Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Профилактика девиантного поведения подростков в рамках учреждений дополнительного образования.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

Раскрыта сущность девиантного  поведения подростков, которое проявляется  в действиях и поступках индивидов, расходящихся с социально принятыми  нормами.

В курсовой указывается, что непосредственные причины и условия отклоняющегося поведения подростков обусловлены группой социальных, биологических и психологических факторов, которые, действуя в совокупности, вызывают девиации. Раскрыть его подлинную природу становится возможным только через системный анализ, заключенный на пересечении междисциплинарных знаний наук о человеке.

В данном исследовании мы рассматривали культурно-досуговую деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков и успешной социализации подростка в общество. Фактически мы занимались первичной профилактикой, которая предполагает устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Работу в отношении конкретной группы девиаций мы не осуществляли, поскольку любую стратегию работы в данном направлении следует намечать с известной долей условности, и, используя только культурно-досуговую деятельность полную систему выстроить просто невозможно. Тем не менее, все поставленные задачи считаем выполненными, а полученные результаты свидетельствуют о достаточно эффективном положительном влиянии культурно досуговой деятельности на социализацию подростков девиантного поведения.Поэтому, безусловно, принимать во внимание культурно досуговую деятельность как одно из средств профилактики девиантного поведения подростков просто необходимо.

За полгода исследования посещаемость культурно досуговых учреждений возросла на 60%, также зафиксировано повышение уровня воспитанности по всем показателям, явно фигурирует положительная динамика, так уровень гуманности возрос на 18%, любознательность повысилась на 10% и возросла до среднего уровня, трудолюбие такжевозросло на 10%, демонстрирует увеличение и целеустремленность - на 5%, не отстает и уровень культуры, который вырос на 8%, хорошего роста достигла требовательность - 8% и это всего за полгода наблюдений.

Эти характеристики позволяют  с надеждой смотреть в будущее, планируя его без девиантного поведения.

Решение проблемы девиантного  поведения подростков, эффективной  организации их воспитательного  процесса зависит от уровня мотивационной  и технологической подготовленности педагогов, психологов, социальных работников к позитивному взаимодействию с  такой категорией учащихся. Данное взаимодействие строится на подлинно гуманистическом подходе, основанном на вере в возможность самоактуализации личности подростка и следующих принципах: комплексный подход; личностно-ориентированный подход; коррекция поведения на общественно-ценные цели; ориентация на общечеловеческие ценности; опору на положительное в личности; отказ от принуждения как от способа решения нравственных проблем.

При методической работе с  педагогами в качестве повышения  мотивационной готовности подтверждено практикой применение стимульных ситуаций, позволяющих педагогу посмотреть на себя со стороны и сравнить результаты своего труда с результатами коллег.

Особое внимание в организации  внеучебной деятельности подростков необходимо уделять созданию ситуаций, через  которые осуществляется косвенное  воспитательное воздействие: авансирование  доверием, свободный выбор, непринужденная принудительность, эмоциональное заражение, соотнесение, успех, творчество.

План профилактики и коррекции девиантного поведения подростков предусматривает социализацию личности через приобщение ее к истокам культуры, духовности, норм морали и нравственности с одной стороны и индивидуализацию, поиск своего я в социальных ролях, ориентированных на становление человека как субъекта собственного развития. Построение плана опирается на принципы преемственности, интеграции и дифференциации, координации и научности.

 

Список литературы.

1. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 2005 г.

2.      Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России, 2008 г.

3.      Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 2006 г.

4.      Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 2009 г.

5.     Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 2007 г.

6.      Воловик А. Введение в интерес. М.,2004 г.

7.      Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование №1, 2009г.

8.      Дети и насилие/ материал Всероссийской научно- практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 2010 г.

9.      Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 2008 г.

10.   Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 2011 г.

11.    Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 2005 г.

12.    Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 2010 г.

13.    Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2007 г.

14.    Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 2009 г.

15.    Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В.Петровского. М., 2006 г.

16.    Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 2008 г.

17.    Крутецкий В.А. Психология подростка, 2005 г.

18.     Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 2009 г.

19.      Макаренко А.С. О воспитании. М, 2008 г.

20.      Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика. М., 2005 г.

21.      Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Рига, 2006 г.

22.      Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Ленинград, 2008 г.

23.     Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2009г.

24.      Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 2010 г.

25.      Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 2008 г.

26.      Потанин Г.М. психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 2005 г.

27.      Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование - №1, 2007 г.

28.      Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 2011г.

29.    Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 2009г.

30.  Программа эксперимента «К вершине роста» лицея № 15 города Черкесска на 2006 - 2012 годы [Электрон. ресурс]: официальный сайт управления образования мэрии г.Черкесска, КЧР. OIM.RU, 2001-2008. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http//www.uokchr.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование.

Цель: выявление спектра интересов, потребностей и установок подростков.

1. Как ты предпочитаешь проводить своё свободное время:

А) в общении с друзьями

  • всегда
  • иногда
  • никогда.

 Б) со своей семьёй

• всегда

• иногда

• никогда.

В) посещая дискотеки

• всегда

• иногда

• никогда.

Г) предпочитаю слушать  музыку (укажи какую)

• всегда

• иногда

• никогда.

Д) посещаю досуговые учреждения, занимаюсь в кружках дополнительного  образования (укажи какие)

• всегда

• иногда

• никогда.

2. Какие кинофильмы ты предпочитаешь смотреть:

А) боевики

Б) триллеры

В) фильмы о жизни

Г) исторические фильмы

Д) фильмы с элементами эротики

Е) комедии.

3. Что ты понимаешь под здоровым образом жизни:

А) не пить

Б) не курить

В) заниматься спортом

Г) жить полноценной духовной жизнью

Д) следить за своим здоровьем.

4. Ведешь ли ты здоровый образ жизни? Подчеркните нужный ответ.

Да (не курю, не пью, не занимаюсь  спортом, веду полноценную духовную жизнь, слежу за своим здоровьем).

Нет (курю, пью, не занимаюсь  спортом, не веду полноценную духовную жизнь, не слежу за своим здоровьем)

5. Почему ты стал употреблять спиртные напитки:

А) из любопытства

Б) в компании друзей

В) просто так от нечего делать.

6.Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:

А) из любопытства

Б) пример родителей

В)влияние друзей

Г) мода

Д) желание почувствовать  себя взрослей.

 

7. С кем ты делишься, советуешься,  когда у тебя возникают проблемы:

А) с родителями

Б) с друзьями

В) ни с кем. 

8.Какие жизненные ценности для тебя важны:

А) счастье в семье

Б) уважение, любовь

В) материальная обеспеченность

Г) здоровье

Д) образование.

 

Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

 

Цель: выявить критерии оценки и показатели воспитанности детей.

 

 

  Как проводить оценивание?

  Необходимо ознакомить подростков  с ценностными ориентациями, по  каждой из них провести обсуждение, с тем, чтобы дети осознанно  отнеслись к оценке своих показателей. 

 

Карта воспитанности учащихся 5-9 классов.

Ф.И.воспитанника

 

   Качества личности и их показатели                 

    Самооценка                                                                                                            

Оценка

классного руководителя

Итоговая 

оценка   

1.Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области):

-прочность знаний,

-культура речи,

-доказательность и аргументированность  суждений,

-использование дополнительных  источников.

     

2.Прилежание (отношение к учёбе):

-старательность и добросовестность,

-регулярность и систематичность,

-самостоятельность,

-внимательность,

-взаимопомощь

     

3.Трудолюбие (отношение к труду):

-бережливость,

-организованность и собранность,

-привычка к самообслуживанию,

-следование правилам безопасности  в работе,

-эстетика труда.

     

4.Я и природа (бережное отношение к природе):

-к земле,

-к растениям,

-к животным,

-к природе в повседневной  деятельности и труде,

-помощь природе.

     

5.Я и общество (отношение к общественным нормам и закону):

-выполнение правил учащихся  и воспитанников,

-выполнение правил внутреннего  распорядка,

-милосердие,

-культурные привычки в жизни,

-умение видеть прекрасное в  жизни.

 

     

6.Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

-аккуратность (опрятность),

-культурные привычки в жизни,

-внесение эстетики в жизнедеятельность,

-умение видеть прекрасное в  жизни,

-посещение культурных центров, мероприятий

     

7.Я (отношение к себе):

-умение управлять собой, своим  поведением,

-умение организовать своё свободное  время,

-соблюдение правил личной гигиены,

-забота о своём здоровье,

-наличие вредных привычек.

     

 

Обработка результатов в баллах

5-это есть всегда, 4-часто, 3-редко, 2-никогда, 1-у меня другая  позиция, 0-незнаю.

140-170 – высокий уровень, 102-139 – средний, 0-68 – низкий.

  По каждому  качеству (критерию) выводится среднеарифметическая  оценка, в результате каждый подросток  имеет 7 оценок. После оценивания  составляется карта личной позиции  подростка, в которую заносятся  все оценки. Таким образом, все  заинтересованные стороны (воспитатель,  учитель) получают возможность  наблюдать за развитием ребёнка,  вовремя оказать ему помощь, если  того требуют показатели.

                                                

Сводная ведомость семьи

 

Ф.И. учащегося,     класс             

Параметр

  Средняя оценка по       качествам                                                                               1 2 3 4 5 6 7

Итоговая оценка

Иванова Алла 8 класс и т.д.                            

Трудолюбие 

3 3 4 5 4 2 0                  

(21:7)=3                   

Эрудиция

4 2 5 6 7 0 1

(25:7)=3,5                   


 

                                             

                                  Система ценностных ориентаций (9-11 классы)

 

 

Критерии оценки и показатели

Самооценка

Оценка классного руководителя

Итоговая оценка

1.Интеллектуальный уровень:

-эрудиция,

-культура речи,

-логика мышления (доказательность, аргументированность),

-самостоятельность суждений.

     

2.Нравственная позиция:

*Милосердие

-доброта и сострадание вообще,

-доброта и сострадание к членам своей семьи, близким, друзьям.

*Ответственность

-долг перед родителями и старшими,

-долг по отношению к обществу.

*Справедливость

-отношение к равенству полов,

-следование нормам внутри школьно-  интернатской  жизни,

-следование закону.

*Характер

-помощь старым, больным, нуждающимся,

-умение прощать,

-честность.

     

 

Обработка результатов в баллах

5-это есть всегда, 4-часто, 3-редко, 2-никогда, 1-у меня другая  позиция, 0-незнаю.

50-70 – высокий уровень, 29-49 – средний, 0-28 – низкий.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения