Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа
С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.
Б) Повышение уровня патриотического воспитания.
В)Привлечение подростков к общественно полезной деятельности.
Г) Трудовая деятельность: работы по уборке города, лесных территорий, обустройство помещения и мест, где ребята проводят часть времени.
Профилактика негативных явлений среди подростков:
А) Проведение профилактических игр, тренингов.
Б) Привитие навыков здорового образа жизни.
Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие.
Ключевыми направлениями работы могут являться:
- вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;
- развитие волонтерского движения в молодежной среде;
- содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;
- профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи;
- социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.
Компоненты воспитательной системы:
создание системы социально-
выездные лагерные сборы, направленные на социальное проектирование;
социальные тренинги;
система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, профориентация);
участие в различных социальных проектах и акциях;
участие в различных экологических проектах, акциях, мероприятиях.
Работа с родителями включает в себя:
включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;
социально-педагогическое просвещение родителей;
Формы подведения итогов реализации программы:
- Анализ проводимых методик и тестов.
- Отзывы подростков – участников программы.
- Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога и др.)
- Проведение заключительного мероприятия.
- Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.
- Введение ступенной системы индивидуального оценивания.
- Создание сайта организации, электронных и мультимедийных презентаций команд, проектов, мероприятий и т.д.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1. Социально-реабилитационные технологии:
А) Исследование микросоциума ребенка
Б) Установление доверительных отношений
Обучающие и воспитательные технологии, использование различных методов работы:
А) Наглядные (иллюстративные) – использование пособий, брошюр, методичек, плакатов
Б) Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, дискет, видеофильмов
В) Рассказ, беседа
Г) Проведение итоговых и тематических праздников
2. Организация и проведение профилактическо-игровых занятий по теме: «Профилактика негативных явлений, пропаганда ЗОЖ в подростковой среде».
3. Работа в группах,
проведение групповых
А) на формирование позитивных дружеских отношений
Б) групповую сплоченность
В) на формирование доверия друг к другу.
Наша деятельность в данном учреждении состояла из трех этапов:
1. Констатирующий.
Цель: выявление спектра интересов, потребностей, установок подростков. Определение уровня социализации подростков с целью выявления нуждающихся в интервенции.
Задачи:
• проведение анализа документации учреждения;
• выявление при помощи специально подобранных методик уровня социализации подростков;
• выявление лиц нуждающихся в коррекции поведения.
Изучив список подростков, поставленных на контроль социального педагога школыиподростков, состоящих на внутришкольном учете, мы выявили9 человек, среди которых были как юноши, так и девушки. Данные подростки были поставлены на учет по разным основаниям: систематические пропуски уроков, распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, побеги из дома и т.д.
Немаловажным фактором в развитии ребенка является семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. 33% этих подростков - воспитывается в неполных семьях, из беседы со школьным социальным педагогом, выяснилось, что у 66% подростков, имеющих девиантное поведение, родители не способны контролировать поведение своих детей (вышли из-под контроля), 33% этих подростков – воспитываются в асоциальной семье.
Таблица 2.1.
Сводная таблица состояния семей и посещаемости КДУ подростками девиантного поведения (2011-2012 учебный год).
Учебный год |
Всего на учебе |
Полная семья |
Неполная семья |
Посещает КДУ |
Не посещает КДУ |
2011-2012 год |
9 |
6 |
3 |
2 |
7 |
100% |
66% |
33% |
22% |
77% |
Большая часть этих подростков не имеет содержательного досуга – 77%, не посещают секции и кружки дополнительного образования, не проявляют интереса к культуре и искусству. Лишь только 22% посещали КДУ, но делали это, как правило, не систематически или по принуждению.
Итак, выявив подростков девиантного поведения, мы решили провести среди них анкетирование(см.Приложение 1). В ходе анкетирования было опрошено 9 человек: 22% - девушки от 15 до 17 лет, 77 % - мальчики от 15 до 18 лет. Цель данного исследования мы определили как: выявление спектра интересов, потребностей и установок подростков.
Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт.Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.
Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями:77%, ни один респондент не предпочитает проводить своё свободное время в семье (!), 22% посещают дискотеки. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, - нет четкой цели этого мероприятия, организация подобной формы создает условия для проявления асоциального поведения (драки, употребление алкоголя). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 77% - предпочитают слушать музыку, но в основном это рок-музыка и рэп. Печальным остается тот факт, что лишь 22% опрошенных посещает досуговые учреждения.
В последнее время на выбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые, несут в себе жестокость, агрессию. Так было выявлено что:66% - подростков смотрит боевикии триллеры,11% - фильмы с элементами эротики,22% - комедии.
На вопрос «Что ты понимаешь
под здоровым образом жизни?»
подавляющее большинство
При этом на вопрос «да» подростки выбрали следующие варианты:22 % из них занимаются спортом, 11% следят за своим здоровьем.
А на вопрос «нет»: не занимаюсь спортом - 77%, употребляю спиртные напитки - 100% (не регулярно, но употребляют), курю - 100%.
Последние два вопроса позволили мне выяснить два аспекта: первый -их суждения о здоровом образе жизни, а второй - отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни.
В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получили следующие ответы:
Употребление спиртных напитков: 66% - в компании друзей,
11% - из любопытства, 22% - просто так от нечего делать.
Что подтолкнуло попробовать первую сигарету:
44% - из любопытства, 11% - пример родителей, 22% - влияние друзей,
11% - мода, 11% - желание почувствовать себя взрослей.
Итоги следующего вопроса
говорят о том, что в решении
проблем подростков семья занимает
не первое место. Опять же в первую
очередь подросток делится
Последний вопрос говорит о том, какие жизненные ценности ценят подростки:33% - счастье в семье,33% - уважение, любовь, 22% - материальная обеспеченность, 11% - здоровье, образование –ни один из респондентов не выбрал этот пункт.
Несмотря на то, что поведение
подростков имеет асоциальную
Из этого следует задача по созданию всех условий для коррекции их социализации, вводя в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.
Также, основываясь на своих наблюдениях, в общении с подростками и беседах с классными руководителями, мы составилидиагностическую карту, с помощью которой провели изучение уровня воспитанности подростков (см. Приложение 2).
Таблица 2.2
Диагностическая карта измерения уровня воспитанности подростков девиантного поведения (2011-2012 учебный год)
Система ценностных ориентаций (5-9 классы)
Учебный год |
Параметры |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
2011-2012, 4 подростка из 8 класса |
Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области) |
75% |
25% |
|
Прилежание (отношение к учёбе) |
75% |
25% |
||
Трудолюбие (отношение к труду) |
25% |
75% |
||
Я и природа (бережное отношение к природе) |
50% |
50% |
||
Я и общество (отношение к общественным нормам и закону) |
25% |
75% |
||
Эстетический вкус (отношение к прекрасному) |
75% |
25% |
||
Я (отношение к себе) |
25% |
75% |
Система ценностных ориентаций (9-11 классы)
Учебный год |
Параметры |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
2011-2012, 5 подростков из 9-11класса |
1.Интеллектуальный уровень: -эрудиция, -культура речи, -логика мышления (доказательность, аргументированность), -самостоятельность суждений. |
40% |
60% |
|
2.Нравственная позиция: *Милосердие -доброта и сострадание вообще, -доброта и сострадание
к членам своей семьи, близким, *Ответственность -долг перед родителями и старшими, -долг по отношению к обществу. *Справедливость -отношение к равенству полов, -следование нормам внутри школьной жизни, -следование закону. *Характер -помощь старым, больным, нуждающимся, -умение прощать, -честность. |
20%
50%
60%
20% |
80%
50%
40%
80% |