Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Пусковым механизмом процесса адаптации  является резкое изменение условий  жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованию внешних социальных условий и внутреннего отношения  (Д. Журавлев). В раннем возрасте таким пусковым механизмом выступает поступление в детский сад.

 

 

1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению .

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим  дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Если рассматривать адаптацию  к ДОУ как некий критический  для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса . Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие благоприятных эффектов. Например, Н.И. Гуткина [9] определила причины стрессовых перегрузок в детском саду: длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых неприятна ребенку; строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых наказывают; фрустрация каких-то потребностей ребенка; общение сразу со многими взрослыми людьми, часть из которых ребенку неприятна, зависимость от них. А.И. Захаров [11] подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления психомоторных нарушений (тиков, заикания). Понятно, что пристальное внимание специалистов к вопросам психопрофилактики и предотвращения дезадаптации детей к ДОУ не случайно.

Н.М. Аксарина, один из основоположников науки о раннем возрасте, обращаясь  к вопросам адаптации детей к  условиям дошкольного учреждения, приводила такой пример: садовник, пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, любовно ухаживает за ним, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет. То же происходит и с ребенком. Нельзя неожиданно разлучать его с мамой, рушить сложившиеся стереотипы, оставлять беспомощное существо в незнакомой обстановке без поддержки, окружать незнакомыми людьми, не предоставляя ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью.

В определенных сравнительно устойчивых условиях организм ребенка постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды, определенной температуре помещения, окружающему микроклимату, определенному роду пищи и т. д. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Если установленный в семье  порядок чем-либо нарушается, у ребенка  могут возникнуть различные временные  нарушения обычного поведения. Такие  временные нарушения, сопровождающиеся иногда отрицательными реакциями (плач, раздражительность), часто отмечается у детей, например, при переводе на прикорм, при перемене способов укладывания, при смене ухаживающего за ним лица и т. п. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить сформировавшиеся привычки.

 Однако мозг ребенка очень  пластичен. Если эти изменения  условий жизни происходят не  так часто и не резко нарушают  привычный образ жизни, то у  ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок приспосабливается (адаптируется) к новым условиям в его жизни без каких-либо отрицательных последствий. Эти небольшие естественные изменения в жизни ребенка способствуют даже психическому развитию. У ребенка постепенно развивается способность быстрее приспосабливаться к новым условиям.

 Однако у детей иногда  резко меняются условия их  жизни,— например, когда они поступают  в одно из детских учреждений. При этом меняется привычная  температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку нужно приспособиться, для чего перестроить ранее сложившиеся стереотипы. В этом случае процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние.

Иногда без каких-либо видимых  причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, на теле появляется пятнистая, быстро исчезающая сыпь.

У детей более старшего возраста в период привыкания могут нарушаться ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания — плачут, тоскуют, зовут маму, пугаются детей, прячутся от них и т. п.

Понижение аппетита, плохой сон, плач или вялое состояние ведут  к ослаблению иммунитета, дети теряют в массе и даже легко могут  заболеть. Нарушение психического состояния  иногда длится длительное время. Такая тяжелая адаптация ведет к замедленному психическому развитию. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3—4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.

 Различный характер и длительность  привыкания зависят от ряда  условий.

Прежде всего течение периода  адаптации зависит от возраста детей при поступлении. Дети, поступающие в детское учреждение в возрасте первых 5 мес (чем раньше, тем лучше) обычно хорошо и быстро привыкают к новым условиям жизни, так как они еще не имеют устойчивых привычек, которые им пришлось бы менять. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям жизни дети от 5—6 мес до 1 года 7—8 мес (особенно от 9 мес до 1 года 3 мес). У детей этого возраста сравнительно слаба подвижность и недостаточно развиты тормозные процессы, поэтому они не могут быстро перестроить ранее сформировавшиеся уже устойчивые привычки. Эта переделка трудна для нервной системы детей этого возраста, что ведет к отрицательным формам поведения.

 Дети после 1 года 8 мес —  1 года 10 мес уже значительно легче  переносят переход в новые  условия вследствие более высокого уровня их психического развития. Такие дети очень любознательны, их легко заинтересовать новыми игрушками, занятиями, они хорошо понимают речь, поэтому их можно успокоить словами. Кроме того, они уже много общались с разными людьми, попадали в разные условия, вследствие чего они приобрели некоторую способность более легко приспособляться к меняющимся условиям.

 Таким образом, лучшее время  для определения ребенка в  ясли или ясли-сад — это  первые месяцы жизни, так как  дети, поступившие в этом возрасте, быстро и значительно легче адаптируются к новым условиям.

 Различна длительность и  тяжесть привыкания к изменившимся  условиям в зависимости от  предшествующих условий воспитания  детей в семье. Нарушения сна,  аппетита, эмоционального состояния в первые дни в новом учреждении наблюдаются преимущественно у детей, у которых в семье отсутствовал правильный режим, а методика кормления, укладывания и организация бодрствования была неправильной.

 Таким образом, нарушения  в поведении детей при переходе в новые условия жизни объясняются резкой переменой привычных для детей приемов воспитания и недостаточным развитием у них адаптационных механизмов.

 По-разному привыкают дети  одного и того же возраста  в зависимости от индивидуально-типологических  особенностей их высшей нервной деятельности. Одни дети дают в первые дни бурную реакцию: они кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2—3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к яслям.

5. Течение адаптационного периода  зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.

 Дети, которые до поступления  в детское учреждение общались  со многими взрослыми и детьми, получали много разнообразных  впечатлений, жили в разнообразных  условиях (на даче, в деревне у бабушки и др.); легче привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых очень однообразна. Тяжелое приспособление можно наблюдать и у детей, не посещающих детское учреждение при однообразии их жизни и изоляции ребенка от богатства окружающего мира.

 На течение адаптационного  периода оказывает влияние также  уровень психического развития. Дети с более высоким уровнем  развития привыкают, как правило,  легче.

 Дети с тяжелым анамнезом  (с отягощенной наследственностью,  патологией беременности и родов), длительно и часто болеющие до оступления в ясли, часто дают тяжелую адаптацию. Поэтому персоналу группы следует знать прошлое поступающего ребенка и уделять таким детям особенное внимание.

 Некоторые нарушения поведения  и эмоционального состояния ребенка в первые дни его пребывания в детском учреждении являются почти неизбежными. Наша задача принять меры к тому, чтобы адаптация к новым условиям жизни происходила у детей в кратчайшее время и с меньшей травмой для них. Достигнуть этого можно путем:

1) установления единства системы  воспитания ребенка с первых  дней жизни как в семье, так  и в учреждении;

2) правильной подготовки детей  к детскому учреждению;

3) правильной организации первых  дней пребывания ребенка в  детском учреждении;

4) индивидуального подхода к вновь поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями.

Поведение вновь поступившего ребенка  во многом зависит от того, как организован  его прием. Работа с вновь поступившим  ребенком начинается до фактического поступления его в детское учреждение.

 Воспитательница той группы, куда поступает ребенок, обязана  до приема узнать домашний  режим дня поступающего ребенка,  применяемые в семье способы  кормления, укладывания, узнать, как ребенок засыпает, спит, его аппетит, как организовано его бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя ребенка, которым пользуются в семье, любимые игрушки или занятия ребенка, любимые кушанья, его индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Знание всего этого значительно облегчит ребенку привыкание к новым условиям, поможет воспитателю найти правильный подход к ребенку

Обязанность персонала группы —  окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и  бережным отношением.

 Одновременно следует принимать в группу не больше 2-3 детей с небольшими перерывами (в 2—3 дня), что дает возможность воспитательнице уделить внимание этим детям, ознакомиться с ними и найти более правильный подход к каждому из них. Очень существенным является организация первичного приема ребенка, т. е. первая встреча ребенка в яслях, первые впечатления от детского учреждения. Лучше, если вновь поступающий ребенок придет позже всех, корда воспитательница может оказать ему большее внимание. Ласковая улыбка, предложение поиграть с любимой игрушкой могут облегчить расставание с родителями. Необходимо принять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние. Однако ни в коем случае нельзя применять ни насильственного кормления, ни насильственного укладывания, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения.

 Не может быть единого  рецепта для всех детей. Разные  типологические особенности их  высшей нервной деятельности  и различные предшествующие условия воспитания требуют индивидуального подхода к каждому ребенку. В первые дни пребывания в новых для него условиях воспитания особенно велико значение индивидуального подхода к ребенку.

 В течение периода адаптации  необходимо вести тщательный  контроль за поведением ребенка. Воспитательница группы ежедневно, вплоть до полного привыкания ребенка, в групповом дневнике отмечает аппетит, сон, эмоциональное состояние и особенности поведения вновь принятых детей. Придя на работу, врач и педагог прежде всего узнают самочувствие вновь поступивших детей и, ознакомившись с записью в дневнике, вместе с воспитательницей решают, что нужно предпринять, чтобы быстрее улучшить состояние ребенка.

 Показателями окончания периода  адаптации являются глубокий  сон, хороший аппетит, бодрое эмоционально-положительное состояние, активное поведение ребенка и соответствующая возрасту нормальная прибавка в массе. По мере привыкания у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния ребенка Чем скорее будет установлено единство воспитания в семье и детском учреждении и чем больше применяемые к ребенку в детском учреждении подходы будут соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, тем скорее и безболезненнее будет привыкание детей к новым условиям.

В жизни маленького ребенка, а тем  более в последующие годы неизбежны  различные изменения. Поэтому воспитывать  ребенка надо так, чтобы в случае необходимости он легко справлялся с этими изменениями, для чего следует не только создавать различные стереотипы, но и постепенно очень осторожно тренировать нервную систему ребенка в способности изменять некоторые свои привычки в зависимости от изменившихся условий. Такой тренировкой в какой-то мере является введение разнообразного рациона питания, изменение температуры воды при обливании и проведении других закаливающих процедур, а также разнообразие впечатлений, содержания занятий, изменения жизненных ситуаций и т. д.

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению