Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Профилактика девиантного поведения подростков в рамках учреждений дополнительного образования.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Значительное место в  общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих  алкоголь и наркотики, совершающих  уголовные преступления. И все  это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в  свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мировоззренческих  установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

С подростками девиантного  поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными  реабилитационными центрами. Эта  работа не всегда дает положительный  результат. Потребность в совершенствовании  воспитательного процесса в современных  условиях предполагает поиск путей  повышения эффективности педагогического  воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности  воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов  личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств  и методов педагогического воздействия  на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного  образования.

По-новому взглянуть на роль дополнительного образования позволили  Закон Российской Федерации «Об  образовании», принятый в 1992 году; Концепция  Модернизации Российского образования  на период до 2010 года. Названные документы привели нас к пониманию необходимости изменения содержания, методов, форм работы УДО. В связи с этим, главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество. Основные задачи заключаются в переосмыслении методов организации образовательного процесса, в поиске, разработке и применении таких технологий, которые предоставят ребенку возможность достигнуть высокого индивидуального уровня образованности.

Предназначение педагога учреждения дополнительного образования  детей - быть не просто инициатором  в поиске решения проблем, но создавать  такие педагогические условия, которые  приведут ребенка к адекватной самооценке, самообразованию, являющиеся залогом  успешной социализации подростков. Поколение  подростков численностью в 1,2 млрд. человек  готовится к вступлению во взрослую жизнь в стремительно изменяющемся мире.

Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне  целенаправленного педагогического  воздействия.

Проблема отклоняющегося поведения изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение.

В этом плане значительную ценность представляют работы А.С. Макаренко, С.А. Беличевой, М.Г. Ярошевского, В.А. Крутецкого. Методологической базой исследования послужили идеи А.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли культурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой о значении клуба и клубной деятельности коллектива в формировании личности, С.А. Беличевой о значении организации полноценного общения с окружающими для коррекции отклоняющегося поведения, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова о профессиональноммастерстве и педагогическом инструментарии социального педагога.

Целью нашего исследования является – выявление условий профилактики девиантного поведения подростков  на основе использования форм и методов социально – педагогической деятельности учреждения дополнительного образования.

Задачи  поставлены следующие:

- провести анализ литературы  по девиантному поведению подростков;

- раскрыть причины возникновения  отклоняющегося поведения подростков;

- раскрыть педагогическую  сущность социально – педагогической  деятельности в учреждений дополнительного  образования.

Объект исследования: процесс профилактики подростков девиантного поведения в рамках учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические средства организации процесса профилактики подростков девиантного поведения на основе использования педагогических возможностей деятельности учреждений дополнительного образования.

Гипотеза: досуговая деятельность, организованная в дополнительном образовании детей, повлияет на профилактику подростов девиантного поведения, если:

- досуг будет организован  через систему дополнительного  образования;

- досуг будет связан  с интересами подростков;

- приоритет в досуговой  деятельности будет отдан групповым  формам работы.

Базой исследования является МОШИ

Степень разработанности  проблемы.

Проблема отклоняющегося поведения изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, правоведение. В этом плане значительную ценность представляют работы В.А Балцевич, С.А. Белигевой, Г.П. Гавриловой, И.С. Кона, А.П. Краповского, В.А. Крутецкого, В.Ф. Лелюх, А.С. Макаренко, Л.Ф. Обуховой, Р.В.Овчаровой, А.М. Прихотан, Б.А. Титова, М.В. Цилуйко, Д.Б. Элькомина, М.Г. Ярошевского и многих других.Методологической базой исследования послужили идеи А.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли культурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой о значении клуба в клубной деятельности коллектива в формировании личности, идеи А.С. Беличевой о значении организации полноценного общения с окружающими для коррекции отклоняющегося поведения.В 90-е годы педагогические аспекты девиантности школьников исследовались рядом отечественных ученых. Основные средства и способы снижения девиантности учеников исследовались В. С. Соловьевым, А. В. Суворовым, С. А. Петренко, А. В. Мудриком, Б. Т. Лихачевым, И. А. Донцовым, В. П. Емельяновым и др.

Проблемы нравственного  воспитания   в   школе   исследованы   А.А. Колесником, З.Г  Нигматовым, Ф.Г. Сидтиловым, С. В. Березиным, Ю.Е. Клевцовой, Л. С. Колесовой, А. М. Куликовым, К.С. Лисецким (профилактика наркомании, курения, алкоголизма).

Практическая значимость исследования: Рекомендации по социализации подростков отклоняющегося поведения, выработанные в процессе исследования, могут быть применены в деятельности социального педагога МОШИ «Катравожская школа-интернат среднего (полного) общего образования». Данные материалы могут быть полезны родителям в процессе воспитания подростков.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников и документов, включенное наблюдение, проведение анкетирования, беседы, характеристики подростков.

Структура исследования: курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения и изложена на 66 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  подходы к девиантному поведению  подростков как к нарушению процесса социализации

1.1. Общая характеристика девиантного поведения подростков.

Каждый из нас ежедневно  сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения  – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями ... Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что  заставляет человека вновь и вновь  причинить вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»? Сопряженность термина  с понятием «социальная норма» многократно  усложняет проблему, поскольку границы  нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям  просто не существует. Сведения по проблеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например, в социологии, медицине, праве, психологии, педагогике. Имеющаяся  литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литературы по психологии отклоняющегося поведения явно недостаточно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия на него.

Определение понятия «отклоняющееся поведение личности» с более  широкого по объему родового понятия.

Отклоняющееся поведение  – это, прежде всего, некая форма  поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых я и начну.

В психологии термин поведения  широко используется для обозначения  вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул-реакция». По мере наполнения эмпирических данных понимания природы человеческого поведения все более углубилось.

Современное понимание поведения  выходит далеко за рамки совокупности реакции на внешний стимул. Так, в  психологическом словаре поведение  определяется как «присущее живым  существам взаимодействия с окружающей средой, опосредованное их внешней  и внутренней активностью» [13, с.126]. Под внешней активностью человека понимается любые внешние проявления: движение, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними  составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная  переработка, эмоциональная реакция, процессы саморегуляции.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения  является то, что оно социально  по своей сути – оно формируется  и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой  регуляцией и целеполаганием. В целом  поведение личности отражает процесс  ее социализации – интеграции в  социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации  – индивидуализации, а также по позиции личности в социуме, можно  выделить следующие варианты социальной адаптации:

радикальная адаптация –  самореализация через изменение  личностью существующего социального  мира;

гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

гармоничная адаптация –  самореализация личности в социуме  посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация  – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

социально-психологическаядезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведения конкретного человека можно описать, используя общие  характеристики поведения:

мотивированность – внутренняя готовность действовать, направленная потребностями и целями личности;

адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды;

аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его  естественность для данной личности;

продуктивность – реализация сознательных целей;

адекватность – согласованность  с конкретной ситуацией.

Более частными, но не менее  важными являются такие признаки поведения личности, как:

- уровень активности (энергичность  и инициативность);

- эмоциональная выразительность  (сила и характер проявляемых  аффектов);

- динамичность (темп);

- стабильность (постоянство  проявлений в различное время  и в разных ситуациях);

- осознанность (понимание  своего поведения, способность  объяснить его словами);

- произвольность (самоконтроль);

- гибкость (изменение поведения  в ответ на изменение среды).

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в  полной мере распространяются и на такую его разновидность, как  «отклоняющееся поведение личности».

В большинстве наук принято  деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому  замечанию Ж.Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося. В строгом смысле границы между понятиями «нормальное» / «аномальное» поведение весьма размыты.

Тем не менее, в науке и  в обыденной жизни данные понятия  используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства  людей. Аналогично этому, анормальное  поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Безусловно, современные требования к человеку не ограничиваются его способностями выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решение и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Предметом моего изучения являются только те аспекты поведения  личности, которые можно квалифицировать  как отклоняющееся поведение.

Известно, что в специальной  литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом –  девиантное поведение (от лат deviatio - отклонение).

В своей работе я использую  оба термина – «отклоняющееся», «девиантное» - в качестве взаимозаменяемых.

Рассмотрев точки зрения различных авторов на понятие  «девиантное поведение» хочу дать определение  некоторым из них.

В «Большой психологической  энциклопедии» под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко девиантное поведение (от англ. deviation -отклонение) определяется как действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения