Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Профилактика девиантного поведения подростков в рамках учреждений дополнительного образования.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

Б) Повышение уровня патриотического  воспитания.

В)Привлечение подростков к общественно полезной деятельности.

Г) Трудовая деятельность: работы по уборке города, лесных территорий, обустройство помещения и мест, где ребята проводят часть времени.

Профилактика  негативных явлений среди подростков:

А) Проведение профилактических игр, тренингов.

Б) Привитие навыков здорового  образа жизни.

Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие.

Ключевыми направлениями  работы могут являться:

- вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

- развитие волонтерского движения в молодежной среде;

- содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;

- профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи;

- социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

Компоненты воспитательной системы:

создание системы социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;

выездные лагерные сборы, направленные на социальное проектирование;

социальные тренинги;

система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение  и коммуникация, самореализация, профориентация);

участие в различных социальных проектах и акциях;

участие в различных экологических  проектах, акциях, мероприятиях.

Работа с родителями включает в себя:

включение родителей в  учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;

социально-педагогическое просвещение  родителей;

Формы подведения итогов реализации программы:

- Анализ проводимых методик и тестов.

- Отзывы подростков – участников программы.

- Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога и др.)

- Проведение заключительного мероприятия.

- Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.

- Введение ступенной системы индивидуального оценивания.

- Создание сайта организации, электронных и мультимедийных презентаций команд, проектов, мероприятий и т.д.

Методическое  обеспечение дополнительной образовательной программы.

1. Социально-реабилитационные  технологии:

А) Исследование микросоциума ребенка

Б) Установление доверительных  отношений

Обучающие и воспитательные технологии, использование различных  методов работы:

А) Наглядные (иллюстративные) – использование пособий, брошюр, методичек, плакатов

Б) Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, дискет, видеофильмов

В) Рассказ, беседа

Г) Проведение итоговых и  тематических праздников

2. Организация и проведение  профилактическо-игровых занятий по теме: «Профилактика негативных явлений, пропаганда ЗОЖ в подростковой среде».

3. Работа в группах,  проведение групповых тренингов  на следующие темы 

А) на формирование позитивных дружеских отношений

Б) групповую сплоченность

В) на формирование доверия  друг к другу.

Наша деятельность в данном учреждении состояла из трех этапов:

1. Констатирующий.

Цель: выявление спектра интересов, потребностей, установок подростков. Определение уровня социализации подростков с целью выявления нуждающихся в интервенции.

Задачи:

• проведение анализа документации учреждения;

• выявление при помощи специально подобранных методик уровня социализации подростков;

• выявление лиц нуждающихся в коррекции поведения.

Изучив список подростков, поставленных на контроль социального педагога школыиподростков, состоящих на внутришкольном учете, мы выявили9 человек, среди которых были как юноши, так и девушки. Данные подростки были поставлены на учет по разным основаниям: систематические пропуски уроков, распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, побеги из дома и т.д.

Немаловажным фактором в  развитии ребенка является семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. 33% этих подростков - воспитывается в неполных семьях, из беседы со школьным социальным педагогом, выяснилось, что у 66% подростков, имеющих девиантное поведение, родители не способны контролировать поведение своих детей (вышли из-под контроля), 33% этих подростков – воспитываются в асоциальной семье.

Таблица 2.1.

Сводная таблица  состояния семей и посещаемости КДУ подростками девиантного поведения (2011-2012 учебный год).

Учебный год

Всего на учебе

Полная семья

Неполная семья

Посещает КДУ

Не посещает КДУ

2011-2012 год

9

6

3

2

7

100%

66%

33%

22%

77%


 

Большая часть этих подростков не имеет содержательного досуга – 77%, не посещают секции и кружки дополнительного образования, не проявляют интереса к культуре и искусству. Лишь только 22% посещали КДУ, но делали это, как правило, не систематически или по принуждению.

Итак, выявив подростков девиантного  поведения, мы решили провести среди них анкетирование(см.Приложение 1). В ходе анкетирования было опрошено 9 человек: 22% - девушки от 15 до 17 лет, 77 % - мальчики от 15 до 18 лет. Цель данного исследования мы определили как: выявление спектра интересов, потребностей и установок подростков.

Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или  иной социальный институт.Именно в  подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.

Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое  большое предпочтение подростки  отдали общению с друзьями:77%, ни один респондент не предпочитает проводить своё свободное время в семье (!), 22% посещают дискотеки. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, - нет четкой цели этого мероприятия, организация подобной формы создает условия для проявления асоциального поведения (драки, употребление алкоголя). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 77% - предпочитают слушать музыку, но в основном это рок-музыка и рэп. Печальным остается тот факт, что лишь 22% опрошенных посещает досуговые учреждения.

В последнее время на выбор  образца поведения подростка  особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран  заполнился дешевыми фильмами западного  производства, которые, несут в себе жестокость, агрессию. Так было выявлено что:66% - подростков смотрит боевикии триллеры,11% - фильмы с элементами эротики,22% - комедии.

На вопрос «Что ты понимаешь  под здоровым образом жизни?»  подавляющее большинство респондентов ответили: не пить – 33%, не курить –22%, заниматься спортом – 33%. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 11% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало 33%. Большая часть ответила «нет» - 66%.

При этом на вопрос «да» подростки выбрали следующие варианты:22 % из них занимаются спортом, 11% следят за своим здоровьем.

А на вопрос «нет»: не занимаюсь спортом - 77%, употребляю спиртные напитки - 100% (не регулярно, но употребляют), курю - 100%.

Последние два вопроса  позволили мне выяснить два аспекта: первый -их суждения о здоровом образе жизни, а второй - отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ  жизни.

В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получили следующие ответы:

Употребление спиртных напитков: 66% - в компании друзей,

11% - из любопытства, 22% - просто так от нечего делать.

Что подтолкнуло попробовать  первую сигарету:

44% - из любопытства, 11% - пример  родителей, 22% - влияние друзей,

11% - мода, 11% - желание почувствовать себя взрослей.

Итоги следующего вопроса  говорят о том, что в решении  проблем подростков семья занимает не первое место. Опять же в первую очередь подросток делится своими проблемами с друзьями - 66%, 11% - с родителями, 22% - не делится ни с кем.

Последний вопрос говорит  о том, какие жизненные ценности ценят подростки:33% - счастье в семье,33% - уважение, любовь, 22% - материальная обеспеченность, 11% - здоровье, образование –ни один из респондентов не выбрал этот пункт.

Несмотря на то, что поведение  подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит  о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

Из этого следует задача по созданию всех условий для коррекции  их социализации, вводя в организованную социально-педагогическую среду, одной  из которых является коллектив.

Также, основываясь на своих  наблюдениях, в общении с подростками и беседах с классными руководителями, мы составилидиагностическую карту, с помощью которой провели изучение уровня воспитанности подростков (см. Приложение 2).

Таблица 2.2

Диагностическая карта измерения уровня воспитанности  подростков девиантного поведения (2011-2012 учебный год)

Система ценностных ориентаций (5-9 классы)

Учебный

год

Параметры

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2011-2012,

4 подростка

из 8 класса

Эрудиция (начитанность и  глубокие познания в какой-либо области)

75%

25%

 

Прилежание (отношение к  учёбе)

75%

25%

 

Трудолюбие (отношение к  труду)

25%

75%

 

Я и природа (бережное отношение к природе)

50%

50%

 

Я и общество (отношение  к общественным нормам и закону)

25%

75%

 

Эстетический вкус (отношение  к прекрасному)

75%

25%

 

Я (отношение к себе)

25%

75%

 

 

Система ценностных ориентаций (9-11 классы)

Учебный

год

Параметры

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2011-2012,

5 подростков

из

9-11класса

1.Интеллектуальный уровень:

-эрудиция,

-культура речи,

-логика мышления (доказательность,  аргументированность),

-самостоятельность суждений.

40%

60%

 

2.Нравственная позиция:

*Милосердие

-доброта и сострадание  вообще,

-доброта и сострадание  к членам своей семьи, близким,  друзьям.

*Ответственность

-долг перед родителями  и старшими,

-долг по отношению  к обществу.

*Справедливость

-отношение к равенству  полов,

-следование нормам внутри школьной жизни,

-следование закону.

*Характер

-помощь старым, больным,  нуждающимся,

-умение прощать,

-честность.

 

20%

 

 

 

50%

 

 

60%

 

 

 

 

20%

 

80%

 

 

 

50%

 

 

40%

 

 

 

 

80%

 

Информация о работе Профилактика девиантного поведения