Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Институт
Кафедра Дошкольная педагогика и психология
Направление 050700 Педагогика
Профиль Управление дошкольным образованием
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Студент Н.Е. Шемберева
Группа ПЕД бз-431
Руководитель к.п.н. С.Е. Анфисова
Тольятти 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………………
Введение
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.
Исследования педагогов, медиков: Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др. показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик,Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в раннем возрасте. Данная проблема особенно актуальна сейчас, в связи с тем что социальные контакты детей раннего возраста ограничены в основном кругом семьи, весьма малочисленным, что и определило тему моей курсовой работы.
Цель: Исследование эффективных форм адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
3
Объект – процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Предмет - психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения зависит от:
1. индивидуальности ребенка и его ближайшего окружения,
2. специфики психолого-педагогического воздействия.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы в работах отечественных и зарубежных ученых.
2. Выявление уровня готовности
детей раннего возраста к
3. Разработка программы
Методы исследования
Методологическая основа
Практическая значимость исследования - анализ теоретического и практического материала по проблеме адаптации к детскому саду, подбор методик, позволяющих провести адаптацию к дошкольному учреждению с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье детей
База исследования: Детский сад №134 «Веснушки», АНО ДО «Планета детства «Лада»», г.о. Тольятти
4
Глава I. Теоретические аспекты процессов социальной адаптации.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса. Взгляды ученых на процессы адаптации.
Основоположником учения о стрессе, является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936 г. в английском журнале "Nature" было опубликовано его письмо в редакцию "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе. Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном - основоположником гомеостаза и учения о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма для борьбы за существование, а затем и Г. Селье. Кеннон еще в 1914г. предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции - нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который назвал реакцией "битвы-бегства". Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Реакция "битвы-бегства" рассматривается им как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.
Основное внимание Г. Селье и
его последователи уделяли
1) стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и включающая фазы шока и противошока (на последней происходит
55
мобилизация защитных реакций организма);
2) стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости организма к различным воздействиям;
3) стадия либо стабилизации состояния (выздоровления), либо истощения [8].
Анализ зарубежной литературы позволяет выделить два основных аспекта общей адаптированности человека – биологический и социальный. Начало этим исследованиям положили работы К. Бернара (проблема функционирования живого организма как целостной системы), У. Кэннона (свойство гомеостаза), Г. Селье (концепция адаптационного синдрома).
Обзор некоторых психологических теорий выявляет использование различных принципов, положенных в основу адаптации, или адаптационных моделей.
Необихевиористы (Э.Толмен, Э.Л. Торндайк, К. Халл, А.Р. Хэнке и др.) считают, что социальная адаптация представляет собой процесс, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия, что означает отсутствие переживания конфликта со средой. Таким образом, адаптация личности рассматривается ими как пассивное приспособление.
В рамках психоаналитического
Для представителей когнитивного подхода (Г. Гибш, Ж. Пиаже) адаптация выступает процессом, способствующим установлению соответствия между позициями, познавательными схемами личности и характеристиками объекта, образом реальной ситуации.
Движущей силой активизации адаптационных процессов является конфликт, выражающийся в когнитивном диссонансе.
В рамках интеракционизма (Р. Мертон, Дж. Мид, Л.Филипс) адаптация рассматривается в двух смыслах. Первое значение близко понятию социализации, в том смысле, что личность принимает нормы, требования, которые предлагает общество. Второе значение связывается с идеей активности личности, целеустремленного и преобразующего характера ее активности. Адаптированная личность не избегает трудностей, проблем, а преобразует ситуации для осуществления своих целей.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Причем состояние оптимальности трактуется как динамическое, т.е. возможно нарушение такого состояния, при котором актуализируется стремление достичь его вновь, но уже на ином уровне: более высоком или более низком. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт – фрустрация – акты приспособления.
Представления об адаптации основываются и на работах отечественных ученых:
Н.А. Милославова [10, 143] полагает, что "процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо)". На активную природу механизма социальной адаптации указывает и А.А. Реан, анализируя типы адаптационного процесса. Подчеркивая активность так называемого "пассивного" типа, он пишет: "...здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного само изменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации". И далее резюмирует: «В связи со сказанным, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не "активность - пассивность", а ВЕКТОР АКТИВНОСТИ, его направленность. Направленности вектора "наружу" соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности "внутрь" соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного само изменения и активного само приспособления к среде» [14, 75].
Определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических и экспериментальных изысканий Т.В. Середой [17, 32], которое объединяет на содержательном уровне оба исследуемых феномена (стресс и адаптацию): "Адаптация - это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать".
Адаптация по А.А. Ершову [7, 159] понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется законам не только сохранения равновесия, но и развития, экономии сил.
Для преобразовательной, творческой деятельности человека необходимы такая регуляция и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально приспособиться, усвоить диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, активности, чтобы достичь свободы действия. Максимально активная личность оптимально приспособлена к среде. Цель адаптации - достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений [7, 159].
Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала "входит" в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды [15, 150].
Некоторые психологи (Н.М. Аксарина, Л.Г. Алямовская, Н.Д. Ватутина и др.) понимают под адаптацией не только процесс, но и результат приспособления строения и функций организмов и их органов к условиям среды.
Л.Г. Дикая, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, А.В. Сухарев, С.А. Шапкин, используют «адаптацию» для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой.
В.П. Маклаков, С.Д. Положенцев, Д.А. Руднев рассматривают адаптацию как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).
Рассмотрение социально–
Рядом исследователей (М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, В.Г. Крысько, Д.А. Фарбер) социально-психологическая адаптация связывается с приобретением людьми социально-психологического статуса и овладением теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Кроме того, данный вид адаптации выступает как средство защиты личности при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом (В.Г. Крысько).