Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить подростков, испытывающих состояние одиночества. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью методов по социально-педагогической профилактике и коррекции одиночества среди подростков.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия одиночества……………..6
Проблема одиночества в зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………….6
Одиночество как психологическое состояние………..17
Портрет одинокого подростка…………………………24
Социально – педагогическая деятельность с подростками, испытывающими одиночество………………………33
Выводы по главе 1……………………………………………………42
Глава 2. Диагностика особенностей подросткового одиночества…………………………………………………………………..44
2.1. Констатирующий этап…………………………………….45
2.2. Формирующий этап………………………………….........58
2.3. Контрольный этап…………………………………………66
Выводы по главе 2……………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………….71
Список литературы……………………………………………………72
Мустакас, изучая эту проблему глубже, подчеркивает значение различия между «суетой одиночества» и «истинным одиночеством» [8]. Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку.
Как считает Мустакас,
истинное одиночество может быть
и творческой силой: «Каждое истинное
переживание одиночества
В отличие от большинства теоретиков, Мустакас оценивает одиночество положительно. И хотя Мустакас не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он рассматривает его как продуктивное, творческое состояние человека.
Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества, для них оно изначально имманентно человеческому существованию. Экзистенциалисты призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться позитивно его использовать.
В конце IXX – начале XX веков стала развиваться такая наука, как социология. В связи с этим, понятие одиночество изучалось и в рамках данного толкования. Представителями социологического подхода являлись Боумен, Рисмен и Слейтер. Два последних ученых связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Формулируя свою точку зрения, Рисмен и Слейтер использовали в качестве источников рассуждений прежде всего художественную литературу, статистические данные и данные средств массовой информации.
Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне» [23]. Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. (В этом смысле анализ Рисмена, видимо, дополняет анализ Роджерса.) Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других» («направленная вовне») личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется.
Для Слейтера проблема американца как личности заключается не в «направленности вовне», а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к «проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации» [8]. Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество. Слейтер утверждает: «Индивидуализм воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целей американской технологии - «освобождение» от необходимости согласования, подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество» [8].
Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида.
Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают постоянное негативное воздействие на личность. И конечно, Боумен, как и многие другие социологи, делает упор на значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод).
Как широкая теория интеракционизм возник в 20-е годы XX века. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Со времен развития школы данного направления, ее сторонники так же внесли большой вклад в определение сущности одиночества. Вейс - главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.
Вейс установил два
типа одиночества, которые, по его мнению,
имеют различные предпосылки
и различные аффективные
Позднее стало развиваться когнитивное направление, главными пропагандистами которого стали Энн Пепло и ее коллеги. Как и Вейс, Пепло интересовалась явлением одиночества среди «нормального» населения. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Такая постановка вопроса способствовала классификации опубликованной литературы по одиночеству и интерпретации тех гипотез, которые в противном случае оказались бы парадоксальными.
Важную роль в ее теоретических
формулировках играли эмпирические
данные обследований и экспериментов.
К поискам причин одиночества
Пепло подходит достаточно широко:
она исследует как
Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
Дерлега и Маргулис являются сторонниками интимного подхода. Они употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества [8]. Главным источником теоретических идей Дерлеги и Маргулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследования. Подобнопредставителю интеракционального направления, ученые полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.
В своих трудах они расценивают одиночество, как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности. Тем не менее их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству.
Немаловажные исследования провели сторонники теории систем, одним из которых является Фландерс. Он формулирует общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влиянии нескольких уровнен, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.
Рассуждения Фландерса об одиночестве не имеют эмпирического источника, они свидетельствуют о дальнейшем распространении системной теории Миллера. При этом Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория соподчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры.
Далее в таблице представлена обобщенная характеристика концепций зарубежных ученых по проблемам одиночества.
Таблица 1
Характеристика концепций зарубежных ученых по проблемам одиночества
Назва ние теории |
Предста вители |
База теории |
Природа одиночества: |
Причины: | ||
Поло жи тель ная |
нормальная или патологи ческая |
в личности или в ситуации |
Истори ческие и в детстве или в настоящем | |||
Психо динамическая |
З. Фрейд, Салливан, Фромм – Рейхман |
клиническая практика |
нет |
патологическая |
в личности |
в детстве |
Феноменологическая |
Карл Роджерс |
клиническая практика |
нет |
патологическая |
в личности |
в настоящем |
Экзистенциалистская |
Мустакас |
клиническая практика |
да |
универсальная |
в условиях человеческого бытия |
на протяжении всей жизни |
Социологическая |
Боумен, Рисмен, Слейтер |
социальный заказ |
нет |
нормальная |
в обществе |
и то и другое |
Интеракционистская
|
Вейс |
клиническая практика |
нет |
нормальная |
и то и другое |
в настоящем |
Когнитивная |
Энн Пепло |
теоретические исследования |
нет |
нормальная |
и то и другое |
в настоящем |
Интимистская |
Дерлега, Маргулис |
чисто теоретическая |
нет |
нормальная |
и то и другое |
в настоящем |
Системная |
Фландерс |
чисто теоретическая |
да |
нормальная |
и то и другое |
в настоящем |
Большинство теоретических
рассуждений об одиночестве было
связано с клинической
Анализ зарубежной психолого-педагогической литературы, изучение концепций и направлений позволяет выделить основное понятие одиночества.
1.2 Одиночество как психологическое состояние
Анализ вышеизложенной литературы позволяет сделать вывод о том, что одиночество как состояние существовало во все времена. Однако именно XX век породил проблему одиночества. «Дополнительно ко всем физическим характеристикам, а зачастую и в противовес им, одиночество приобретает сугубо психологическую окраску. Оно становится, прежде всего, личностным». Именно это и дает почву для возникновения различных понятий одиночества в психолого-педагогической литературе.
Для того, чтобы понять что такое одиночество как психологическое состояние человека, необходимо разобраться в самом понятии «одиночество».
Данное понятие рассматривается в различной литературе.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996 – 928 с. : одиночество – состояние одинокого человека; одиночка – человек, который живет, делает что-нибудь, работает один, отдельно от других, без помощи других; одинокий – отделенный от других подобных, без других, себе подобных, без близких; одиночный – действующий, существующий в одиночку или совершаемый кем-нибудь одним. [12]
В изучении психологических словарей можно найти такие определения данного понятия:
Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800 с. : одиночество – состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей [16].
Юрчук В. В. Современный
словарь по психологии. – Мн.: «Современное
Слово», 1998. – 768: одиночество – один
из феноменов константно-