Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой [11] у немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7—10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума.

По характеру поведения при  поступлении в детский сад  детей условно можно разделить  на три группы.

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку  с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Характер и длительность адаптации  зависят и от жизненного опыта  малыша.

Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и  дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая, когда впустят и окажут радушный прием. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись  от всего света; их круг общения резко  ограничен. Во время прогулок мама обходит  стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую  болезнь.

В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. Это характерно для семей, живущих в загородных коттеджах. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.

Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в  чужой обстановке, ребенок может  быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т. д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно  отметить в стабилизации эмоциональной  сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время [12].

По мнению кандидата педагогических наук С.Н. Теплюк дошкольное учреждение служит пространством для адаптации малыша к новым условиям. Она считает, что у всех детей в возрасте от 1 до 3лет наблюдается ярко выраженное дезадаптационное состояние. Дезадаптация – состояние человека при интеграции в социум, сопровождающееся глубокими нарушениями психофизического здоровья. Теплюк предлагает рассматривать социальную адаптацию как медико-психолого-педагогическую проблему.

Характер и длительность адаптации  зависят от ряда обстоятельств, таких  как: индивидуально-типологические особенности  детей, жизненный опыт малыша, возраст ребенка. Оптимальный возраст привыкания к дошкольному учреждению 3,5-4 года, однако к услугам дошкольных учреждений родители в основном обращаются, когда детям исполняется 1год и 6месяцев – 2года.

Адаптация в этом возрасте, как уже упоминалось выше связана с высоким уровнем фрустрации.

Взаимодействие ребенка с окружающей действительностью должно осуществляться при условии четко выстроенной  системы потребностной структуры  малыша, которую можно представить  в виде иерархической лестницы. Ступени иерархической лестницы можно представить следующим образом:

1-я ступень: ребенок+мама

2-я ступень: ребенок+мама+другие  взрослые

3-я ступень: ребенок+взрослые+ближайшее  окружение

4-я ступень: ребенок+взрослые+дети

1-я ступень  является основой иерархической лестницы, при отрывании ребенка, находящегося на этой ступени, от мамы, происходит расшатывание этой основы.

На 2-ой ступени  связи ребенка с разными взрослыми  расширяются, и это хороший повод  воспитателю для налаживания  положительных взаимоотношений с малышом. Доброжелательные отношения мамы с педагогом помогают малышу легче наладить контакт  с новым взрослым.

Обретя  доверие воспитателя, малыш заметно  расслабляется и начинает проявлять  интерес к предметам ближайшего окружения, то есть переходит на 3-ю ступень. Формирование правильных отношений между сверстниками, т.е. 4-я ступень – одна из заключительных задач воспитательного процесса в период адаптации.

В.Г. Алямовская обращается к проблеме адаптационного периода в своей книге «Ясли  – это серьезно».  Она считает основными критериями адаптации: поведенческие реакции,  уровень нервно-психического развития, заболеваемость и течение болезни. При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции, примерно через 2-3 недели, не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений. Если поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет , то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана. Исключение составляют дети из семей гиперопеки, а также дети из семей где ими мало интересуются. Такие дети требуют особого подхода. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. К общему режиму каждый привыкает постепенно. По мере адаптации к условиям яслей начинается планомерная и целенаправленная работа по развитию и воспитанию детей. Для этого необходимо узнать индивидуальные особенности ребенка, степень соответствия его физического и нервно-психического развития возрастным критериям, направленность его влечений и интересов. Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей должна конкретизироваться по четырем основным направлениям: 1. Лечебно-профилактическая работа, 2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка, 3. Оздоровительная направленность педагогического процесса, 4. Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей из проблемных семей. Остановимся подробнее на оздоровительной направленности педагогического процесса. Алямовская считает актуальным разработку и внедрение сберегающих здоровье образовательных технологий. Конкретно это находит выражение в следующем: составление адаптивных образовательных программ с учетом специфики развития и индивидуальных особенностей, состояния здоровья детей; организация индивидуально-поточных занятий, которые позволяют избежать усредненного подхода к ребенку и активно с ним взаимодействовать; расширение зоны контактов ребенка со взрослыми; создание учебного комплекса, специально оборудованного для занятий с детьми раннего возраста; введение в образовательную программу валеологических аспектов; предоставление детям максимально возможной свободы и создание условий для самореализации.

Основными направлениями в развитии детей  раннего возраста Алямовская считает  физическое, сенсорное и речевое. В физическом развитии детей основное внимание следует обращать на совершенствование сердечно-сосудистой, иммунной систем и тренировку терморегуляционного аппарата.

правильной  ходьбы и бега, приемам работы на несложных спортивных снарядах.  В речевом развитии самым важным является стимулирование активной речи, за счет обогащения словаря, интенсивной работы по совершенствованию артикуляционного аппарата, расширению пространства общения. Для развития сенсорных способностей необходимо создание специфических условий, погружающих ребенка в мир ощущений. Для этого соответствующим образом проектируется предметно-развивающая среда.

Основная  идея в работе с детьми раннего  возраста – это идея создания особым образом организованного для  них жизненного пространства, в котором  создается максимум условий , чтобы как можно быстрее адаптироваться к новому миру, окружающему теперь малышей.

Основным  содержанием педагогической технологии, отличной от традиционной являются:

- полноценное  физическое развитие детей и  воспитание с раннего возраста  привычек здорового образа жизни;

- оздоровительная  направленность образовательного  процесса;

- оптимизация  условий развития ребенка через организацию социальной развивающей среды;

- направленность  образовательного процесса на  целостное развитие личности  ребенка;

- создание  условий для упражнения и закрепления  правилосообразного, нормативного  поведения

- удовлетворение  свободы выбора ребенка, предполагающих  при организации познавательной  деятельности опору на его  влечения, самостоятельность и активность.

При решении проблем адаптации Алямовская считает разумным ввести в практику дошкольного учреждения элементы семейного воспитания: возможность делать то, что хочется, большую степень свободы и самостоятельности, больший объем общения, его эмоциональную окрашенность, ласку, взаимоотдачу.

Н.Д. Ватутина занимаясь вопросами адаптации детей к условиям дошкольного учреждения предлагает выделить три группы адаптации в зависимости от уровня развития потребности в общении у ребенка. Первая группа – это дети, у которых, преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты.  Вторая – это дети , у которых уже сформировались потребности в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместныхс ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Третья группа – это дети , испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми. Потребность детей первой группы в ласке , внимании трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно с осложнениями от 1 до 3-х месяцев. Дети второй группы быстрее проходят процесс привыкания, примерно за 10-20 дней. А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных, самостоятельных действиях  и общении со взрослыми процесс привыкания длится от3-х до 10-и дней.

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению