Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

На первом этапе (доадаптационном) был выбран метод исследования - опрос родителей

Таблица 1 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро, до 10 минут

Медленно

3

1

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

Какова длительность сна?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

Как относится к высаживанию  на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

Нет

Есть (какие именно?)

3

1

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в  незнакомой обстановке?

Проявляет

Только в привычной обстановке

3

2

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только со взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

Вступает в контакт по своей  инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт со взрослыми

3

 

2

1

Инициативен ли в отношении с  детьми?

Вступает в контакт по своей  инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

 

2

1

Был ли опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

Как перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

1

3


 

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать  выводы об уровне готовности ребёнка  к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в детский сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

Результаты проведенного опроса  приводим в таблице

№ группы

Количество детей готовых к  поступлению в детский сад

Количество детей готовых условно

Количество детей не готовых  к поступлению в детский сад

91

4

7

4

92

3

8

4


 

Результаты опроса родителей свидетельствуют  о том что на начало посещения  дошкольного учреждения , готовность детей из контрольной и экспериментальной  группы примерно одинакова. Большинство детей выявили условную готовность к поступлению в детский сад. Также  довольно высоко количество не готовых детей, что мы связываем современными условиями воспитания детей в семье. Современная традиционная семья в которой мать занимается воспитанием одного, двух детей накладывает ограничение на  возможности общения со сверстниками, посторонними взрослыми , то есть социальные контакты детей раннего возраста очень ограничены. 

 

 

4.Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения проводилось спустя месяц от начала посещения детьми детского сада

Для изучения психофизиологической адаптации  детей к условиям детского сада использовалась  методика «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов  выступают воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит

Эксперты  оценивали поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее,  спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно играет  с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен,  замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже будучи вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает  начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает  быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен  во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит, съедает  все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до  насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы  ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление  мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться  от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации  до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации.

Таблица 2. Сводные результаты диагностики

Уровень адаптации

Экспериментальная группа 92

Контрольная группа

91

   

абс.

%

абс.

%

Высокий

2

14

0

0

Выше среднего

2

14

2

14

Средний

7

44

9

58

Ниже среднего

2

14

2

14

Низкий

2

14

2

14

Всего

15

100

15

100


 

Полученные результаты обследования детей из контрольной и экспериментальных  групп  (см. приложение №6) подверглись сравнению и тщательному анализу, из которого выяснилось, что в экспериментальной группе, где использовалась программа адаптации показатели выше, по сравнению с контрольной группой.

 

III этап – контрольная диагностика уровня адаптации проводилась спустя четыре месяца с начала посещения детьми дошкольного учреждения в постадаптационный период.

Было проведено Исследование социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста (методика разработана авторским коллективом д.с. №173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада»»)

Таблица 3

Исследование социально-эмоционального развития ребенка 2-3 лет

Параметры

да

иногда

нет

баллы

1

Проявляет свойства характера

Веселый

Активный

Любознательный

       

2

Отличается долговременной эмоциональной  памятью: вспоминает прежние эмоциональные  ощущения в разных ситуациях, например, на празднике – весело , при болезни плохо

       

3

В определенной степени эмоционально сдержан на слова: нужно, нельзя, подожди

       

4

Не проявляет беспокойства при  уходе близкого взрослого

       

5

Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для его понимания ситуациях

       

6

Понимает состояние радости  или печали взрослого

       

7

7Оценивает взрослых в зависимости  от их эмоционального отношения  к нему

       

8

Чувствует сильных и слабохарактерных людей, по разному ведет себя с  ними: сдерживается , подчиняется или растормаживается, не слушается

       

9

Легко идет на контакт с незнакомыми  взрослыми

       

10

Радуется веселым играм со взрослыми

       

11

Радуется, добившись результата при  выполнении знакомых действий.

       

12

Получает эмоциональное удовольствие при слушании знакомых музыкальных произведений, песен, потешек, сказок

       

13

Радостно с восторгом выполняет  танцевальные движения

       

14

Эмоционально реагирует на красивое

       

15

Легко переключается с одного эмоционального состояния на другое

       

16

Плачет выражает беспокойство при  нарушении режима привычных условий

       

17

Интересуется действиями других детей

       

18

Легко взаимодействует со сверстниками (уступает игрушки, отдает свои)

       

19

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственнымудачам

       

Да – 2 балла; иногда – 1 балл; нет  – 0баллов

Результаты:

0-19 баллов: низкий уровень развития (неуравновешенное эмоциональное  состояние)

19-30 баллов: средний уровень (эмоционально  сдержанный)

31-42 балла: высокий уровень (ребенок находится в бодром эмоциональном состоянии)

Результаты контрольной диагностики  выявили следующие показатели:

Уровни социально-эмоционального развития

низкий

средний

высокий

Контрольная группа 91

2

10

3

Экспериментальная группа 92

1

5

9


Данное исследование выявило, что  дети экспериментальной группы в которой проводилась систематическая работа по программе социальной адаптации заметно опередили своих сверстников из контрольной группы по социально-эмоциональному развитию, что подтверждает правильность выбранной программы. И если диагностика, проводимая в адаптационный период не выявила явного преимущества в развитии детей из экспериментальной группы, в силу того, что в период острой фазы адаптации на процессы развития оказывают сильное влияние индивидуальные особенности детей, то диагностика проведенная в постадаптационный период  явно показывает все преимущества выбранной программы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Актуальность проблемы адаптации  детей раннего возраста к условиям ДОУ обусловлена отсутствием теоретически обоснованных исследований по проблеме. Данный вопрос имеет большое практическое значение, т.к. детский сад - это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Механизмы социально-психологической адаптации, выработанные малышом в детском саду, будут использоваться им в дальнейшей жизни.

2. Сущность и содержание понятия  социально-психологической адаптации  к ДОУ раскрывается базовым  определением социальной адаптации как процесса приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды, которое обеспечивает формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение индивида и эффективное взаимодействие с непривычной средой существования. Это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новое социальное окружение, поиск новых взаимоотношений и необходимости взаимного приспособления (ребенка и преобразованной для него специалистами среды).

3. Анализ литературы позволил  обобщить и сформулировать ряд  факторов и критериев социально-психологическую  адаптации, а также специфические  факторы и критерии адаптации  к дошкольному учреждению.

4. Показано, что адаптация к условиям  ДОУ у детей происходит по-разному.  Выявлено три группы детей  с различным уровнем адаптированности.

5. Анализ подтверждает более быстрое прохождение периода адаптации детьми первой группы. Об этом свидетельствует восстановление большинства критериев адаптированности. Но у них остается страх разлуки с близкими и защита в виде агрессии, гнева, которые постепенно угасают. У детей второй группы сроки нормализации параметров адаптированности несколько увеличиваются; остается страх ухода мамы и незначительное снижение эмоционального фона, уровня двигательной активности из-за прихода части этих детей в сад после болезни. У низко адаптированных малышей эмоциональный фон полностью не восстанавливается, наблюдаются вспышки гнева.

6. В процессе данного исследования выявлены инновационные технологии оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста. Они включают организацию работы в рамках трех этапов: доадаптационного, адаптационного и постадаптационного с применением практики здоровьесберегающей деятельности. Их целью является повышение степени адаптированности детей к условиям ДОУ посредством влияния на качество общения с родителями и детьми на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Эффективность применения программы социальной адаптации малышей подтверждена экспериментально, с применением диагностики.

. В качестве основных критерии  адаптированности к условиям  ДОУ нами рассматриваются: 1. эмоциональное  состояние (отрицательные и положительные эмоции, агрессия, страх, и т. д.), 2. познавательная деятельность, 3. социальные контакты, 4. двигательная активность, 5. засыпание, сон, 6. аппетит, 7. отсутствие нервно-психических нарушений.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Авдеева, Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. [Текст] / Н.Н. Авдеева// Вопросы психологии. 1997, № 4.

2. Аксарина,Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст]/ Н.М. Аксарина М.: Просвещение, 1981.-176с.

3. Алямовская ,В.Г. Ясли это серьезно. [Текст]/ В.Г. Алямовская - М.: Линка-пресс, 1999.- 143с.

4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. [Текст]/ Г.А.Балл// Вопросы психологии. 1989, № 1.

5. Баркан ,А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. [Текст]/ А.И. Баркан М.: Пресс, 2000.- 231с.

6. Бойчева,В.С. Семья, ребенок, детский сад. [Текст]/ В.С. Бойчева // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с.62-66.

7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. [Текст]/ Л.И. Божович М.: Акадамия, 1995.- 342с.

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению