Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

8. Большой толковый психологический словарь. М.: Вече, Аст, 2000.- 635с.

9. Буре ,Р.С.,. Воспитатель и дети.  [Текст]/.:Р.С. Буре, Л.Н. Островская Просвещение, 1985. -126с.

10. Васильева, Е.С. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. [Текст]/ Е.С.Васильева // Дошкольное воспитание. 2006, № 10, с.45-47.

11. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. [Текст]/ Н.Д Ватутина М.: Просвещение, 1983.-79с.

12. Волков ,Б. С. Детская психология в вопросах и ответах. [Текст]/ Б.С. Волков М.: ТЦ Сфера, 2002.- 178с.

13. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. [Текст]/ Е.Б. Волосова, М.: Просвещение, 1999.- 113с.

14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. [Текст]/ Л.С. Выготский СПб.: Союз, 1997. -204с.

15  .Галигузова,JI.H. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. [Текст]/ Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание, 1988, №6, с.45

16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер М.: Масс-Медиа, 1995.- 236с.

17. Давыдова ,О.И. Адаптационные группы в ДОУ. [Текст]/ О.И. Давыдова, А.А. Майер М.: ТЦ Сфера, 2005.- 103с.

18. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. [Текст]/  М.: Гардарики,2001.- 275с.

19. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]/ Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание. 2004, № 1, с.60-68.

20. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития. / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. - М.: Просвещение, 2001.- 136с.

21. Дубровина ,И.В. Семья и социализация ребенка. [Текст]/ И.В. Дубровина // Мир психологии, 1998, январь-март №1(13).

22. Жадинец,Н.М. Ребенок идет в детский сад. [Текст]/Н.М. Жадинец // Дошкольное воспитание. 1990, №5.

23. Захаров ,А.И. Неврозы у детей. [Текст]/ А.И. Захаров СПб.: Дельта, 1996. – 84с.

24. Зубова, Г.Г. Первый раз в детский сад. [Текст]/ Г.Г Зубова// Управление ДОУ. 2003, № 6, с.67.82.

25. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. [Текст]/  М.М.Кольцова : Просвещение, 1985. – 154с.

26. Кононенко, E.JI. В мире раннего детства. [Текст]/ Е.Л.Кононенко Киев: Рад. школа, 1985.- 164с.

27. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей  до трех лет. [Текст]/ Г.Г. Григорьева и др. – М.:Просвещение, 2000.-256с.

28 Иванова,Н.В. Социальная адаптация  малышей в ДОУ. [Текст]/ Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицина, Е.Ю.Якупова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

29. Заводчикова,О.Г. Адаптация ребенка  в детском саду. [Текст]/ О.Г. Заводчикова- М.: Просвещение, 2007. – 79с.

30. Борисенко, М.Г. Комплексные  занятия с детьми раннего возраста. [Текст]/ М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина – СПб.:»Паритет», 2004. – 112с.

31.Зворыгина, Е.В. Я играю! Пособие  для воспитателей и родителей.  [Текст]/ Е.В. Зворыгина. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010.- 112с.

32. Губа, Г.И. Комплексные развивающие  занятия для детей раннего  возраста –от1.5 до 3 лет. Учебно-методическое  пособие. [Текст]/ Г.И. Губа . – М. Педагогическое общество России, 2005.- 80с.

33.Практический опыт здоровьесберегающей  деятельности в ДОУ. [Текст]/ Авт.-сост. А.К. Сундукова и др. – М. АРКТИ, 2010 – 104с.

34. Севостьянова, Е.О. Дружная семейка:  программа адаптации детей к  ДОУ. [Текст]/ Е.О. Севостьянова.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- 128с.

35.Теплюк, С.Н. Актуальные проблемы  развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]/ С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 144с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет (автор О.Г. Заводчикова)

Пришел Петрушка

Материал. Игрушка Петрушка. Погремушки

Ход игры. Воспитатель приносит игрушку  Петрушку, рассматривает его с  детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками , радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует  получить пузыри покачивая палочкой, не дуя в нее. Считает , сколько  пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету пузыри. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

Хоровод

Ход игры. Воспитатель ходит с детьми по кругу взявшись за руки и приговаривая: Вокруг розовых кустов

Среди травок и цветов

Кружим , кружим хоровод.

До того мы закружились

Что на землю повалились!

Бух!

Прячем мишку

Материал. Большая игрушка

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую детям игрушку так , чтоб ее немного было видно. Затем спрашивает, где она и вместе с детьми ищет ее. В следущий раз прячет ее так, чтоб было сложнее ее найти.

Солнышко и дождик.

Ход игры. Дети присаживаются на стульчики  и смотрят в окошко. Воспитатель  говорит: «Выглянуло солнышко, можно  идти гулять! Дети бегают по площадке.. По сигналу «дождик! Скорее домой!»  бегут на свои места, и присаживаются на стульчики. Игра повторяется.

Догонялки

Материал. Кукла средних размеров

Ход игры. Кукла говорит детям, что  хочет поиграть в догонялки. Воспитатель  побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, радуется, что нашла, обнимает и говорит «Вот мои ребятки»

Собирание сокровищ

Материал. Корзина

Ход игры. На прогулке воспитатель  собирает вместе с детьми сокровища: камушки, стручки, веточки, листья и  складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес. Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины

Делаем коллаж

Материалы. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и.т.д.

Ход игры

Воспитатель расстилает на столе большой  лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта и передает ребенку, чтобы тот наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтоб все могли любоваться.

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки  нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-каталку и говорит: « Маша едет на лошадке, нн-но.2 Ребенок повторяет:  «Нно-нно,». Воспитатель: «Чтоб лошадка бежала быстрей, громко скажи ей: «Нно-Нно беги лошадка». Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно.

Подуй на шарик, подуй на вертушку.

Материалы. Воздушный шарик, вертушка

Ход игры. Воспитатель показывает как надо дуть на воздушный шарик, чтоб он высоко взлетел, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтоб она завертелась. Ребенок повторяет.

Забава с увеличительным стеклом

Материал. Увеличительное стекло.

Ход игры. На прогулке воспитательдает  ребенку травинку. Показывает как  смотреть на нее через лупу. Прогуливаясь по участку, можно рассмотреть цветок, кору дерева, рассмотреть кусочек земли, насекомых и.т.д.

Чертим разные фигуры

Материал. Принадлежности для рисования.

Ход игры. Воспитатель садится с  ребенком за стол. Рисует на бумаге круг, говорит малышу: «какая хорошая получилась картинка!». Затем помогает ребенку рисовать различные фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: «какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает малышу действовать с карандашом самостоятельно.

Собираем игрушки.

Ход игры. Воспитатель приглашает ребенка помочь собрать разбросанные игрушки в которые он играл. Во время складывания игрушек, напевает песенку: «Мы игрушки собираем, мы игрушки убираем, тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на  место убираем!»

Передай колокольчик

Материал. Колокольчик

Ход игры. Дети сидят на стульях  полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову , будет звонить в колокольчик. Таня, иди возьми колокольчик. Ребенок встает на место взрослого и звонит в колокольчик. Затем зовет другого ребенка по имени, или показывает рукой.

Мяч в кругу.

Материал. Мяч

Ход игры. Дети садятся на пол в  круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает,  как  отталкивать мяч двумя рукам , чтоб он катился в нужном направлении

Бегом к дереву.

Ход игры. В двух трех местах участка привязаны цветные ленты. Воспитатель обращает внимание детей на них, и говорит: «Я хочу побежать к дереву.». Дети бегут вместе с воспитателем. После этоговзрослый предлагает малышам самостоятельно побежать к дереву , двери, и.т.д на котором висит ленточка.

Мы топаем ногами.

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии, чтоб при игре не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно ,с расстановкой , давая детям  возможность сделать то, о чем  говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаемруками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем,

И ходим мы кругом!

Водят хоровод, через некоторое  время воспитатель говорит : «Стоп!». Все останавливаются. Затем игра повторяется.

Чудесные камешки

Материал. Камешки, по два на каждого  ребенка.

Ход игры. Раздать детям по два  камешка и пригласить поиграть ими: постучать камешки друг об друга; и.т.д.

 

Приложение Б

Алгоритм проведения игр по программе социальной адаптации малышей (Н.В. Иванова)

День недели

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

1

2

3

4

понедельник

Поддержать эмоционально-комфортное состояние ребенка.

Обеспечить эмоционально положительное  общение педагога с детьми во время  умывания

Музыкальное упражнение «Вот так, хорошо.»

«Звучащие игры»

 

Потешки для новичков.

«Погремушечка , играй»

Многократно повторять. Эмоционально вовлекать детей в игру. Использовать для проведения игр шумовой материал: бумагу, ключи, металлические крышки, ложки, крупы

вторник

Познакомить и сближать детей друг с другом

«Солнышко и дождик», «Кот в гости  к нам пришел», «Догони зайчика», «Мячик», «Лошадка»

 

 

 

 

 

Использовать атрибуты и музыкальное  сопровождение

1

2

3

4

среда

Формировать доверительные отношения  между воспитателем и детьми. Создавать хорошее настроение у детей, развивать речь, взаимодействие взрослого и ребенка

«Пляска с платочками», «Веселая пляска», «Мотыльки», «Воронята», потешки при  кормлении

Использовать музыкальное сопровождение

четверг

Формировать чувство доверия к  воспитателю через организацию тактильного контакта. Преодолевать отчуждение между воспитателем и ребенком, снижать чувство страха в общении с малознакомыми людьми.

«Игра с бубном»

«Твои пальчики», «Киски просыпаются», потешки-мирилки

Работать индивидуально и по подгруппам

пятница

Развивать у ребенка психологическую  автономность и самостоятельность

«Гуляка» - игра на самопознание, «Непослушные котята».

Игры с тестом

Работать индивидуально и по подгруппам


 

 

Приложение В

Общение детей в системе «ребенок раннего возраста – старший дошкольник» (Н.В. Иванова)

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

Вызвать у детей интерес к  детям старшеговозраста. Формировать  положительное эмоциональное отношение  к межвозрастному взаимодействию

Приход детей старшей группы к малышам. Внесение игрушек и их обыгрывание. Оказание помощи малышамв проведении гигиенических процедур

Работать индивидуально и по подгруппам. Эмоционально вовлекать  детей в игру

Поддерживать интерес к взаимодействию с детьми старшего возраста. Снять  отчуждение передмалознакомыми детьми и взрослыми

Приход малышей в группу к  старшим детям. Игровая ситуация «Путешествие по группе». Мотивация на следующую встречу

Работать подгруппами, использовать музыкальное сопровождение

Развивать желание действовать  в игровой ситуации с детьми старшего дошкольного возраста

Приход малышей в группу к  старшим детям. Игры, направленные на стимуляцию общения с детьми старшего возраста, познание себя и других. Совместная деятельность, организуемая старшими детьми.

Использовать атрибуты и музыкальное сопровождение


 

 

Приложение Г

Список детей 91группы (контрольная)

№ п.п.

Фамилия Имя

Возраст на момент поступления

1

Азимов Ильяс

2.9

2

Доронина Лера

2.7

3

Костькин Дима

2.6

4

Лебедев Никита

2.7

5

Мухаметжанова Арина

2.6

6

Некрасов Кирилл

2.8

7

Назарова Милана

1.11

8

Панарина Катя

2.8

9

Разубаев Кирилл

2.5

10

Смирнова Даша

2.10

11

Тимерьянов Никита

2.7

12

Хабибулин Амир

2.5

13

Чебаков Никита

2.6

14

Эм Вадим

2.4

15

Яэмурд Оля

2.9


 

Список детей 92группы (экспериментальная)

№ п.п.

Фамилия Имя

Возраст на момент поступления

1

Агасьев Миша

2.6

2

Буртасова Ксюша

2.7

3

Войцехов Матвей

2.9

4

Гвоздиков Дима

2.9

5

Маяцкий Стас

2.8

6

Мезитова Вероника

2.9

7

Митричев Дима

2.8

8

Никитенкова Даша

2.8

9

Прядилов Митя

2.4

10

Сергеева Вика

2.10

11

Сергеева Наташа

2.9

12

Симутин Егор

2.8

13

Сидоркина Ксюша

2.6

14

Сурудин Кирилл

2.6

15

Хоцанян Тигран

2.5

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению