,

А. Никита.

Не одинокие учащиеся: 8 человек:

К. Карина,

С. Катя, 

Ф. Никита,

А. Илья,

Л. Женя,

Г. Аня,

М. Кристина,

Т. Саша.

 

В основном дети серьезно подошли к этой проблеме и достаточно осознанно ответили на вопросы в анкете (Приложение 4).

Из тех учащихся, которые  сами назвали себя одинокими, лишь один: Т. Сережа – является членом семьи «группы риска». И 5 учащихся: Т. Сережа, К. Миша, М. Мария, П. Елена, А. Никита – назвали себя одинокими, что совпадает со словами классного руководителя и психолога школы.

Информация о работе Проблемы подросткового одиночества