Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия: меняется режим, характер питания, температура помещения, социальное окружение, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процессов адаптации……...5
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
1.1. Понятия адаптации, адаптационного стресса в работах …………….5
отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к…………………….
дошкольному учреждению .
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего………….
возраста к дошкольному учреждению.
2.1 Выявление уровня готовности детей раннего возраста………………
к условиям дошкольного учреждения.
2.2 Разработка программы адаптации детей раннего…………………..
возраста к дошкольному учреждению.
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Приложение……………………………………………
Особое значение по мнению Ватутиной при поступлении в детский сад имеют: физическая подготовленность ребенка, сформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и привычек, навыков самообслуживания, умение общаться с окружающими взрослыми и детьми.
Н.Д. Ватутина предлагает педагогические правила введения детей в условия общественного воспитания:
1. Необходимо учитывать
2. Приучать ребенка ко всему новому постепенно.
3. Необходимо единство и
4. Требования, предъявляемые к ребенку
должны быть посильны и
5. Необходимо создавать у
6. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных впечатлений.
7. Нельзя заставлять детей долго ждать чего-либо.
8. Важно приучать ребенка к активному участию в режимных процессах. Все что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно.
О.Г. Заводчикова считает, что адаптационный период можно разделить на три этапа. Первый этап – подготовительный, начинать его следует за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Ответственность за проведение данного этапа ложится в основном на семью. Второй этап – основной. Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Первые шаги в детский сад ребенок делает вместе с мамой, затем ребенка начинают оставлять на 2-3 часа, затем оставляют на сон. В процессе привыкания малыша в первую очередь нормализуется настроение, затем аппетит, и в последнюю очередь сон. Третий этап – заключительный. Ребенок окончательно привыкает к условиям дошкольного учреждения.
Факторы влияющие на адаптацию по мнению Заводчиковой следующие:
Состояние здоровья и уровень развития ребенка
Возраст малыша. Дети до полутора лет
труднее всего переносят
Биологические и социальные факторы.
Уровень тренированности адаптационных возможностей
Выводы по первой главе
Проведя анализ различных точек зрения на проблему адаптации, можно сделать вывод что сущностью адаптации является оптимальное сочетание устойчивости с изменчивостью, которое осуществляется на уровне способов взаимодействия человека со средой и на уровне адаптивных механизмов.
При рассмотрении процесса адаптации человека исследователями выделяется три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, подразумевая при этом физиологическую, психическую и социальную адаптацию. Психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации имеют, прежде всего, психическую природу.
Социальная адаптация
В ходе рассмотрения выявлен смысл понятия адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям (детскому саду). Адаптация происходит в несколько этапов. Не маловажным условием для успешной адаптации ребенка является активное участие родителей и воспитателей детского сада.
Дети раннего возраста уязвимы и не приспособлены к изменяющимся условиям. Следует учитывать уровень развития таких детей в этом возрасте и с этим учетом структурировать работу с детьми.
Особенностью педагогического процесса в период адаптации детей раннего возраста является всестороннее развитие ребенка, создание для него комфортной атмосферы, приближенной к домашней.
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
2.1Технологии адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
О.Г. Заводчикова в своей книге «Адаптация ребенка в детском саду» по программе «Из детства в отрочество» определяет следующие условия успешной адаптации: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; работа с родителями, которую желательно начинать еще до поступления ребенка в детский сад; правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающий игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Первые игры должны быть фронтальными, чтоб ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Список игр предлагаемый О.Г. Заводчиковой см. в приложении № 1
Разработанная Е.О. Севостьяновой программа адаптации детей «Дружная семейка» содержит теоретический и практический материал, позволяющий всем участникам педагогического процесса способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Она включает игры, упражнения, задания для занятий родителей с детьми. Кроме того в нее входит ряд тематических консультаций для родителей.
Задачи , решаемые данной программой:
Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье.
Оказывать квалифицированную
Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
Программа рассчитана на 15 недель, ее отличительной особенностью является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, реализуется она в такой форме , как семейная адаптационная группа. В такую группу дети приходят вместе с родителями. Здесь ребенок имеет возможность находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью, страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению происходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтоб как можно меньше травмировать ребенка. Этой цели и служит программа «Дружная семейка».
Н.В. Иванова в сотрудничестве с
коллегами ( О.Б. Кривовицина, Е.Ю. Якупова
) разработала комплексную
- доадаптационный период. Задача этого этапа- обеспечивать условия для оптимизации периода социальной адаптации ребенка раннего возраста.
- адаптационный. Его цель –
оказать психолого-
- постадаптационный. На данном этапе решаются задачи формирования основных новообразований социального развития.
В доадаптационный период происходит знакомство семьи с помещением группы, психолого-педагогическое просвещение родителей в подготовке ребенка к детскому саду, знакомство педагога с ребенком в детском саду, включение детей и родителей в игры, способствующие накоплению детьми опыта общения малознакомыми людьми, изучение индивидуальных особенностей ребенка, установление эмоционального контакта педагога с ребенком.
Содержание работы в рамках адаптационного периода должно обеспечить эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем. Дать положительный эмоциональный заряд помогут игровые моменты специально подобранные по дням недели. Алгоритм проведения игр см. приложение №2
Основная задача работы в постадаптационный период - обеспечить ребенку условия для накопления уникального опыта первичной социализации. Одним из базовых новообразований социального развития в раннем возрасте является формирование чувства доверия к миру. Своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации ребенка в дальнейшем. Для реализации задач в данном направлении работы предлагаются:
- занятия в форме игровых
сюжетов по освоению
- занятия по межвозрастному общению для накопления опыта социальных коммуникаций.
Первые построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх. На занятиях по межвозрастному общению главными учителями по ознакомлению малышей выступают дошкольники, которые на более понятном языке знакомят их с социальным миром. Таблицу «Содержание общения детей в системе «ребенок раннего возраста – старший дошкольник»» см. приложение №3
Авторским коллективом во главе
с А.К. Сундуковой была разработана
система здоровьесберегающей
- комплексный гуманитарный
- подходы к организации
- содержание , формы развивающей
двигательно -игровой
- рациональное сочетание разных видов занятий (М.А. Рунова)
- Индивидуально-
Оздоровительная работа в данной
системе включает: организацию закаливающих
мероприятий и лечебно-
К закаливающим мероприятиям относят : двигательную активность на воздухе, воздушные ванны после сна, ходьба босиком, ходьба по рефлексогенной дорожке, ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой. К лечебно-оздоровительным : витаминотерапия, ароматерапия, кислородный коктейль, массаж, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики
В оздоровительный режим также
вводятся элементы кинезотерапии, преобладающие
в танцах в кругу, минутки социально-
Гимнастика после сна включает в себя следующие компоненты: разминка в постели, ходьба по рефлексогенной дорожке, самомассаж стоп, ладоней и пальчиков, произвольная ритмическая гимнастика под музыку.
Физкультурные занятия кроме традиционного типа проводятся как игровые занятия, построенные на основе разнообразных подвижных игр; сюжетно-игровые занятия построенные на целостной сюжетно-игровой ситуации; занятия построенные на танцевальном материале.
Структурирование
- введение терапевтических
- использование комплексных
- личностно-ориентированное образование
- интеграция содержания
Изучив вышеизложенные программы, мы поставили перед собой задачу обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. За основу нами была взята программа социальной адаптации авторского коллектива под руководством Н.В. Ивановой, к которой мы добавили практический опыт здоровье сберегающей деятельности в ДОУ А.К. Сундуковой , выбрав подходящие для детей раннего возраста технологии.
2.2 Программа исследования особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
В исследовании принимали участие 30 воспитанников детского сада в возрасте 2-3 года, 15 чел. – контрольная группа и 15чел. – экспериментальная. Списки детей и возраст на момент поступления см. приложение №4