Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа
С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.
По результатам данного исследования мы пришли к выводу, что большая часть подростков имеет очень низкий уровень воспитанности (80-85%) и лишь немногие его превышают (10-28%) (характеристики см. ниже).
Тем не менее, данная методика выявила довольно высокий (для данной группы) уровень отношения к себе, милосердия, наличие характера (здесь, безусловно, следует учитывать возрастные особенности), что позволило нам надеяться на возможность заинтересовать подростков и тем самым добиться результативного повышения показателей.
Далее мы перешли к реализации второго этапа.
Второй этап можно назвать формирующим.
Целью его является: предложить и апробировать социально-педагогический план социализации подростков девиантного поведения.
Задачи:
Вовлекая подростков в
культурно-досуговую
Далее хотим привести несколько характеристик подростков отклоняющегося поведения.
Гаврил С.
Пятнадцатилетний юноша. Требует пристального внимания к учебе. Живёт с папой и мамой, которые потеряли над ним контроль. Интересы этого подростка далеки от учебы. Слабый ученик по всем предметам, к тому же, пропускающий много уроков. Склонен к употреблению алкоголя, курит, был замечен в токсикомании. Референтнойгруппой, с которой Гаврил проводит свое свободное время, стали старшие подростки, как правило, не имеющие содержательного досуга. К тому же, этот юноша недостаточно уверен в себе, от чего сильно проигрывает. Создается впечатление, что подросток постоянно насторожен. Ему постоянно кажется, что его критикуют, что ему угрожают. Плохо владеет своими эмоциями, агрессивно реагирует на замечания в свою сторону, обидчив, злопамятен. Никакого интереса к посещению культурно-досуговых центров не проявляет.
Екатерина К.
Девочка пятнадцати лет. Воспитывается в неблагоприятной семье. Мать и отец пью и дебоширят. Имеют троих детей, плохо справляются с выполнением родительских обязанностей. Девочка замкнута, малоконтактна. Часто неряшлива, систематически не выполняет домашнее задание. В выполнении какой-либо работы часто нуждается в соавторстве, ей трудно дается осуществление идей. Она инфантильна, легко поддается влиянию тех, кого считает значившими людьми (друзья). Неоднократно замечена в нетрезвом виде, состоит на внутришкольном учете. Катю трудно вызвать на откровенность, но несмотря на кажущуюся отдаленность видно, что девочка страдает от своей изоляции и хотела бы завоевать симпатии окружающих, о чем свидетельствует порой неожиданные всплески эмоциональности и активности. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого, очень чувствительна, часто не внимательна на занятиях. С ней необходим особый такт, мягкость и одобрение, чтобы она поверила в себя.
Владимир С.
Подросток семнадцати лет. Воспитывается в полной семье, где является старшим ребенком. Материальное положение семьи хорошее, но родители очень заняты работой и мало времени уделяют сыну. Подросток предоставлен сам себе. Мальчик самостоятелен, раньше хорошо учился, но в последнее время «скатился» до двоек. Любит признание и похвалу, нуждается в обществе. В последнее время поставлен на учет в ОДН за хулиганство и бродяжничество. Энергичен. Владимира нужно занять полезной деятельностью, желательно привлечение семьи. Родители должны уделять больше внимания своему ребенку. У Владимира преобладает формальная учебная мотивация, связанная с одобрением родителей.
Для стимулирования мотивации изменения поведения мы решили использовать потенциал референтных групп, ими явились:
Одноклассники вошли в этот список, так как мы отметили, что даже при наличии подростков отклоняющегося поведения, большинство классов школы дружны, и имеют достаточно сбалансированный состав и благоприятный климат.Хотелось бы привести характеристику учебной деятельности и состояния коллектива, одного из них.
В 10-том классе обучается 15 человек, в том числе 9 девушек и 6 юношей. Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом старательно учатся. Вместе с тем интеллектуальный уровень класса не слишком высокий, что является причиной того, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различных спортивных мероприятиях, вечерах, дискотеках. Яркого лидера в классе нет. Но есть группа из 4-х девушек, которая является организатором всех классных дел. Это более ответственные люди, они не поведут.
В 9-ом классе обучаются 18 человек: 10 мальчиков и 8 девочек. Пятеро детей в классе из многодетных семей. Воспитываются в неполных семьях трое детей. В классе имеются и неблагополучные семьи, таких две, характер взаимоотношений между учениками и родителями нормальный. Некоторые сложности имеются только у двух учеников их можно назвать «очагами возбудимости». Нередко именно они создают шум и затевают возню на уроках (с ними ведется индивидуальная работа, поддерживается постоянная связь с родителями).Что касается успеваемости, то первое полугодие учебного года класс закончили со следующими результатами: на «4» и «5» четыре человек, с одной тройкой 1 человек. В плане учебы есть откровенно слабые дети. Учеба дается трудно, и, как правило, у таких ребят преобладает формальная учебная мотивация, связанная с получением отметок или одобрением родителей. Остальные ученики умеют ценить знания, сознательно занимаются. Большинство ребят класса с удовольствием принимают участие в проведении конкурсов и викторин. В школьной олимпиаде по математике и информатике в этом году успешно участвовали три человека. Уровень взаимоотношений учеников класса нельзя охарактеризовать одним словом. В целом ребята достаточно доброжелательны друг к другу и в трудных ситуациях каждый из них находит поддержку у одноклассников. Вне уроков ребята много времени проводят вместе. В то же время в повседневном общении ребята бывают грубы между собой, но стараются справиться с этим.
Совершенно равнодушны к делам класса и школы, но при этом выполняют отдельные поручения три девушки. Уровень воспитанности в классе средний. Редко можно услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями. Юноши более пассивны, чем девушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Тем не менее, некоторые учебные неуспехи всегда встречает сочувствие и желание помочь. Исходя из этого, можно сделать вывод, что отношения между одноклассниками довольно доброжелательны.
Безусловно, важное место в формировании мотивации отведено нами семье. Используя потенциал семьи, объединяя усилия, можно значительно ускорить интервенцию и более адресно подойти к личности подростка (оценить личностные ресурсы).
Также для формирования мотивации мы использовали СМИ (средства массовой информации), так как необходимость работы в информировании, а также моделирование эффективного социального поведения (актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения), решаются с их применением наиболее успешно.
Итак, работу по формированию
мотивации положительных
В процессе подготовки мероприятия
«Новогодний карнавал»
Результаты очень порадовали, ребята с удовольствием взялись за ответственные поручения. Но 3 подростков остались в стороне. Работа закипела. Часто у подростков не хватало знаний и умений, и здесь необходимо немного подтолкнуть, указав, куда следует обратиться за помощью. Так, 2 девочки изъявили желание участвовать в танцевальном номере. Юноши участвовали в музыкальном оформлении, заинтересовались стилями музыки и хотели научиться пользоваться сложной аппаратурой. Нашим художникам-оформителям явно не хватало мастерства.В школе были развешаны информационные плакаты с указанием видов деятельности клуба, также активная помощь оказывалась со стороны педагогов и ребят класса. Не навязчиво мы подводили подростков девиантного поведения к осознанию мысли о необходимости посещения культурно досуговых учреждений как места, где всегда помогут научиться новому интересному занятию соответствующему их интересам.
Реализуя данные предположения
в реализации программы с подростками,
мы отметили позитивную динамику и
пришли к выводу, что использование
культурно-досуговой
Далее нам предстоит перейти к заключительному третьему этапу нашего исследования, который можно назвать контрольным.
Цель: Выявить эффективность применяемых средств и методов в социализации подростков девиантного поведения.
Задачи:
Для этого нами в конце учебного года будет вновь проведено анкетирование подростков с девиантным поведением, с целью выявить:изменился ли уровень воспитанности, проведено составление диаграммы: динамика изменений посещаемости КДУ подростками девиантного поведения. Исходя из которого можно будет сделать вывод о посещаемости культурно-досуговых учреждений (возросла активность или нет, стала ли систематической).
Вывод по IIглаве.
Итак, мы занимались изучением эффективности культурно досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков.
Положения гипотезы были сформированы следующим образом: досуговая деятельность повлияет на социализацию подростков если:
Реализуя данные предположения в процессе своей работы с подростками, мы отметили позитивную динамику и пришли к выводу, что использование культурно-досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков достаточно эффективно оказывает положительное влияние на различные виды девиаций (при обязательном условии индивидуализации), таким образом, безусловно подтвердив свою гипотезу. Тем не менее, рассматривать культурно-досуговую деятельность в данном контексте можно лишь как одно из средств социализации и целесообразно использовать принцип комплектности.
Исходя из результатов проведенной работы, хотелось бы дать рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.
Для более успешной социализации подростков средствами КДД необходимо:
Заключение
Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по - своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как социально-педагогический процесс, включает в себя много различных сторон. Основным, или ведущим, механизмом взросления является присвоение подростками различных категорий ценностей, образцов поведения и т.п. Подростки легко идут на конфликты, правонарушения, чтобы не быть «белой вороной» пробуют наркотики, алкоголь, занимаются токсикоманией. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы.Все это обусловлено особенностями подросткового периода и отягощается той микросредой, в которой воспитываются подростки группы социального риска.
В данном процессе большим потенциалом безусловно обладает культурно-досуговая деятельность учреждений дополнительного образования, являясь одним из важнейших средств оптимизации социокультурной среды окружающей человека, и обладая возможностями удовлетворения потребностей как отдельной личности, так и общества в целом (А.Д. Жарков).
В данном исследовании мы рассматривали
деятельность учреждения дополнительного
образования как средство профилактики
девиантного поведения