Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.
Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53
Заключение
73
Список использованной литературы
Таким образом, программа которая была разработана для улучшения показателей к готовности к школе детей была полностью реализована.
2.3
Интерпретация результатов
Для повторной диагностики были использованы те же методики, что и на первом этапе исследования.
Повторное обследование готовности к школе было проведено в апреле 2014года.
После того как в течение месяца с детьми в экспериментальной группе проводились занятия два раза в неделю общей длительность 30-35 минут.
Для оценки эффективности реализованной программы - мы провели повторную диагностику готовности дошкольников экспериментальной группы к обучению в школе. Результаты III этапа исследования представлены в следующих результатах:
Таблица 8 – анализ уровня сформированности по тесту Керана-Ийрасека после формирующего эксперемента в подготовительной группе «А»
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Развитие моторики |
Всего баллов |
Уровень | ||
Рисунок муж. Фигуры по представлению |
Подражание письменным буквам |
Срисовывание группы точек | ||||
1 |
Агаркова Дарья |
4 |
3 |
1 |
8 |
Средний |
2 |
Гуков Равиль |
2 |
3 |
1 |
6 |
Высокий |
3 |
Двинянин Артур |
4 |
4 |
3 |
11 |
Низкий |
4 |
Жиляев Коля |
2 |
3 |
1 |
6 |
Высокий |
5 |
Кучук Иван |
4 |
3 |
3 |
10 |
Низкий |
6 |
Кучук Данил |
3 |
5 |
4 |
12 |
Низкий |
7 |
Кутьин Ваня |
2 |
3 |
1 |
6 |
Высокий |
8 |
Мухтаров Адильжан |
3 |
3 |
2 |
8 |
Средний |
9 |
МукатовРахат |
3 |
4 |
2 |
9 |
Средний |
10 |
Маненов Тамерлан |
2 |
3 |
2 |
7 |
Средний |
11 |
НурмагамбетовЖанат |
3 |
3 |
2 |
8 |
Средний |
12 |
Поломарь Коля |
3 |
4 |
2 |
9 |
Средний |
13 |
Тураев Рахман |
3 |
4 |
3 |
10 |
Низкий |
14 |
Соловьева Катя |
3 |
3 |
2 |
8 |
Средний |
15 |
Цевансофия |
2 |
4 |
3 |
9 |
Средний |
16 |
Швайка Олеся |
4 |
5 |
4 |
13 |
Низкий |
17 |
Шмидт София |
3 |
3 |
1 |
7 |
Средний |
Подводя итог проведения данной методики мы можем выделить следующие результаты:
Высокий уровень: 5 детей
Средний уровень:12 детей
Низкий уровень: нет детей
Рисунок 12 - диаграмма уровня психолого-педагогической сформированности детей после формирующего эксперимента
Анализируя результаты дигностики до формирующего этапа и после него мы получаем следущие данные представленные в рисунке 13.
Рисунок 13 – итоговые данные в экспирементальной группе на контрольном этапе
Анализируя данные диаграммы мы видим результат нашей работы. До формирующего эксперимента с высоким уровнем подготовленности детей к школьному обучению составляло 5 детей, после формирующего эксперимента составило 6 детей, со средним уровнем было, 9 детей после повторного проведения теста стало 12 детей, с низкими результатами детей нет.
После проведения второй методики диагностирования «графический диктант» результаты получились следующие результаты (таблица 9).
Таблица 9 – Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей экспериментальной группы после формирующего эксперимента по методики «графический диктант»
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Итого баллов |
Уровень |
1 |
Агаркова Дарья |
9 |
средний |
2 |
Гуков Равиль |
12 |
высокий |
3 |
Двинянин Артур |
8 |
средний |
4 |
Жиляев Коля |
11 |
высокий |
5 |
Кучук Иван |
7 |
средний |
6 |
Кучук Данил |
8 |
средний |
7 |
Кутьин Ваня |
12 |
высокий |
8 |
Мухтаров Адильжан |
10 |
высокий |
9 |
МукатовРахат |
12 |
высокий |
10 |
Маненов Тамерлан |
7 |
средний |
11 |
НурмагамбетовЖанат |
7 |
средний |
12 |
Поломарь Коля |
6 |
средний |
13 |
Тураев Рахман |
6 |
средний |
14 |
Соловьева Катя |
9 |
средний |
15 |
Цевансофия |
6 |
средний |
16 |
Швайка Олеся |
5 |
низкий |
17 |
Шмидт София |
10 |
высокий |
По итогам проведения данной методики мы получаем следующие результаты:
Высокий уровень: 6 детей
Средний уровень: 10 детей
Низкий уровень: 1 ребенок
Рисунок 14 - результат диагностики детей по методики «графический диктант» после формирующего эксперемента в подготовительной группе «А»
Подводя итог диагностики до и после формирующего эксперемента по методики «графический диктант» можно сделать следующий вывод приведенный в рисунке 15.
Рисунок15 - итоговые данные по исследованию в экспериментальной группе
Из данной диаграммы видно: дети повысили уровень произвольного внимания по результатам теста «графический диктант» Д. Б. Эльконина показали:
Также были проведены и контрольные срезу в контрольной группе по тем же методикам.
Тест Керна-Ийрасека показал следующие результаты описанные в таблице 10.
Таблица 10 – Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей контрольной группе группы после формирующего эксперимента по тесту К. Ийрасека
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Развитие моторики |
Всего баллов |
Уровень | ||
Рисунок муж. Фигуры по представлению |
Подражание письменным буквам |
Срисовывание группы точек | ||||
1 |
АликаровДиас |
1 |
3 |
1 |
5 |
Высокий |
2 |
Базылов Н. |
4 |
3 |
1 |
8 |
Средний |
3 |
Гришина Катя |
3 |
3 |
3 |
9 |
Средний |
4 |
ЖалиеваДильназ |
2 |
5 |
1 |
8 |
Средний |
5 |
Габдыл – самат М. |
2 |
3 |
1 |
6 |
Высокий |
6 |
Каиргельдинов Д. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Средний |
7 |
Лейман Саша |
2 |
3 |
1 |
6 |
Высокий |
8 |
Мухаметсиитова |
3 |
3 |
2 |
8 |
Средний |
9 |
Мынбаев Ж. |
1 |
3 |
2 |
6 |
Высокий |
10 |
Новиков Витя |
2 |
3 |
2 |
7 |
Средний |
11 |
Оралбаев В. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Средний |
12 |
Сулейменов А. |
3 |
4 |
4 |
12 |
Низкий |
13 |
Смагулов Аслан |
3 |
2 |
3 |
8 |
Средний |
14 |
Свинина Нина |
1 |
1 |
1 |
3 |
Высокий |
15 |
ТунабековМанат |
2 |
4 |
3 |
9 |
Средний |
16 |
Тареева Марина |
4 |
5 |
4 |
13 |
Низкий |
17 |
Шиманова О. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Средний |
Результат повторного исследования в контрольной группе выявил следующие результаты:
Высокий уровень: 5 ребенка
Средний уровень: 10 детей
Низкий уровень: 2 ребенка
Рисунок 16 – результат повторной диагностики в контрольной группе по тесту Керна-Ийрасека
Подведем сравнительный анализ по данному тесту в контрольной группе можно вывести следующие результаты:
Рисунок 17 – итоговые данные до и после формирующего эксперимента в контрольной группе по тесту Карна-Ийрасека
По второй методики «графический диктант» Д. Б. Эльконина также было произведено исследование в контрольной группе. Результаты данного исследования представлены в таблице 11 и рисунке 18.
Таблица 11 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей контрольной группе группы после формирующего эксперимента по методике «графический диктант»
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Итого баллов |
Уровень |
1 |
АликаровДиас |
6 |
Средний |
2 |
Базылов Н. |
10 |
Высокий |
3 |
Гришина Катя |
7 |
Средний |
4 |
ЖалиеваДильназ |
11 |
Высокий |
5 |
Габдыл – самат М. |
7 |
Средний |
6 |
Каиргельдинов Д. |
6 |
Средний |
7 |
Лейман Саша |
6 |
Средний |
8 |
Мухаметсиитова |
10 |
Высокий |
9 |
Мынбаев Ж. |
11 |
Высокий |
10 |
Новиков Витя |
7 |
Средний |
11 |
Оралбаев В. |
5 |
Низкий |
12 |
Сулейменов А. |
6 |
Средний |
13 |
Смагулов Аслан |
6 |
Средний |
14 |
Свинина Нина |
9 |
Средний |
15 |
ТунабековМанат |
6 |
Средний |
16 |
Тареева Марина |
8 |
Средний |
17 |
Шиманова О. |
10 |
Высокий |
Итог данного исследования:
Высокий уровень: 5 детей
Средний уровень: 11 детей
Низкий уровень: 1 ребенок
Рисунок 18 – диаграмма исследования в контрольной группе после формирующего эксперимента
Подводя итог диагностики до и после формирующего эксперимента по методики «графический диктант» можно сделать следующий вывод:
Рисунок 19 – итоговые данные контрольной группы по тесту Керна-Ийрасека до и после формирующего эксперимента
Из данной диаграммы видно: дети повысили уровень произвольного внимания по результатам методики Д.Б. Эльконина показали:
1) высокий уровень имеют 5детей, а был высокий уровень у 2 детей;
2) средний уровень показали 11 детей, а был у 9 детей;
3) низкий уровень показал всего один ребёнок, при первоначальных данных 5 детей.
А теперь проведем сравнительный анализ двух групп до формирующего эксперимента по методики Керна-Ийрасека представленных следующим образом экспереминтальная группа - подготовительная «А», контрольная группа – подготовительная «Б».
Рисунок 19 – сравнительный анализ двух групп до эксперимента
После формирующего эксперимента мы наблюдаем следующие результаты, представленные в рисунке 20.
Рисунок 20 – сравнительный анализ после формирующего эксперимента
Проанализируем данные по второй методики «графический диктант» Д.Б. Эльконина до формирующего эксперимента и после формирующего эксперимента представленных в рисунках 21, 22 соответственно:
Рисунок 21 – сравнительный анализ до формирующего эксперимента
Рисунок 22 – сравнительный анализ после формирующего эксперимента
Таким образом, результаты вторичной диагностики показали, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Анализ результатов экспериментального исследования дают возможность говорить о том, что наша гипотеза находит подтверждение. Так сравнительный анализ уровня развития компонентов психологической готовности к обучению детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показал, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе