Работа с детьми девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

- распространение и  продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное поведение  определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и  преступность. Они дезорганизуют  систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании  поведения людей всегда будет  оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями  человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся  поведение классифицируется по следующим характеристикам:

- видам преступления (уголовные, административные) и  аморальных поступков (пьянство, проституция);

- уровню или масштабности  отклонения, когда принято говорить  об индивидуальном или массовом  отклонении;

-внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

- ориентированности отклонения  на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

 

1.3Причины девиантного поведения.

Причины девиантного  поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи  и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим  собой, оно является результатом  конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.

Среди причин девиантного  поведения многие исследователи  выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю. А. Клейберг, Т. Р. Алимханова, А. В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический фактор выражается в физиологических особенностях подростка, то есть в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический фактор заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ. Существуют разные точки зрения на то, как и  в какой семье чаще вырастают  дети, склонные к девиации. Л. С. Алексеева  различает такие виды неблагополучных  семей: конфликтная, аморальная, некомпетентная и асоциальная. Г. П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких случаях стремиться найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививают социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

З. В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

- отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;

- высокий уровень подавления  и даже насилия в воспитании (гиперопека);

- предоставление ребенку из эгоистических соображений излишней самостоятельности;

- хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

А. Е. Личко отмечает, что  в 80-е годы ХХ века появились много  семей, где родители уделяют много  внимания себе и мало детям. В результате дети становятся черствыми и жестокими. И наоборот, в некоторых семьях из ребенка делают кумира, неумеренно восхваляя и поощряя его за любые успехи.

Б. Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагоприятных семей, способствующих появлению «трудных»  детей: с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.

Семьи с недостатком  воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи, с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где подростки тратят много времени и сил на поддержание их материального благополучия. Такие семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, случается, в них вырастают нравственно совершенные люди.

Конфликтные семьи. В них родители не замечают недостатков собственного характера; супруги нетерпимы к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держаться оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.

Нравственно неблагополучные семьи. В них отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.

Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Случается, что детям предоставляется полная самостоятельность, ведущая к безнадзорности, или культивирующая у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся родителям образцы поведения, не соответствующее возрастному развитию и др.

Б. Н. Алмазов указывает  и на динамику отклоняющегося поведения  подростка, вызванную его социальной дезадаптацией. Она имеет три стадии:

- компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремиться снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, переориентируется на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, подросток демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу;

- конфликтно-демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;

- внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает конфликты в семье, недостаточную любовь родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и др. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности – а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. В таких условиях он будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают. Способствуют появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, их асоциальное поведение, жестокость и насилие над детьми, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая часть между членами семьи разных поколений.

Встречаются случаи развратных действий и сексуального насилия по отношению к детям. В таких семьях ребенок боится отходить ко сну, его нередко мучают ночные кошмары, энурез, нередки попытки суицида. В таких семьях у детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть половая индифферентность на всю жизнь. Американские ученые установили, что у значительного процента были в детстве интимные связи с отцом.

Следует отметить, что  психологическая жестокость часто  оказывает не менее вредной, чем  физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни. Известны случаи убийств жестоких родителей подростками.

Жестокость по отношению  к ребенку подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако в силу сложности проблемы учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом или психотерапевтом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.

В таблице отражены наиболее типичные ущербные взаимодействия родителей и детей в функционально несостоявшихся семьях.

 

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ  И ДЕТЕЙ.        

п/п

Стиль семьи

Характеристика

Следствие

1

2

3

4

1

Попустительско-

Снисходительный

Родители не придают  значения

проступкам детей, не видят в

 них ничего страшного,  считают,

что «все дети такие» либо «мы 

сами были такими же»

Педагогу, психологу в  подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение родителей, заставить их всерьез  реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

2

Позиция круговой обороны

Родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает  на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления не отрезвляет их. Они  продолжают искать виновных на стороне.

Дети в таких семьях мстительны, лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию

3

Демонстративный

Родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности.

Это приводит к утрате у ребенка чувства стыдливости, раскаяния за свои поступки, озлобления по отношению к взрослым, родителям, снимает внутренний контроль за своим  поведением.

4

Педантично-подозрительный

Родители не верят, не доверяют детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения

Дети не доверяют родителям  и больше стараются общаться в кругу сверстников, доверяя им все самое тайное и сокровенное.

5

Жестоко-авторитарный

Родители злоупотребляют физическими наказаниями, чаще отцы. Они по всякому поводу жестоко  избивают ребенка, считают. что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическое наказание.

Дети в подобных случаях  растут агрессивными, жестокими, стремятся  обижать слабых, маленьких беззащитных

6

Увещевательный

Родители проявляют  по отношению к своим детям  полную беспомощность, предпочитают увещевать их, бесконечно уговаривать, не применяют никаких волевых воздействий и наказаний.

Дети в таких семьях, что называется «садятся на голову», возникают ситуации из известной  басни Крылова «А Васька слушает, да ест». От социального педагога в  данном случае нужны твердость, требовательность как в отношении  несовершеннолетнего, так и его родителей.

7

Отстраненно – равнодушный

Родители, в частности  мать, поглощены устройством своей  личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам.

Дети предоставлены  самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше быть дома, с болью  воспринимают равнодушное отношение  матери. Они с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к воспитателям, относится к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

8

Воспитание по типу «кумир семьи»

Характерно для немолодых  родителей или одинокой женщины по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается.

На ребенка готовы молиться, все его просьбы и  прихоти выполняются, формируется  крайний эгоцентризм, эгоизм, первым жертвами которого становятся сами же родители.

9

Непоследовательный

У родителей, особенно у  матери, не хватает выдержки, самообладания  для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье.

Резкие эмоциональные  переправы в отношениях с детьми – от наказания, слез до умилительно  ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей. Нужна терпеливая твердая последовательная линия поведения воспитателя, психолога.


 

Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей.

Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный – к тяжелым невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениям агрессивности, совершению правонарушений.

Фактором, влияющим на девиантное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особая осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом, т. е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяют на социально-экономические,социально-политические, медико-психологические и психолого  педагогические.

К социально-экономическим  причинам можно отнести кризисные явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Социально – политические причины связаны с общим кризисом института семьи; увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель (или опекун), несовершенством законодательства по вопросам семьи, ее поддержки и воспитания детей.

Медико-психологические причины обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье детей-инвалидов).

Психолого – педагогические причины связаны с внутрисемейными  отношениями и воспитанием детей в семье. Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом не внесемейные процессы.

Информация о работе Работа с детьми девиантного поведения