Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает деятельность, организованная в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Профилактика девиантного поведения подростков в рамках учреждений дополнительного образования.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

В «Новом словаре иностранных  слов» под ред. В.В. Адамчика девиантное поведение – поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила: правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.

«Психологический словарь» под ред. М.Г. Ярошевского, А.В. Ребровского интерпретирует девиантное поведение как (от лат. deviatio - отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Преступность и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.).

«Девиантология» Е.В. Змановской дает следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Данное определение представляет для нас наибольший интерес, являясь  близко подходящим к моему исследованию, и принимается мною за основополагающее, так как оно носит скорее описательный характер, и, прежде всего, ориентировано  на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. Это определение  может помочь в реализации таких  профессиональных целей, как диагностика  отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального  воздействия, оценка динамики поведения  личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет  дифференцировать девиантное поведение  от других поведенческих феноменов.

Еще в нашей курсовой работе рассматриваем  понятие «Культурно-досуговая  деятельность». А.Д. Жарков «Технология культурно-досуговой деятельности» определяет культурно-досуговую деятельность, как: специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей; как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность; как сферу жизнедеятельности, открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и всестороннего развития личности; как средство раскрытия и реализации сущностных сил человека.

Данное определение принимается  за основополагающее в моем исследовании, так как представляет для меня наибольший интерес. Мы считаем его наиболее полным и содержательным, отражающим всю необходимую сущность культурно - досуговой деятельности учреждений дополнительного образования. Считаем, что оно может помочь выстроить систему необходимую для профилактики девиантного поведения подростков. Ведь именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, объясняющиеся относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни /Е.В. Змановская/. Большинство людей при желании могут изменить свою позицию по отношению к обществу.

Отклоняющееся поведение  у подростков нередко служит средством  самоутверждения, выражает протест  против действительности или кажущейся  несправедливости взрослых.

В свою очередь, отклонения делятся на:

•      отклонения корыстной ориентации;

•      агрессивной ориентации;

•      отклонения социально-пассивного типа.

Социальные  отклонения корыстной направленности. К ним относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи). Среди несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступных уголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).

Отклонения  социально-пассивного типа выражаются в стремлении отхода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств.

Таким образом, асоциальное  поведение различается как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, и может проявляться  в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, до незначительных проступков, а также  тяжелых преступлений.

Существует несколько  форм проявления отклоняющегося поведения  подростков:

1. Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.

Сравнительно-социологические  исследования выявили несколько  закономерностей этой проблемы:

•      Пьянство встречается чаще там, где больше социально - напряженных ситуаций.

•      Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.

2.  Наркомания. Существуют разные уровни наркомании:

•      единичное или редкое употребление наркотиков;

•      многократное употребление, но без признаков физической и психической зависимости;

•      наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;

•      наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать «кайф», сколько на то, чтобы избежать мучений.

•      наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.

По наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются  к наркотикам из любопытства, желания  узнать, что там за гранью запретного.

3. Агрессивное поведение.

Подростковая агрессия чаще всего следствие озлобленности  и пониженного самоуважения в  результате пережитых жизненных  неудач. Изощренную жестокость нередко  проявляют жертвы не умеющие отвечать за свои поступки.

4. Суицидальное поведение.

По степени приводимой А.Е. Личко:

• 32% суицидальных попыток  приходится на долю 17 летних;

• 21% - 15 летних;

• 12% - 14 летних;

• 4%- 12-13 летних.

Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избежание конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

5. Психические расстройства.

Целесообразно различать, с  одной стороны, возрастно-специфические  расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого  возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная  уязвимость к определенным психогенным  воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

6. Противоправное поведение.

Наибольшую склонность к  деликвентному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

1.2. Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков.

Подростки от 14 до 18 лет составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% регистрированных преступлений. За последнее десятилетие  преступность выросла в 1,5 раза.

В 2008 году по данным КДН 2/3 совершенных  преступлений подростками составляли корыстные и корыстно-насильственные преступления. В преступности несовершеннолетних все более проявляется корысть, садизм, жестокость. Растет количество преступлений на почве наркомании, токсикомании.

Кризисные явления в экономике, политике, социальной и духовной сферах общества устранили традиционные формы  социального контроля и профилактики девиантного поведения. Из-за отсутствия материальных средств общеобразовательные, культурно-просветительные и правоохранительные органы, во многих случаях просто отказались от воспитательной и профилактической работы.

Существенно сократилась  численность реабилитационных учреждений, баз отдыха и досуга населения. Все  сильнее сказываются такие факторы  как: семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия  на телевидении, свободная продажа  спиртных напитков.

Но одна из основных причин возникновения преступности заключается  в резком ухудшении социально-экономической  ситуации, снижении жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих подростков законным путем удовлетворить  свои потребности.

Также следует сказать  и о нравственной стороне жизни. За последние годы широкое распространение  получила проституция и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания. Регулярный просмотр таких фильмов  провоцирует подростков на противоправные действия, в том числе совершения преступлений на сексуальной почве.

Таким образом, можно сказать, что нестабильность в социальной, политической и экономической сферах общества значительно расширяет  спектр социально-педагогических и  социально-экономических факторов, активно стимулирующих девиатное поведение подростков.

В семье ребенок получает первые навыки общения, поведения, накапливается  первый «багаж» знаний, формируются  первые привычки. От того, в каких  условиях происходит воспитание, зависит  формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей.

Как известно, именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового  возраста. Только тогда, когда это  условие будет осуществлено, можно  говорить об эффективности роли в  семье как социального института.

Процесс формирования самосознания существенно изменяет характер взаимоотношений  подростка с окружающими его  людьми, как взрослыми, так и сверстниками, что приводит к заметной перестройке  институтов социализации. У подростка  проявляется довольно отчетливо  выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителей. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся сознание защищается от внушаемого влияния взрослых.

Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают  большое значение в усвоении подростком социального опыта.

Современная безнадзорность детей, приводящая к асоциальным  отклонениям, проявляется тогда, когда  на первое место по сравнению с  семьей и школой по степени влияния  выходят неформальные асоциальные  группы сверстников.

По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит  стихийные группы на три типа:

•      просоциальные  или социально-положительные;

•      асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;

•      антисоциальные (стоящие и стороне от основных социальных проблем) социально отрицательные  группы.

В просоциальных группах  подростков объединяет естественное стремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений  и ло не должно вызывать беспокойства у органов профилактики. Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов, парков, кафе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь.

Совсем другого перехода требуют асоциальные группы, которые  должны быть, в первую очередь, в  поле зрения специальных органов  профилактики.

Таким образом, когда семья  и школа перестает оказывать  влияние, подростки усваивавают моральные ценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.

Наряду с причинами  социального характера возникновения  отклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носят  субъективный характер и которые  непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические  предпосылки трудновоспитуемости.

Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста.

В этот период от детства  к взрослости происходят серьезные  изменения как в организме, психике  ребенка, так и в характере  взаимоотношений подростка с  окружающими.

Поэтому не случайно, что  подростковому возрасту посвящено  наибольшее количество работ и публикаций в области медицины, психологии педагогики. Среди них работы Л.С. Выготского «Педагогика подростка», А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователей, это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста», Ш.Бюллер и многие другие.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения