Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.
Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография
- распространение и продажа наркотиков.
Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
- видам преступления
(уголовные, административные) и
аморальных поступков (
- уровню или масштабности
отклонения, когда принято говорить
об индивидуальном или
-внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;
- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
1.3Причины девиантного поведения.
Причины девиантного поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.
Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю. А. Клейберг, Т. Р. Алимханова, А. В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.
Биологический фактор выражается в физиологических особенностях подростка, то есть в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).
Психологический фактор заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.
Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л. С. Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, некомпетентная и асоциальная. Г. П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививают социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
З. В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
- отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
- высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании (гиперопека);
- предоставление ребенку из эгоистических соображений излишней самостоятельности;
- хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
А. Е. Личко отмечает, что в 80-е годы ХХ века появились много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. В результате дети становятся черствыми и жестокими. И наоборот, в некоторых семьях из ребенка делают кумира, неумеренно восхваляя и поощряя его за любые успехи.
Б. Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагоприятных семей, способствующих появлению «трудных» детей: с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.
Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи, с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где подростки тратят много времени и сил на поддержание их материального благополучия. Такие семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, случается, в них вырастают нравственно совершенные люди.
Конфликтные семьи. В них родители не замечают недостатков собственного характера; супруги нетерпимы к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держаться оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.
Нравственно неблагополучные семьи. В них отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.
Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Случается, что детям предоставляется полная самостоятельность, ведущая к безнадзорности, или культивирующая у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся родителям образцы поведения, не соответствующее возрастному развитию и др.
Б. Н. Алмазов указывает и на динамику отклоняющегося поведения подростка, вызванную его социальной дезадаптацией. Она имеет три стадии:
- компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремиться снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, переориентируется на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, подросток демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу;
- конфликтно-демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
- внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает конфликты в семье, недостаточную любовь родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и др. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности – а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. В таких условиях он будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают. Способствуют появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, их асоциальное поведение, жестокость и насилие над детьми, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая часть между членами семьи разных поколений.
Встречаются случаи развратных действий и сексуального насилия по отношению к детям. В таких семьях ребенок боится отходить ко сну, его нередко мучают ночные кошмары, энурез, нередки попытки суицида. В таких семьях у детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть половая индифферентность на всю жизнь. Американские ученые установили, что у значительного процента были в детстве интимные связи с отцом.
Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывает не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни. Известны случаи убийств жестоких родителей подростками.
Жестокость по отношению к ребенку подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако в силу сложности проблемы учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом или психотерапевтом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.
В таблице отражены наиболее типичные ущербные взаимодействия родителей и детей в функционально несостоявшихся семьях.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
№ п/п |
Стиль семьи |
Характеристика |
Следствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Попустительско- Снисходительный |
Родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие» либо «мы сами были такими же» |
Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. |
2 |
Позиция круговой обороны |
Родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления не отрезвляет их. Они продолжают искать виновных на стороне. |
Дети в таких семьях мстительны, лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию |
3 |
Демонстративный |
Родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. |
Это приводит к утрате у ребенка чувства стыдливости, раскаяния за свои поступки, озлобления по отношению к взрослым, родителям, снимает внутренний контроль за своим поведением. |
4 |
Педантично-подозрительный |
Родители не верят, не доверяют детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения |
Дети не доверяют родителям и больше стараются общаться в кругу сверстников, доверяя им все самое тайное и сокровенное. |
5 |
Жестоко-авторитарный |
Родители злоупотребляют физическими наказаниями, чаще отцы. Они по всякому поводу жестоко избивают ребенка, считают. что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическое наказание. |
Дети в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких беззащитных |
6 |
Увещевательный |
Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать их, бесконечно уговаривать, не применяют никаких волевых воздействий и наказаний. |
Дети в таких семьях, что называется «садятся на голову», возникают ситуации из известной басни Крылова «А Васька слушает, да ест». От социального педагога в данном случае нужны твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей. |
7 |
Отстраненно – равнодушный |
Родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. |
Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше быть дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. Они с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к воспитателям, относится к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе. |
8 |
Воспитание по типу «кумир семьи» |
Характерно для немолодых родителей или одинокой женщины по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается. |
На ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первым жертвами которого становятся сами же родители. |
9 |
Непоследовательный |
У родителей, особенно у
матери, не хватает выдержки, самообладания
для осуществления |
Резкие эмоциональные переправы в отношениях с детьми – от наказания, слез до умилительно ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей. Нужна терпеливая твердая последовательная линия поведения воспитателя, психолога. |
Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей.
Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный – к тяжелым невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениям агрессивности, совершению правонарушений.
Фактором, влияющим на девиантное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особая осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом, т. е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.
Причины, вызывающие семейное
неблагополучие, подразделяют на социально-экономические,
К социально-экономическим причинам можно отнести кризисные явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
Социально – политические причины связаны с общим кризисом института семьи; увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель (или опекун), несовершенством законодательства по вопросам семьи, ее поддержки и воспитания детей.
Медико-психологические причины обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье детей-инвалидов).
Психолого – педагогические
причины связаны с