Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Профилактика девиантного поведения подростков в рамках учреждений дополнительного образования.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом, осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитию данного направления  способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера  спорта).

Таким образом, все эти  направления культурно-досуговой  деятельности учреждений дополнительного  образования взаимосвязаны, взаимозависимы.

В процессе направленного  воспитания личности подростка, с одной  стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков, которая носит положительную  направленность.

Современное состояние педагогического  процесса убеждает в том, что его  деятельность нуждается в более  насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворении отдельной личности и общества в  целом.

Таким образом, анализируя общую  характеристику девиантного поведения  несовершеннолетних, а также условия  и причины возникновения девиаций в поведении подростков я пришла к выводу, что в числе разнообразных  социальных факторов, обуславливающих  асоциальное поведение можно  выделить такие как:

1.      Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.

2.    Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

3.       Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.

4.       Личностный фактор, который проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школе, общественности.

5.       Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Вывод по I главе.

Анализ психолого-педагогической литературы в работах ученых: В.М. Бехтерева, позже П.Г. Бельского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Грабова, В.И. Куфаева и др. позволили рассмотреть проблему девиантного поведения несовершеннолетних, как серьезную социальную, психолого-педагогическую и медико-биологическую проблему. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это вызывает сложности в социализации детей, подрывает их уверенность в себе, способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, способствует появлению у детей чувства одиночества и незащищенности. Наряду с причинами социального характера возникновения отклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носят субъективный характер и которые непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические предпосылки трудновоспитуемости. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста.

Современная ситуация, в  которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое  осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники – социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

В процессе коррекции отклоняющегося поведения реализуются следующие  функции:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование  у подростков стремления компенсировать  тот или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  реализовать ему свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  подростка, осуществляемая посредством  осуждения или одобрения, т.е.  заинтересованного, эмоционального  отношения к личности подростка  и его поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения. Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия во всех учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие:

- снижение требований  к участнику взаимодействия до  достижения социальной и психологической  адаптации; 

- вовлечение в коллективные  виды деятельности, стимулирование  развития творческого потенциала  и самовыражения;

- организация ситуаций, в  которых ребенок может достичь  успехов, разработка мер поощрения;

- демонстрация и разъяснение  позитивных образов поведения  (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

Известно, что личность развивается  в процессе деятельности. И поэтому  социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где  с одной стороны субъект в  результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».

Такое «присваивание» социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности.

Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

Какова бы ни была специфика деятельности служб и учреждений, их формы и методы работы с девиантными детьми и подростками объединяет то, что все они без исключения опираются на общее русло богатой отечественной традиции превентивной теории и практики. Прежде всего здесь идет речь о социально-педагогической совокупности форм и методов социальной и коррекционной работы, основы которых были заложены еще в 1930-е годы российскими педагогами В.Н.Сорока-Росинским,А.С.Макаренко, С.Т.Шацким. В своей блестящей опытно-экспериментальной работе они, по сути, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и с девиантным поведением, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а В.Н.Сорока-Росинский и А.С.Макаренко – в замкнутомсоциуме детской колонии для несовершеннолетних правонарушителей [12; 35].

В процессе направленного  воспитания личности подростка, с одной  стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются

разнообразные интересы и  потребности, происходит социализация подростков, которая носит положительную  направленность.

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование социализации подростков девиантного поведения в учреждении дополнительного образования.

2.1.Анализ базы проводимого исследования.

Исследовательская работа проводилась  на базе центра детского творчества при МОШИ «Катравожская ШИС(П)ОО»с.Катравож, Приуральского района.

Муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования  детей центр детского творчества  включает  15 объединений с охватом детей в количестве 180 человек.

На момент начала исследования (2012-2013 учебный год) в ней обучалось 206 учащихся, из них119 учащихся старших и средних классов.

В центре детского творчества разработано и реализуется 15 образовательных программ по 4  направленностям:

Социально-педагогическое

Культурологическое

Художественно-эстетическое

Физкультурно-спортивное

Образовательные программы  реализуются на базе собственных  помещений центра детского творчества, школы.

На данный момент в центре детского творчества «Темп» сложились  следующие виды детских объединений:

Творческое объединение  – формальное объединение детей  на основе одной образовательной  программы и руководимое одним  педагогом. Основные формы деятельности – занятие, выставка, концерт. Начальная  форма развития детского самоуправления.

Секция – кружок спортивной направленности.

Студия – объединения  педагогов и детей для решения  творческой, художественной задачи. В  основе – совместная творческая деятельность, поиск новых форм самореализации. Основными формами могут быть: занятие, совместный творческий проект, фестиваль, выставка, дискуссия. Формами  самоуправления могут быть творческие группы, переизбираемый актив, чередование  творческих поручений.

Ансамбль – творческое объединение детей и педагогов  на основе интереса к художественному  творчеству целого направления. Многообразие образовательных программ, интенсивные  формы обучения. Самоуправление нацелено на творческое развитие и постоянную поддержку начинающих участников.

Воспитательная работа является  приоритетом в деятельности центра детского творчества.

Создание воспитательного  пространства предполагает:

Диагностику среды – выявление  ее воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение потребностей и мотивов, находящихся здесь субъектов;

 В центре детского  творчества нет штатной должности  социального педагога. В тоже  время профессия социального  работника и ее мастерство  остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Поэтому директором и коллективом центра детского творчества было решено расширить обязанности педагогов центра обязанностями социального педагога.

Совместно с психологом, педагогами  (Рыбьяковой Натальей Михайловной, Кузьминой Татьяной Владимировной, Бухаровым Иваном Михайловичем, Зимониной Светланой Николаевной), учитывая опыт работы центра детского творчества были сделаны следующие выводы:

Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко  спровоцировать на асоциальную деятельность.

Эффективность работы с подростками  девиантного поведения возрастает при наличии волонтерского состава  и активных форм работы с ребятами (акции, лагеря, тренинги, использование  компьютерных технологий и т.д.)

Основываясь на сделанных  выводах, нами совместно спедагогами, была разработана программа работы с подростками девиантного поведения.

 

2.2 Реализация  социально-педагогической программы  социализации подростков девиантного  поведения

Основная идея  разработанной  нами программы заключается в  том, чтобы предоставить подросткам и возможность реализовать себя в различных видах деятельности – предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления.

Цели и задачи программы:

- снижение уровня негативных  явлений в молодёжной среде  путём вовлечения подростков  и молодежи в социально значимую  деятельность;

- вовлечение подростков  и молодежи в социально значимую  деятельность;

- профилактика негативных  явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков;

- содействие социальной  адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- формирование творческих  способностей, создание условий  для самореализации личности  через организацию досуга участников программы;

- повышение уровня самооценки  подростков, помощь в формировании  ценностных ориентаций.

Отличительной особенностью данной программы является то, что  она комплексная совмещает в  себе самые разнообразные направления  работы с подростками.

В рамках программы планировалась  работа с подростками в возрасте 11 - 18 лет.

Основные направления  работыс подростками- участниками  программы(содействие воспитанию активной гражданской позиции у подростков):

А) Усвоение норм социального  поведения в обществе.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения