Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Профилактика девиантного поведения подростков в рамках учреждений дополнительного образования.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести  следующие, изменения, происходящие в  психике и взаимоотношениях подростка:

1. Ускоренное и неравномерное  развитие подростка в период  полового созревания:

•      неравномерность  развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;

•      «гормональная  буря», вызванная повышенной активностью  эндокринной системы в период полового созревания проявляющаяся  в повышенной возбудимости, эмоциональной  неустойчивости, непредсказуемости  настроений подростка;

2.   Изменения в характере  взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:

•      так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;

•      чувство  взрослости, реакция эмансипации, высвобождения  от влияния взрослого;

•      повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном внимании к  мнению сверстников.

3. Изменения в характере  взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

•     активное формирование потребности общения со сверстниками обостряемое стремлением к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения;

•     половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов  в этот период, что также может  служить толчком к асоциальным  проявлениям.

Важно учесть, что кризисность подросткового возраста может быть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные условия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.

Помимо психофизиологических предпосылок, которые характеризуют  нормальное развитие в этом возрасте, существуют психобиологические предпосылки  девиантногот поведения, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. К ним относятся:

1.    Нервно-психические  заболевания и отклонения. Психические  патологии (олигофрения, психозы,  психопатии, неврозы) зачастую тесно  связаны с неблагоприятными конфликтными  отношениями в семье.

2.  Социальная адаптация  умственно отсталых детей. Умственная  отсталость затрудняет социальную  адаптацию. При особых неблагоприятных  условиях они легко попадают  под десоциализирующее влияние взрослых (преступников).

3. Пограничные явления, проявляющиеся у детей с отклоняющимся поведением. А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуации характера.

Акцентуации характера это  «крайние варианты его нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, отчего прослеживается избирательная уязвимость в отношении  определенного рода психогенных  воздействий при хорошей или  даже повышенной устойчивости к другим».

Причины, приводящие к акцентуации  характера, связаны прежде всего, с условиями семейного воспитания, а также с различными повреждениями головного мозга (черепно-мозговые травмы и т.п.). Чаще всего эти факторы настолько взаимосвязаны, что вызывают серьезные затруднения при определении первопричинности поведения подростка.

Поэтому эффективная профилактика отклоняющегося поведения должна предполагать комплекс мероприятий, как социально-педагогического, так и медико-социального характера, направленных на оздоровление среды  и коррекцию поведения подростков.

Завершая рассмотрение проблемы психобиологических предпосылок девиантного  поведения, можно сделать такие  выводы:

- В качестве психобиологических  предпосылок отклоняющегося поведения  могут выступать различные нервно-психические  отклонения и патологии, акцентуации  характера, отставания в умственном  развитии.

- Эффективная ранняя профилактика  может быть обеспечена лишь  путем применения широких комплексных  мер социально-педагогического,  организационно-административного  и медико-педагогического характера.

- Важным условием эффективной воспитательно-профессиональной деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит минимизировать количество педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста.

 

 

 

 

 

 

1.3.Социально-педагогическая работа с подростками девиантного поведения в рамках учреждений дополнительно образования.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств  оптимизации социокультурной среды  окружающей человека. Процесс функционирования КДД можно представить как  взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит  в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке  у него индивидуального способа  жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиться.

Известно, что личность развивается  в процессе деятельности. И поэтому  социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где  с одной стороны субъект в  результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».

Такое присваивание «социальных  связей, знаний, умений и навыков  успешно и самым активным образом  осуществляется в условиях культурно-досуговой  деятельности учреждений дополнительного  образования. Именно в досуговой  деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами  и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими  ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И его коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

При рассмотрении культурно-досуговой  деятельности как педагогического  процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками девиантного поведения.

Прежде всего, эффективность  воспитательного воздействия культурно-досуговой  деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа  и средств организации процесса данной деятельности, обусловленное  его содержанием.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов  и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется  существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток  субъективно вступает в отношения  с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся  образно при помощи эмоциональных  средств воздействия.

К данной форме можно отнести  массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Вышеперечисленные формы  как вечера отдыха, шоу-представления  вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом  соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться  со сверстниками являются особенностями  трудных подростков.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии  подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

В подростковом возрасте очень  волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

В практике культурно-досуговой  деятельности дополнительного образования  детей и подростков встречается  такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для  подросткового возраста. Именно в  этот период меняется характер игровой  деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные  игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Наибольший интерес у  подростков вызывает такая форма  организации досуга, как дискотека  клуб. Существует два вида дискотеки  просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка  играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать  комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорту, обучению шитью, техническому творчеству.

«В целевой установке  учреждений дополнительного образования  можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:

- увеличение степени самостоятельности  ребенка  - подростка в выборе  и реализации досуговых потребностей, его способности контролировать  свое свободное время и более  эффективно решать возникающие  проблемы досуга;

- создание условий, в  которых и дети, и взрослые  могут в максимальной мере  привить досуговую инициативу, творческие  возможности».[1]

Хотелось бы выделить основные направления культурно-досуговой  деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений  деятельности культурно-досуговых  учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная  тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей  Родины»; тематика дискуссий: «Какой он - герой нашего времени» и т.д.

В данном случае привлечение  наглядных технических средств  смогут придать эмоциональную окраску  и выразительность, которые вызовут  наибольший интерес у подростков.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования  является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

Следующее направление культурно-досуговой  деятельности учреждений дополнительного  образования формирование личности с высоким нравственным сознанием  и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных  примерах. Нравственное воспитание в  клубе осуществляется в сфере  общения со сверстниками, через систему  нравственного просвещения (этические  беседы, диспуты, встречи с интересными  людьми). Развивая личность, важно учитывать  ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его  проявлений.

Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования  является эстетическое воспитание. Его цель развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения