Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………
На первом этапе (доадаптационном) был выбран метод исследования - опрос родителей
Таблица 1 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка |
Параметры |
Оценка в баллах |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
3 2 1 |
Как засыпает Ваш ребенок? |
Быстро, до 10 минут Медленно |
3 1 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
3 1 |
Какова длительность сна? |
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
3 2 1 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? |
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой |
3 2 1 |
Просится ли на горшок? |
Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый |
3 2 1 |
Как относится к высаживанию на горшок? |
Положительно Отрицательно |
3 1 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? |
Нет Есть (какие именно?) |
3 1 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? |
Проявляет Только в привычной обстановке |
3 2 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? |
Проявляет Недостаточно Не проявляет |
3 2 1 |
Инициативен ли в игре? |
Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть |
3 2 1 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми |
3
2 1 |
Инициативен ли в отношении с детьми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
3
2 1 |
Был ли опыт разлуки с близкими? |
Нет Да |
1 2 |
Как перенес разлуку? |
Очень тяжело Спокойно |
1 3 |
Исходя из анализа ответов на
вопросы анкеты, можно сделать
выводы об уровне готовности ребёнка
к поступлению в детское
3 – 2,6 балла – готов к поступлению в детский сад;
2,5 – 2 балла – готов условно;
2 – 1,6 балла – не готов.
Результаты проведенного опроса приводим в таблице
№ группы |
Количество детей готовых к поступлению в детский сад |
Количество детей готовых условно |
Количество детей не готовых к поступлению в детский сад |
91 |
4 |
7 |
4 |
92 |
3 |
8 |
4 |
Результаты опроса родителей свидетельствуют
о том что на начало посещения
дошкольного учреждения , готовность
детей из контрольной и
4.Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения проводилось спустя месяц от начала посещения детьми детского сада
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада использовалась методика «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов выступают воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит
Эксперты оценивали поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1. Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен,
+2. Улыбается, настроение хорошее,
+1. Иногда задумчив, замкнут.
–1. Легкая плаксивость.
–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм,
–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже будучи вовлечен в игру.
–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит
–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
–3. Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит,
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации.
Таблица 2. Сводные результаты диагностики
Уровень адаптации |
Экспериментальная группа 92 |
Контрольная группа 91 | |||
абс. |
% |
абс. |
% | ||
Высокий |
2 |
14 |
0 |
0 | |
Выше среднего |
2 |
14 |
2 |
14 | |
Средний |
7 |
44 |
9 |
58 | |
Ниже среднего |
2 |
14 |
2 |
14 | |
Низкий |
2 |
14 |
2 |
14 | |
Всего |
15 |
100 |
15 |
100 |
Полученные результаты обследования
детей из контрольной и
III этап – контрольная диагностика уровня адаптации проводилась спустя четыре месяца с начала посещения детьми дошкольного учреждения в постадаптационный период.
Было проведено Исследование социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста (методика разработана авторским коллективом д.с. №173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада»»)
Таблица 3
Исследование социально-
№ |
Параметры |
да |
иногда |
нет |
баллы |
1 |
Проявляет свойства характера Веселый Активный Любознательный |
||||
2 |
Отличается долговременной эмоциональной памятью: вспоминает прежние эмоциональные ощущения в разных ситуациях, например, на празднике – весело , при болезни плохо |
||||
3 |
В определенной степени эмоционально сдержан на слова: нужно, нельзя, подожди |
||||
4 |
Не проявляет беспокойства при уходе близкого взрослого |
||||
5 |
Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для его понимания ситуациях |
||||
6 |
Понимает состояние радости или печали взрослого |
||||
7 |
7Оценивает взрослых в |
||||
8 |
Чувствует сильных и слабохарактерных людей, по разному ведет себя с ними: сдерживается , подчиняется или растормаживается, не слушается |
||||
9 |
Легко идет на контакт с незнакомыми взрослыми |
||||
10 |
Радуется веселым играм со взрослыми |
||||
11 |
Радуется, добившись результата при выполнении знакомых действий. |
||||
12 |
Получает эмоциональное удовольствие при слушании знакомых музыкальных произведений, песен, потешек, сказок |
||||
13 |
Радостно с восторгом |
||||
14 |
Эмоционально реагирует на красивое |
||||
15 |
Легко переключается с одного эмоционального состояния на другое |
||||
16 |
Плачет выражает беспокойство при нарушении режима привычных условий |
||||
17 |
Интересуется действиями других детей |
||||
18 |
Легко взаимодействует со сверстниками (уступает игрушки, отдает свои) |
||||
19 |
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственнымудачам |
Да – 2 балла; иногда – 1 балл; нет – 0баллов
Результаты:
0-19 баллов: низкий уровень развития
(неуравновешенное
19-30 баллов: средний уровень (эмоционально сдержанный)
31-42 балла: высокий уровень (ребенок находится в бодром эмоциональном состоянии)
Результаты контрольной
Уровни социально- |
низкий |
средний |
высокий |
Контрольная группа 91 |
2 |
10 |
3 |
Экспериментальная группа 92 |
1 |
5 |
9 |
Данное исследование выявило, что дети экспериментальной группы в которой проводилась систематическая работа по программе социальной адаптации заметно опередили своих сверстников из контрольной группы по социально-эмоциональному развитию, что подтверждает правильность выбранной программы. И если диагностика, проводимая в адаптационный период не выявила явного преимущества в развитии детей из экспериментальной группы, в силу того, что в период острой фазы адаптации на процессы развития оказывают сильное влияние индивидуальные особенности детей, то диагностика проведенная в постадаптационный период явно показывает все преимущества выбранной программы.
Заключение
1. Актуальность проблемы
2. Сущность и содержание понятия
социально-психологической
3. Анализ литературы позволил
обобщить и сформулировать ряд
факторов и критериев
4. Показано, что адаптация к условиям
ДОУ у детей происходит по-
5. Анализ подтверждает более быстрое прохождение периода адаптации детьми первой группы. Об этом свидетельствует восстановление большинства критериев адаптированности. Но у них остается страх разлуки с близкими и защита в виде агрессии, гнева, которые постепенно угасают. У детей второй группы сроки нормализации параметров адаптированности несколько увеличиваются; остается страх ухода мамы и незначительное снижение эмоционального фона, уровня двигательной активности из-за прихода части этих детей в сад после болезни. У низко адаптированных малышей эмоциональный фон полностью не восстанавливается, наблюдаются вспышки гнева.
6. В процессе данного исследования выявлены инновационные технологии оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста. Они включают организацию работы в рамках трех этапов: доадаптационного, адаптационного и постадаптационного с применением практики здоровьесберегающей деятельности. Их целью является повышение степени адаптированности детей к условиям ДОУ посредством влияния на качество общения с родителями и детьми на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Эффективность применения программы социальной адаптации малышей подтверждена экспериментально, с применением диагностики.
. В качестве основных критерии
адаптированности к условиям
ДОУ нами рассматриваются: 1. эмоциональное
состояние (отрицательные и
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились эмпирическими данными.
Литература
1. Авдеева, Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. [Текст] / Н.Н. Авдеева// Вопросы психологии. 1997, № 4.
2. Аксарина,Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст]/ Н.М. Аксарина М.: Просвещение, 1981.-176с.
3. Алямовская ,В.Г. Ясли это серьезно. [Текст]/ В.Г. Алямовская - М.: Линка-пресс, 1999.- 143с.
4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. [Текст]/ Г.А.Балл// Вопросы психологии. 1989, № 1.
5. Баркан ,А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. [Текст]/ А.И. Баркан М.: Пресс, 2000.- 231с.
6. Бойчева,В.С. Семья, ребенок, детский сад. [Текст]/ В.С. Бойчева // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с.62-66.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. [Текст]/ Л.И. Божович М.: Акадамия, 1995.- 342с.