Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение по мнению Ватутиной  при поступлении в детский  сад имеют: физическая подготовленность ребенка, сформированность необходимых  культурно-гигиенических  навыков  и привычек, навыков самообслуживания, умение общаться с окружающими взрослыми и детьми.

 Н.Д. Ватутина предлагает педагогические правила введения детей в условия общественного воспитания:

1. Необходимо учитывать органические  потребности ребенка в еде,  питье, туалете и сне.

2. Приучать ребенка ко всему новому постепенно.

3. Необходимо единство и постоянство  требований со стороны всех  лиц, занимающихся воспитанием  ребенка.

4. Требования, предъявляемые к ребенку  должны быть посильны и выполнимы.

5. Необходимо создавать у ребенка  установку на все предстоящие режимные моменты.

6. Все режимные процессы должны  проводиться спокойно, без лишней  суеты, без причинения ребенку  неприятных впечатлений.

7. Нельзя заставлять детей долго  ждать чего-либо.

8. Важно приучать ребенка к  активному участию в режимных процессах. Все что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно.

 О.Г. Заводчикова считает, что адаптационный период можно разделить на три этапа. Первый этап – подготовительный, начинать его следует за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Ответственность за проведение данного этапа ложится в основном на семью. Второй этап – основной. Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Первые шаги в детский сад ребенок делает вместе с мамой, затем ребенка начинают оставлять на 2-3 часа, затем оставляют на сон. В процессе привыкания малыша в первую очередь нормализуется настроение, затем аппетит, и в последнюю очередь сон. Третий этап – заключительный. Ребенок окончательно привыкает к условиям дошкольного учреждения.

Факторы влияющие на адаптацию по мнению Заводчиковой следующие:

Состояние здоровья и уровень развития ребенка

Возраст малыша. Дети до полутора лет  труднее всего переносят разлуку  с близкими.

 Биологические и социальные  факторы.

Уровень тренированности адаптационных  возможностей

Выводы по первой главе

Проведя анализ различных точек  зрения на проблему адаптации, можно сделать вывод что сущностью адаптации является оптимальное сочетание устойчивости с изменчивостью, которое осуществляется на уровне способов  взаимодействия человека со средой и на уровне адаптивных механизмов.

При рассмотрении процесса адаптации человека исследователями выделяется три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, подразумевая при этом физиологическую, психическую и социальную адаптацию. Психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации имеют, прежде всего, психическую природу. 

Социальная адаптация определяется в самом общем виде как процесс  приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды.  Любой вид социальной адаптации включает социально-психологический аспект  (т. к. социальная среда, с точки зрения структуры, подразделяется на предметную и личностную). Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения, подчеркивают тесную связь    социальной адаптации и социализации личности,  а также важность принятия индивидом социальной роли.

В ходе рассмотрения выявлен смысл понятия адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям (детскому саду). Адаптация происходит в несколько этапов. Не маловажным условием для успешной адаптации ребенка является активное участие родителей и воспитателей детского сада.

Дети раннего возраста уязвимы и не приспособлены к изменяющимся условиям. Следует учитывать уровень развития таких детей в этом возрасте и с этим учетом структурировать работу с детьми.

Особенностью педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста является всестороннее развитие ребенка, создание для него комфортной атмосферы, приближенной к домашней.

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование особенностей адаптации  детей раннего возраста к  дошкольному учреждению

2.1Технологии адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

О.Г. Заводчикова в своей книге «Адаптация ребенка в детском саду» по программе «Из детства в отрочество» определяет следующие условия успешной адаптации: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; работа с родителями, которую желательно начинать еще до поступления ребенка в детский сад; правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающий игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Первые игры должны быть фронтальными, чтоб ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Список игр предлагаемый О.Г. Заводчиковой см. в приложении № 1

Разработанная Е.О. Севостьяновой  программа адаптации детей  «Дружная семейка» содержит теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Она включает игры, упражнения, задания для занятий родителей с детьми. Кроме того в нее входит ряд тематических консультаций для родителей.

Задачи , решаемые данной программой:

Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ  и в семье.

Оказывать квалифицированную консультативную  и практическую помощь родителям  по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ

Формировать у ребенка чувство  защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

Программа рассчитана на 15 недель, ее отличительной особенностью является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, реализуется она в такой форме , как семейная адаптационная группа. В такую группу дети приходят вместе с родителями. Здесь ребенок имеет возможность находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью, страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению происходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтоб как можно меньше травмировать ребенка. Этой цели и служит программа «Дружная семейка».

Н.В. Иванова в сотрудничестве с  коллегами ( О.Б. Кривовицина, Е.Ю. Якупова ) разработала комплексную программу  психолого-педагогического сопровождения  социального развития детей раннего возраста. По мнению коллектива этих авторов, адаптационный период не ограничивается временными рамками в 1-2 месяца, как предлагается в большинстве программ. Весь период раннего детства рассматривается ими как время социальной адаптации-интеграции ребенка в новую социальную группу и социальное  пространство ДОУ в целом. Инновационный проект «Гуманизация социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ» был внедрен и апробирован на базе МДОУ «Центр развития ребенка» г. Череповец. Основной целью проекта является создание педагогической среды , направленной на формирование у детей раннего возраста основных новообразований социального развития. Данный проект предусматривает организацию работы в рамках трех этапов:

- доадаптационный период. Задача этого этапа- обеспечивать условия для оптимизации периода социальной адаптации ребенка раннего возраста.

- адаптационный. Его цель –  оказать психолого-педагогическую  поддержку детям, родителям, педагогам.

- постадаптационный. На данном  этапе решаются задачи формирования основных новообразований социального развития.

В доадаптационный период происходит знакомство семьи с помещением группы, психолого-педагогическое просвещение  родителей в подготовке ребенка  к детскому саду, знакомство педагога с ребенком в детском саду, включение детей и родителей в игры, способствующие накоплению детьми опыта общения малознакомыми людьми, изучение индивидуальных особенностей ребенка, установление эмоционального контакта педагога с ребенком.

Содержание работы в рамках адаптационного периода должно обеспечить эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем. Дать положительный эмоциональный заряд помогут игровые моменты специально подобранные по дням недели. Алгоритм проведения игр см. приложение №2

Основная задача работы в постадаптационный  период  - обеспечить ребенку условия  для накопления уникального опыта  первичной социализации. Одним из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте является формирование чувства доверия к миру. Своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации ребенка в дальнейшем. Для реализации задач в данном направлении работы предлагаются:

- занятия в форме игровых  сюжетов по освоению социального  пространства 

- занятия по межвозрастному  общению для накопления опыта  социальных коммуникаций.

Первые построены на игровом  сюжете, который включает подвижные  игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения.  Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх. На занятиях по межвозрастному общению главными учителями по ознакомлению малышей выступают дошкольники, которые на более понятном языке знакомят их с социальным миром. Таблицу «Содержание общения детей в системе «ребенок раннего возраста – старший дошкольник»» см. приложение №3

 

Авторским коллективом во главе  с А.К. Сундуковой была разработана  система здоровьесберегающей деятельности в детском саду, концептуальными положениями которой являются:

- комплексный гуманитарный подход  к оздоровлению ребенка ( Ю.Ф.  Змановский)

- подходы к организации физкультурно-оздоровительной  работы с преобладанием циклических,  прежде всего беговых упражнений  и особенно их комбинаций (Ю.Ф. Змановский)

- содержание , формы развивающей  двигательно -игровой деятельности  и принципы оздоровительной работы  с детьми (В.Т.Кудрявцев)

- рациональное сочетание разных  видов занятий (М.А. Рунова)

- Индивидуально-дифференцированный принцип организации двигательной активности (В.Г. Алямовская)

Оздоровительная работа  в данной системе включает: организацию закаливающих мероприятий и лечебно-оздоровительных  мероприятий.

К закаливающим мероприятиям относят : двигательную активность на воздухе, воздушные ванны после сна, ходьба босиком, ходьба по рефлексогенной дорожке, ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой. К лечебно-оздоровительным : витаминотерапия, ароматерапия, кислородный коктейль, массаж, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики

В оздоровительный режим также  вводятся элементы кинезотерапии, преобладающие  в танцах в кругу, минутки социально-эмоциональной  направленности: «минутки открытий», «минутки добра», «минутки шалости». В целях  развития двигательного воображения  проводятся имитационные игры и упражнения, позволяющие ребенку естественно преображаться и расслабляться. Утренняя гимнастика проводится  как эмоционально-стимулирующая гимнастика и имеет следующие формы: образная гимнастика с использованием имитационных движений, стихов; танцевально-ритмическая гимнастика; гимнастика в форме подвижных игр, гимнастика смешанного типа.

Гимнастика после сна включает в себя следующие компоненты: разминка в постели, ходьба по рефлексогенной дорожке, самомассаж стоп, ладоней и пальчиков, произвольная ритмическая гимнастика под музыку.

Физкультурные занятия кроме традиционного  типа проводятся как игровые занятия, построенные на основе разнообразных подвижных игр; сюжетно-игровые занятия построенные на целостной сюжетно-игровой ситуации; занятия построенные на танцевальном материале.

Структурирование образовательного процесса строится на основе здоровье сберегающей доминанты:

- введение терапевтических мероприятий

- использование комплексных занятий

- личностно-ориентированное образование

- интеграция содержания образовательной  деятельности в едином поле  знаний (через метод тематического  погружения в игровую деятельность)

Изучив вышеизложенные программы, мы поставили перед собой задачу обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. За основу нами была взята программа социальной адаптации авторского коллектива под руководством Н.В. Ивановой, к которой мы добавили практический опыт здоровье сберегающей деятельности в ДОУ А.К. Сундуковой , выбрав подходящие для детей раннего возраста технологии.

 

 

 

2.2 Программа исследования особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

В исследовании принимали участие 30 воспитанников детского сада в возрасте 2-3 года, 15 чел. – контрольная группа и 15чел.  – экспериментальная. Списки детей и возраст на момент поступления см. приложение №4

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению