Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.
Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография
2.1.Организационно-
2.1.1.Коррекционно-
В системе общественного
Процесс осуществления совместной коррекционно-педагогической работы происходит в рамках программы, разрабатываемой и реализуемой в определенной временной последовательности по этапам (их характеристика представлена далее). На каждом из этих этапов происходят наиболее существенные качественные изменения в содержании и организации такой деятельности всех педагогических работников.
Теория коррекционно-
Под деятельностью чаще всего понимают специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое приобретение окружающего мира, включая самого человека и усвоения его существования.
Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения ее основополагающих компонентов и ведущих направлений, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики. К сожалению, в психолого-педагогической литературе пока отсутствуют системные исследования, не отражена взаимосвязь между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом.
Чтобы выяснить сущность и природу коррекционно-педагогической деятельности со школьниками девиантного поведения, следует дать определение научным понятиям «коррекция», «профилактика», «психолого-педагогическое воздействие», «совместная деятельность» и др.
Понятие коррекция определяется как исправление (частное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.
Главная цель коррекционного
процесса – уменьшение частоты проявления
форм девиантного поведения
Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее процесс (обучения, воспитания и развития), выступающее как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Исходя из такой трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников. Коррекция предполагает особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.
Соответственно можно
предложить следующий вариант определения
специальной коррекционно-
Психолого-педагогическая
деятельность (в том числе и
коррекционная) в рамках любой обучающей
системы может быть представлена
как взаимосвязанное последоват
Психолого-педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности: анализ ситуации и постановка задачи; проектирование вариантов ее решения и выбор оптимального; осуществление плана решения на практике; организованное взаимодействие и регулирование течения педагогического процесса; анализ результатов решения.
Основополагающим психолого-
Как бороться с вредными привычками, а скорее упреждать их появление?
Пропаганда вреда курения должна проводиться с учетом психологии подростка. Школьники скрывают, что они увлекаются курением, после соответствующих бесед уверяют, что не курят или бросили, хотя это не всегда соответствует действительности. Запреты и запугивания обычно неэффективны. Способность противостоять искушению надо воспитывать собственным примером. Без отказа от курения родителей, педагогов, воспитателей, медработников, всех тех, кто находится постоянно рядом с ребенком, нельзя вести работу по профилактике этой вредной привычки.
Воспитательная методика должна быть последовательной и комплексной, охватывать общеобразовательные, социальные и общественные дисциплины. Для профилактики целесообразно проводить лекции с демонстрацией кинофильмов на антиникотиновую тематику, групповые беседы, устные журналы с участием врача, психолога, юриста.
Важным методом коррекции многих видов отклоняющегося поведения является обучение приема волевого самовоздействия. В отличие от сеансов гипноза, проводимых врачом, обучение таким приемам осуществляется учителем( методику разработал В. Б. Горский).
Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формула самовнушения («могут управлять собой») или образы произвольного воображения оказывают значимое и выраженное влияния на реальные обстоятельства. В значимой степени педагогическое внушение должно быть косвенным, т. е. через выполнение специальных тренировочных упражнений и заданий.
Перед выполнением таких упражнений предлагается их проиграть в воображении. Например, представить: «Произнесу слова самовнушения…пусть на две минуты стану другим и сразу…забуду свои вредные привычки…буду считать себя другим человеком, свободным от них… Когда произойдет обратное перевоплощение…вспомню себя, но уже оздоровленным…». Затем в необходимой позе, после глубокого расслабления участники упражнения произносят слова самовнушения вслух. Педагог добивается изменения психического состояния детей, чтобы активизировать самовнушение особенно в момент произнесения ключевых слов: «Пусть произойдет перевоплощение…».
Участники как бы засыпают на некоторое время, не реагируя на окружающее. Затем происходит развоплощение и испытываемые вспоминают себя. При этом забывается все, что происходило в перевоплощенном состоянии.
Систематическое включение в тренировочный режим волевого управления способствует эффективному отдыху и оптимизации психического состояния; эффекту использования вызова сна со сновидениями желаемого содержания и перевоплощения в желаемый образ на заданное время. Эта методика эффективна при лабильных и неустойчивых заострениях характера подростка.
МЕТОДИКА САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ. Она предложена профессором Ю. М. Орловым. Суть ее заключается в начальном освоении некоторых умственных операций и навыков укрощения отрицательных эмоций, таких, например, как гнев, обида, вина, чувство стыда, зависти. «Размыслив» эти эмоции, обучающийся как бы нейтрализует их, т. е. переводит патогенное мышление в саногенное. Л. Н. Толстой говорил: «Думай хорошо, и хорошие мысли созреют в лучшие дела». Точно таким же образом мысли человека влияют на его настроение не меньше, чем реальные обстоятельства. Тренирующийся программирует позитивные образы и чувства, чему помогают самонаблюдение и ведение дневника. Чувство обиды или вины возрастает, если человек выбирает патогенный характер мышления, ибо смысл одного и того же события зависит от хода мыслей. Саногенное мышление позволяет осознать свое собственное «Я», благодаря чему человек «отстраивается» (отчуждается) от эмоциональной ситуации. Саногенное мышление не устраняет страсти, а ослабляет их «кипение», гасит психоэнергетический заряд.
Рассмотрим методику обучения саногенному мышлению для психокоррекции табакокурения.
1.Курильщику предлагается
изучить обстоятельства
2.Дается задание
3.Курильщику предлагается представить себе (описать)удовлетворение, которое он получает от выкуренной сигареты, восприятия запаха дыма, сосания сигареты, от ритуала курения, оригинальности сигарет и самого процесса.
4. Дается задание дать количественную характеристику курению. Для этого надо построить график числа выкуриваемых сигарет в течение недели и по праздникам, затем определить их количество в день.
Первая атака в борьбе
с курением – это осознание
процесса курения и связанных с ним обстоятельств.
Надо перестать курить с приятными людьми,
пережить неприятные симптомы воздержания.
Двенадцати часов достаточно, чтобы кровь
освежилась, и организм освободился от
табачного стресса.
Вторая атака – замена курения жевательной резинкой, сосанием мятной конфеты и др. Этим ослабляется условно-рефлекторный акт привычного курения.
Третья атака – замена курения ритуалом. Курильщик манипулирует сигаретой, поднося ее ко рту, зажигая, медленно прикасаясь к ней губами, но не затягиваясь. Он как бы наблюдает за самим собой со стороны, думает о себе в третьем лице, например: «Он опять захотел курить, сосет табачный дым…». Такое отделение своего «Я» приводит к ослаблению и угасанию импульса курения. Иногда можно предложить курильщику сделать одну - две затяжки. Постепенно происходит угасание потребности курения, снижение позыва к нему, ослабление мотивации.
Четвертая атака – полное воздержание от курения в течении суток или двух недель. Дается установка не набрасываться на сигарету импульсивно, оценить свое состояние, попытаться почувствовать прелести воздержания от курения.
Пятая атака – уничтожение курильщика в себе. Придумывается ритуал символического акта отказа от вредной привычки. Бывший курильщик учится спокойно проходить мимо табачного киоска, не поддаваться предложениям закурить, ссылаясь на нездоровье и неприятные ощущения, а иногда разыгрывая их.
ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА. Ранняя алкоголизация негативно влияет на процесс формирования подрастающей личности, препятствует реализации многих человеческих качеств и задатков. Временной промежуток между появлением привычки к систематическим выпивкам и заболеванием тяжелым недугом – алкоголизмом – для взрослого составляет несколько лет, для подростка же – около года. Алкоголизм подростков в большинстве случаев с трудом поддается лечению.