Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53

Заключение
73

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

валентина диплом.docx

— 476.60 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, программа которая была разработана для улучшения показателей к готовности к школе детей была полностью реализована.

 

 

2.3 Интерпретация результатов исследования

 

Для повторной диагностики были использованы те же методики, что и на первом этапе исследования.

Повторное обследование готовности к школе было проведено в апреле 2014года.

После того как в течение месяца с детьми в экспериментальной группе проводились занятия два раза в неделю общей длительность 30-35 минут.

Для оценки эффективности реализованной программы - мы провели повторную диагностику готовности дошкольников экспериментальной группы к обучению в школе. Результаты III этапа исследования представлены в следующих результатах:

 

Таблица 8 – анализ уровня сформированности по тесту Керана-Ийрасека после формирующего эксперемента в подготовительной группе «А»

 

Фамилия и имя ребенка

Развитие моторики

Всего баллов

Уровень

Рисунок муж. Фигуры по представлению

Подражание письменным буквам

Срисовывание группы точек

1

Агаркова Дарья

4

3

1

8

Средний

2

Гуков Равиль

2

3

1

6

Высокий

3

Двинянин Артур

4

4

3

11

Низкий

4

Жиляев Коля

2

3

1

6

Высокий

5

Кучук Иван

4

3

3

10

Низкий

6

Кучук Данил

3

5

4

12

Низкий

7

Кутьин Ваня

2

3

1

6

Высокий

8

Мухтаров Адильжан

3

3

2

8

Средний

9

МукатовРахат

3

4

2

9

Средний

10

Маненов Тамерлан

2

3

2

7

Средний

11

НурмагамбетовЖанат

3

3

2

8

Средний

12

Поломарь Коля

3

4

2

9

Средний

13

Тураев Рахман

3

4

3

10

Низкий

14

Соловьева Катя

3

3

2

8

Средний

15

Цевансофия

2

4

3

9

Средний

16

Швайка Олеся

4

5

4

13

Низкий

17

Шмидт София

3

3

1

7

Средний


 

Подводя итог проведения данной методики мы можем выделить следующие результаты:

Высокий уровень: 5 детей

Средний уровень:12 детей

Низкий уровень: нет детей

 

 

Рисунок 12 - диаграмма уровня психолого-педагогической сформированности детей после формирующего эксперимента

 

Анализируя результаты дигностики до формирующего этапа и после него мы получаем следущие данные представленные в рисунке 13.

 

 

Рисунок 13 – итоговые данные в экспирементальной группе на контрольном этапе

 

Анализируя данные диаграммы мы видим результат нашей работы. До формирующего эксперимента с высоким уровнем подготовленности детей к школьному обучению составляло 5 детей, после формирующего эксперимента  составило 6 детей, со средним уровнем было, 9 детей после повторного проведения теста стало 12 детей, с низкими результатами детей нет.

После проведения второй методики  диагностирования «графический диктант» результаты получились следующие результаты (таблица 9).

 

Таблица 9 – Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей экспериментальной группы после формирующего эксперимента по методики «графический диктант»

 

Фамилия и имя ребенка

Итого баллов

Уровень

1

Агаркова Дарья

9

средний

2

Гуков Равиль

12

высокий

3

Двинянин Артур

8

средний

4

Жиляев Коля

11

высокий

5

Кучук Иван

7

средний

6

Кучук Данил

8

средний

7

Кутьин Ваня

12

высокий

8

Мухтаров Адильжан

10

высокий

9

МукатовРахат

12

высокий

10

Маненов Тамерлан

7

средний

11

НурмагамбетовЖанат

7

средний

12

Поломарь Коля

6

средний

13

Тураев Рахман

6

средний

14

Соловьева Катя

9

средний

15

Цевансофия

6

средний

16

Швайка Олеся

5

низкий

17

Шмидт София

10

высокий


 

По итогам проведения данной методики мы получаем следующие результаты:

Высокий уровень: 6 детей

Средний уровень: 10 детей

Низкий уровень: 1 ребенок

 

Рисунок 14 - результат диагностики детей  по методики «графический диктант» после формирующего эксперемента в подготовительной группе «А»

 

Подводя итог диагностики до и после формирующего эксперемента по методики «графический диктант» можно сделать следующий вывод приведенный в рисунке 15.

 

 

Рисунок15 - итоговые данные по исследованию в экспериментальной группе

 

Из данной диаграммы  видно: дети повысили уровень произвольного внимания по результатам теста «графический диктант» Д. Б. Эльконина показали:

  1. высокий уровень произвольного внимания 6 детей, а был высокий уровень у 4 детей;
  2. средний уровень показали 10 детей, а был у 9 детей;
  3. низкий уровень показал всего  один ребёнок, при первоначальных данных 4 ребенка.

Также были проведены и контрольные срезу в контрольной группе по тем же методикам.

Тест Керна-Ийрасека показал следующие результаты описанные в таблице 10.

 

Таблица 10 – Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей контрольной группе группы после формирующего эксперимента по тесту К. Ийрасека

 

Фамилия и имя ребенка

Развитие моторики

Всего баллов

Уровень

Рисунок муж. Фигуры по представлению

Подражание письменным буквам

Срисовывание группы точек

1

АликаровДиас

1

3

1

5

Высокий

2

Базылов Н.

4

3

1

8

Средний

3

Гришина Катя

3

3

3

9

Средний

4

ЖалиеваДильназ

2

5

1

8

Средний

5

Габдыл – самат М.

2

3

1

6

Высокий

6

Каиргельдинов Д.

3

3

3

9

Средний

7

Лейман Саша

2

3

1

6

Высокий

8

Мухаметсиитова

3

3

2

8

Средний

9

Мынбаев Ж.

1

3

2

6

Высокий

10

Новиков Витя

2

3

2

7

Средний

11

Оралбаев В.

3

3

3

9

Средний

12

Сулейменов А.

3

4

4

12

Низкий

13

Смагулов Аслан

3

2

3

8

Средний

14

Свинина Нина

1

1

1

3

Высокий

15

ТунабековМанат

2

4

3

9

Средний

16

Тареева Марина

4

5

4

13

Низкий

17

Шиманова О.

3

3

3

9

Средний


 

Результат повторного исследования в контрольной группе выявил следующие результаты:

Высокий уровень: 5 ребенка

Средний уровень: 10 детей

Низкий уровень: 2 ребенка

 

Рисунок 16 – результат повторной диагностики в контрольной группе по тесту Керна-Ийрасека

 

Подведем сравнительный анализ по данному тесту в контрольной группе можно вывести следующие результаты:

 

Рисунок 17 – итоговые данные до и после формирующего эксперимента в контрольной группе по тесту Карна-Ийрасека

 

По второй методики «графический диктант» Д. Б. Эльконина также было произведено исследование в контрольной группе. Результаты данного исследования представлены в таблице 11 и рисунке 18.

 

Таблица 11 -  Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей контрольной группе группы после формирующего эксперимента по методике «графический диктант»

 

Фамилия и имя ребенка

Итого баллов

Уровень

1

АликаровДиас

6

Средний

2

Базылов Н.

10

Высокий

3

Гришина Катя

7

Средний

4

ЖалиеваДильназ

11

Высокий

5

Габдыл – самат М.

7

Средний

6

Каиргельдинов Д.

6

Средний

7

Лейман Саша

6

Средний

8

Мухаметсиитова

10

Высокий

9

Мынбаев Ж.

11

Высокий

10

Новиков Витя

7

Средний

11

Оралбаев В.

5

Низкий

12

Сулейменов А.

6

Средний

13

Смагулов Аслан

6

Средний

14

Свинина Нина

9

Средний

15

ТунабековМанат

6

Средний

16

Тареева Марина

8

Средний

17

Шиманова О.

10

Высокий


 

Итог данного исследования:

Высокий уровень: 5 детей

Средний уровень: 11 детей

Низкий уровень: 1 ребенок

 

Рисунок 18 – диаграмма исследования в контрольной группе после формирующего эксперимента

 

Подводя итог диагностики до и после формирующего эксперимента по методики «графический диктант» можно сделать следующий вывод:

 

 

Рисунок 19 – итоговые данные контрольной группы по тесту Керна-Ийрасека до и после формирующего эксперимента

 

Из данной диаграммы  видно: дети повысили уровень произвольного внимания по результатам методики Д.Б. Эльконина показали:

1) высокий уровень имеют  5детей, а был высокий уровень у 2 детей;

2) средний уровень показали 11 детей, а был у 9 детей;

3) низкий уровень показал всего  один ребёнок, при первоначальных данных 5 детей.

А теперь проведем сравнительный анализ двух групп до формирующего эксперимента по методики Керна-Ийрасека представленных следующим образом экспереминтальная группа -  подготовительная «А», контрольная группа – подготовительная «Б».

 

Рисунок 19 – сравнительный анализ двух групп до эксперимента

 

После формирующего эксперимента мы наблюдаем следующие результаты, представленные в рисунке 20.

 

Рисунок 20 – сравнительный анализ после формирующего эксперимента

 

Проанализируем данные по второй методики «графический диктант» Д.Б. Эльконина до формирующего эксперимента и после формирующего эксперимента представленных в рисунках 21, 22 соответственно:

 

Рисунок 21 – сравнительный анализ до формирующего эксперимента

 

Рисунок 22 – сравнительный анализ после формирующего эксперимента

 

Таким образом, результаты вторичной диагностики показали, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на уровень готовности дошкольников к обучению в школе.

Анализ результатов экспериментального исследования дают возможность говорить о том, что наша гипотеза находит подтверждение. Так сравнительный анализ уровня развития компонентов психологической готовности к обучению детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показал, что коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на уровень готовности дошкольников к обучению в школе.

Заключение

 

 

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе