Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Профилактика девиантного поведения подростков в рамках учреждений дополнительного образования.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

 

По результатам данного  исследования мы пришли к выводу, что большая часть подростков имеет очень низкий уровень воспитанности (80-85%) и лишь немногие его превышают (10-28%) (характеристики см. ниже).

Тем не менее, данная методика выявила довольно высокий (для данной группы) уровень отношения к себе, милосердия, наличие характера (здесь, безусловно, следует учитывать возрастные особенности), что позволило нам надеяться на возможность заинтересовать подростков и тем самым добиться результативного повышения показателей.

Далее мы перешли к реализации второго этапа.

Второй этап можно назвать формирующим.

Целью его является: предложить и апробировать социально-педагогический план социализации подростков девиантного поведения.

Задачи:

  • формирование мотивации позитивных изменений;
  • вовлечение в культурно-досуговую деятельность.

 

Вовлекая подростков в  культурно-досуговую деятельность, мы учли тот факт, что неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции безусловно является формирование мотивации позитивных изменений. Данная мотивация отсутствовала или была очень минимизирована, о чем свидетельствует диагностическая карта уровня воспитанности, проведенное анкетирование, а также включенное наблюдение.

Далее хотим привести несколько характеристик подростков отклоняющегося поведения.

 

Гаврил С.

Пятнадцатилетний юноша. Требует пристального внимания к  учебе. Живёт с папой и мамой, которые потеряли над ним контроль. Интересы этого подростка далеки от учебы. Слабый ученик по всем предметам, к тому же, пропускающий много уроков. Склонен к употреблению алкоголя, курит, был замечен в токсикомании. Референтнойгруппой, с которой Гаврил проводит свое свободное время, стали старшие подростки, как правило, не имеющие содержательного досуга. К тому же, этот юноша недостаточно уверен в себе, от чего сильно проигрывает. Создается впечатление, что подросток постоянно насторожен. Ему постоянно кажется, что его критикуют, что ему угрожают. Плохо владеет своими эмоциями, агрессивно реагирует на замечания в свою сторону, обидчив, злопамятен. Никакого интереса к посещению культурно-досуговых центров не проявляет.

 

Екатерина К.

Девочка пятнадцати лет. Воспитывается  в неблагоприятной семье. Мать и  отец пью и дебоширят. Имеют троих детей, плохо справляются с выполнением родительских обязанностей. Девочка замкнута, малоконтактна. Часто неряшлива, систематически не выполняет домашнее задание. В выполнении какой-либо работы часто нуждается в соавторстве, ей трудно дается осуществление идей. Она инфантильна, легко поддается влиянию тех, кого считает значившими людьми (друзья). Неоднократно замечена в нетрезвом виде, состоит на внутришкольном учете. Катю трудно вызвать на откровенность, но несмотря на кажущуюся отдаленность видно, что девочка страдает от своей изоляции и хотела бы завоевать симпатии окружающих, о чем свидетельствует порой неожиданные всплески эмоциональности и активности. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого, очень чувствительна, часто не внимательна на занятиях. С ней необходим особый такт, мягкость и одобрение, чтобы она поверила в себя.

 

Владимир С.

Подросток семнадцати лет. Воспитывается  в полной семье, где является старшим ребенком. Материальное положение семьи хорошее, но родители очень заняты работой и мало времени уделяют сыну. Подросток предоставлен сам себе. Мальчик самостоятелен, раньше хорошо учился, но в последнее время «скатился» до двоек. Любит признание и похвалу, нуждается в обществе. В последнее время поставлен на учет в ОДН за хулиганство и бродяжничество. Энергичен. Владимира нужно занять полезной деятельностью, желательно привлечение семьи. Родители должны уделять больше внимания своему ребенку. У Владимира преобладает формальная учебная мотивация, связанная с одобрением родителей.

Для стимулирования мотивации  изменения поведения мы решили использовать потенциал референтных групп, ими явились:

  • семья
  • одноклассники
  • СМИ (средства массовой информации).

Одноклассники вошли в  этот список, так как мы отметили, что даже при наличии подростков отклоняющегося поведения, большинство классов школы дружны, и имеют достаточно сбалансированный состав и благоприятный климат.Хотелось бы привести характеристику учебной деятельности и состояния коллектива, одного из них.

В 10-том классе обучается  15 человек, в том числе 9 девушек и 6 юношей. Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом старательно учатся. Вместе с тем интеллектуальный уровень класса не слишком высокий, что является причиной того, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различных спортивных мероприятиях, вечерах, дискотеках. Яркого лидера в классе нет. Но есть группа из 4-х девушек, которая является организатором всех классных дел. Это более ответственные люди, они не поведут.

В 9-ом классе обучаются 18 человек: 10 мальчиков и 8 девочек. Пятеро детей в классе из многодетных семей. Воспитываются в неполных семьях трое детей. В классе имеются и неблагополучные семьи, таких две, характер взаимоотношений между учениками и родителями нормальный. Некоторые сложности имеются только у двух учеников их можно назвать «очагами возбудимости». Нередко именно они создают шум и затевают возню на уроках (с ними ведется индивидуальная работа, поддерживается постоянная связь с родителями).Что касается успеваемости, то первое полугодие учебного года класс закончили со следующими результатами: на «4» и «5» четыре человек, с одной тройкой 1 человек. В плане учебы есть откровенно слабые дети. Учеба дается трудно, и, как правило, у таких ребят преобладает формальная учебная мотивация, связанная с получением отметок или одобрением родителей. Остальные ученики умеют ценить знания, сознательно занимаются. Большинство ребят класса с удовольствием принимают участие в проведении конкурсов и викторин. В школьной олимпиаде по математике и информатике в этом году успешно участвовали три человека. Уровень взаимоотношений учеников класса нельзя охарактеризовать одним словом. В целом ребята достаточно доброжелательны друг к другу и в трудных ситуациях каждый из них находит поддержку у одноклассников. Вне уроков ребята много времени проводят вместе. В то же время в повседневном общении ребята бывают грубы между собой, но стараются справиться с этим.

Совершенно равнодушны к  делам класса и школы, но при этом выполняют отдельные поручения  три девушки. Уровень воспитанности  в классе средний. Редко можно услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями. Юноши более пассивны, чем девушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Тем не менее, некоторые учебные неуспехи всегда встречает сочувствие и желание помочь. Исходя из этого, можно сделать вывод, что отношения между одноклассниками довольно доброжелательны.

Безусловно, важное место  в формировании мотивации отведено нами семье. Используя потенциал семьи, объединяя усилия, можно значительно ускорить интервенцию и более адресно подойти к личности подростка (оценить личностные ресурсы).

Также для формирования мотивации  мы использовали СМИ (средства массовой информации), так как необходимость работы в информировании, а также моделирование эффективного социального поведения (актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения), решаются с их применением наиболее успешно.

Итак, работу по формированию мотивации положительных изменений  мы решили начать с организации деятельности, альтернативной девиантному поведению. Было решено принять самое активное участие в подготовке и проведении праздника «Новогодний карнавал», так как именно здесь могут проявить свои творческие возможности учащиеся разных классов, а значит разных возрастных групп. При распределении ответственности здесь важно учитывать возраст подростка, личную заинтересованность в деятельности и не допустить стигматизации - «навешивания ярлыков», главное найти в личности хорошее и поддержать в ней это. Ведь как говорил А.Сент-Экзюпери: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».

В процессе подготовки мероприятия  «Новогодний карнавал»подросткам  девиантного поведения мы предложили самые «интересные» роли. Основываясь на предпочтениях ребят им было предложено:

  • помочь ди-джею в музыкальном оформлении праздника (подобрать музыку, сделать аранжировки);
  • принять участие в разработке и показе сценария праздника (каждый класс должен был показать как встречают Новый год в той или иной стране);
  • оформить зал к празднику (нарисовать плакаты, развешать декорации);
  • организовывать выполнение функций охраны мероприятия;
  • изготовить и разнести приглашения на праздник родителям.

Результаты очень порадовали, ребята с удовольствием взялись  за ответственные поручения. Но 3 подростков остались в стороне. Работа закипела. Часто у подростков не хватало знаний и умений, и здесь необходимо немного подтолкнуть, указав, куда следует обратиться за помощью. Так, 2 девочки изъявили желание участвовать в танцевальном номере. Юноши участвовали в музыкальном оформлении, заинтересовались стилями музыки и хотели научиться пользоваться сложной аппаратурой. Нашим художникам-оформителям явно не хватало мастерства.В школе были развешаны информационные плакаты с указанием видов деятельности клуба, также активная помощь оказывалась со стороны педагогов и ребят класса. Не навязчиво мы подводили подростков девиантного поведения к осознанию мысли о необходимости посещения культурно досуговых учреждений как места, где всегда помогут научиться новому интересному занятию соответствующему их интересам.

Реализуя данные предположения  в реализации программы с подростками, мы отметили позитивную динамику и  пришли к выводу, что использование  культурно-досуговой деятельности как средства профилактики девиантного  поведения подростков достаточно эффективно оказывает положительное влияние  на различные виды девиаций, таким  образом, безусловно подтвердив свою гипотезу. Подростки явно были заинтересованы и с удовольствием начали посещать КДУ. Эффективность такой работы оказалось высокой. Из 9 подростков не посещавших культурно досуговые учреждения, либо посещавших их не регулярно, за помощью обратились 8 человек. В этот момент очень важно заинтересовать (вытеснить негативное поведение путем вовлечения в другую среду). Один подросток, по-прежнему, не хотел участвовать в мероприятии.

Далее нам предстоит перейти  к заключительному третьему этапу  нашего исследования, который можно  назвать контрольным.

Цель: Выявить эффективность  применяемых средств и методов  в социализации подростков девиантного  поведения.

Задачи:

  • проведение сводной диагностики по всем исходным параметрам;
  • выработка рекомендаций по организации КДД к подросткам девиантного поведения.

Для этого нами в конце  учебного года будет вновь проведено  анкетирование подростков с девиантным поведением, с целью выявить:изменился ли уровень воспитанности, проведено составление диаграммы: динамика изменений посещаемости КДУ подростками девиантного поведения. Исходя из которого можно будет сделать вывод о посещаемости культурно-досуговых учреждений (возросла активность или нет, стала ли систематической).

Вывод по IIглаве.

Итак, мы занимались изучением эффективности культурно досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков.

Положения гипотезы были сформированы следующим образом: досуговая деятельность повлияет на социализацию подростков если:

  • досуг будет организован через систему дополнительного образования;
  • досуг будет связан с интересами и приоритетами подростков;
  • приоритет в досуговой деятельности будет отдан групповым формам работы.

Реализуя данные предположения  в процессе своей работы с подростками, мы отметили позитивную динамику и пришли к выводу, что использование культурно-досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков достаточно эффективно оказывает положительное влияние на различные виды девиаций (при обязательном условии индивидуализации), таким образом, безусловно подтвердив свою гипотезу. Тем не менее, рассматривать культурно-досуговую деятельность в данном контексте можно лишь как одно из средств социализации и целесообразно использовать принцип комплектности.

Исходя из результатов  проведенной работы, хотелось бы дать рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.

Для более успешной социализации подростков средствами КДД необходимо:

  1. учитывать индивидуальные характеристики подростка (половые, возрастные, социальные);
  2. уделить пристальное внимание формированию мотивации позитивных изменений;
  3. добиться комплексности (организация воздействия на различных уровнях социального пространства школы, семьи, общества);
  4. не допускать стигматизации, дать возможность самореализовываться;
  5. отдавать приоритет групповым формам работы;
  6. позитивная устремленность в будущее (планирование будущего без девиантного поведения);
  7. основанность досуга на интересах подростка;
  8. добровольность посещения КДУ.

 

Заключение

Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по - своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как социально-педагогический процесс, включает в себя много различных  сторон. Основным, или ведущим, механизмом взросления является присвоение подростками  различных категорий ценностей, образцов поведения и т.п. Подростки  легко идут на конфликты, правонарушения, чтобы не быть «белой вороной» пробуют наркотики, алкоголь, занимаются токсикоманией. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы.Все это обусловлено особенностями подросткового периода и отягощается той микросредой, в которой воспитываются подростки группы социального риска.

В данном процессе большим  потенциалом безусловно обладает культурно-досуговая деятельность учреждений дополнительного образования, являясь одним из важнейших средств оптимизации социокультурной среды окружающей человека, и обладая возможностями удовлетворения потребностей как отдельной личности, так и общества в целом (А.Д. Жарков).

В данном исследовании мы рассматривали  деятельность учреждения дополнительного  образования как средство профилактики девиантного поведения подростков. Фактически мы занималась первичной  профилактикой, которая предполагает устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а  также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Анализируя вышеизложенное становится очевидно, что раннюю профилактику девиантного поведения подростков следует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации (предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и управление процессом социализациипо подростков). Поэтому, безусловно, следует принимать во внимание деятельность дополнительного образования как одно из средств профилактики девиантного поведения подростков просто необходимо.Основным результатом исследования является дальнейшее развитие психолого-педагогической теории профилактики девиантного поведения подростков, выразившееся в разработке эффективной организации их учебно-воспитательного процесса.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения