Работа с детьми девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

По мере закрепления  привычки подростки уже не скрывают от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется  их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших (реакция эмансипации). Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появиться чувство необостренной тревоги. Выносливость к никотину повышается и подросток может выкурить до пачки сигарет в день. Это чревато негативными последствиями: появляются бронхиты, изжога, гастрит, изменения пульса, колебания артериального давления, расстройства центральной нервной системы (ЦНС) в виде нарушений сна, раздражительности.

Когда подростку указывают  на болезненные расстройства, он объясняет  их воздействием других причин, не связанных  с курением: «Все курят, а я курю не больше», «Я не злостный курильщик, хочу и завтра брошу». Однако окончательно бросить курить довольно трудно.

Молодым людям с раннего  детства «промывает мозги» гигантская рекламная инструкция. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, сексуальностью, благополучием. Одна из причин распространения курения среди подростков и юношей заключается в примере взрослых, которым они подражают. И  совсем обескураживает тот факт, что эта пагубная привычка охватывает все больше девочек.

Курильщики становятся не только психологически зависимыми от самого процесса курения, но приобретают и физическую зависимость от содержащегося в табаке никотина. Человек с никотиновой зависимостью выкуривает по сигарете каждые пол часа! Только около 2% курильщиков способны курить от случая к случаю. Типичный режим курения – не только ежедневно, но и ежечасно.

Никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, головокружение, головную боль, усталость, запор или  расстройство желудка, тошноту, потовыделение, судороги, дрожание конечностей и  усиленное сердцебиение.

Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную  зависимость, которую чрезвычайно  трудно преодолеть. Большинство  курильщиков  не могут отказаться от табака по собственной  воле.

Алкоголизм. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя, проявляется патологической зависимостью от него и другими характерными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами. Понятие «алкоголизм» включает в себя медицинский и социальный аспекты. Социальный проявляется в духовном, материальном и биологическом вреде, который наносит неумеренное употребление алкоголя как индивидууму, так и всему обществу. Медицинский аспект отражает патологические изменения в организме, непосредственно вызываемые хронической алкогольной интоксикацией и ее последствиями.

Алкоголизму предшествует пьянство – антиобщественная форма  поведения, предтеча болезни, на которой она развивается.

Выделяют несколько  ступеней пьянства у подростков: эпизодически редкое (5 – 6 раз в год), эпизодическое  частое и систематическое. В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости.

Характер пьянства и  клиническая картина алкогольного опьянения у подростков имеют  свои особенности. В отличие от взрослых, у подростков, начинающих пить, большое  значение имеют механизмы подражания: подросток очень часто пьет не столько ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и испытываемого при этом психического комфорта, сколько ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеет повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации. Девочки чаще пьют тайком, чтобы «никто не знал», или в компании старших подростков.

Процесс пьянства у них  часто является бравадой, носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употреблять большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя у подростков вследствие незрелости организма возможно развитие глубоких токсических состояний с тяжелым похмельем и амнестическими расстройствами (рвота, вегетативные нарушения и др.).

Социальная  дезадаптация у подростков и юношей наступает быстрее, чем у взрослых. Они быстро теряют и до того нестойкий интерес к учебе или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, прогулами, бродяжничеством, правонарушениями. Чтобы разорвать создаваемую пьянством цепь психотравмирующих ситуаций, подросток чаще, чем взрослый, прибегает к повторной алкоголизации.

При продолжении пьянства у подростков отмечаются заметные нарушения памяти, возникают неврастеноподобные состояния с выраженной неустойчивостью и вегетососудистыми кризисами преимущественно симпатико-адреналового характера, рано намечается тенденции патохарактерологического формирования личности. Продолжение пьянства в подростковом возрасте, как правило, ведет к формированию алкоголизма.

Существует множество  факторов, под воздействием которых  подростки начинают выпивать. Так, они подражают своим старшим товарищам, считают выпивку ритуальным обрядом перехода во взрослый мир. Для некоторых из них – это своеобразная форма протеста, т. е. неприятие взглядов и принципов взрослых. Часто общение с родителями вызывало у них сильные стрессы, и, не встречая поддержки с их стороны, они своим «алкогольным» протестом отчуждают себя от семьи и общества. По этой же причине молодые люди оказываются более предрасположенными и к совершению правонарушений.

Для объяснения такого явления, как алкоголизм, было предложено много  самых различных теорий: моральная, медицинская, психологическая, генетическая и др.

Моральная модель рассматривает  алкоголизм как контролируемую человеческую слабость. Согласно этой теории человек  способен бросить пить, если захочет, а то, что он не делает этого, указывает  на его моральную слабость.

Медицинская модель рассматривает алкоголизм как болезнь. Ее сторонники в меньшей степени склонны осуждать и презирать алкоголиков

Психологическая модель считает алкоголизм средством снятия стрессов, освобождения от чувства  тревоги и подавленности, поведенческим отклонением, а не исключительно физическим состоянием.

Генетическая или наследственная модель предполагает наследование склонности к алкоголизму.

Принимаемая тем или  иным человеком теория (модель) определяет его отношение к алкоголизму  и представления о способах его преодоления. Проблемы, обусловленные неуправляемыми факторами, как правило, вызывают больше сочувствия и желания помочь, чем проблемы, причины которых кроются в нежелании или неумении противостоять пагубной привычке. К сожалению, слишком многие взрослые считают алкоголизм моральной слабостью или весьма сомнительным средством избавления от стрессов, тревог и депрессии.

Наркомания. В научной литературе понятие наркомания понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. Наркомания характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментом и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или токсическими веществами.

В наше время наркомания стала не просто международной, а, без преувеличения, мировой проблемой. Конечно, в каждой стране она имеет свою специфику, причины и особенности. Но нелепо игнорировать тенденции глобального характера.

Наркотики классифицируются по происхождению (естественное и синтетическое), воздействию на ЦНС, терапевтическому использованию, химическому строению, названию на сленге.

Очевидно, наркотик, как  и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др. Большинство людей, с удовольствием употребляющие крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотизирующее средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Это и знаменитая «трубка мира», и наши привычные «перекуры» (потребление никотина), и восточные курилки, и даже китайские «чайные церемонии». Именно поэтому совместный прием алкоголя и наркосодержащих средств часто имеет ритуальный характер. В некоторых культурах (субкультурах) потребление наркотиков служит показателем определенного социального статуса (престижное потребление). Обращение к наркотикам может выполнять и протестные функции.

Психология объясняет  наркотизм как форму «ухода»  от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе. Хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и т. п.), в конечном счете «уход» в наркотики – результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни. Сказанное не означает оправдания наркомании, а заставляет трезво взглянуть на социальные или иные причины этого явления. 

Можно условно выделить пять способов употребления наркотических веществ.

Экспериментальное употребление. Пробное применение одного или более наркотических веществ (не более десяти раз каждого). Мотивом обычно служит простое любопытство или желание испытать новые ощущения. При этом такого рода экспериментаторы совершенно уверенны, что полностью контролируют свою жизнь и здоровье, за редким исключением принимают наркотик один раз в день и не склонны использовать его для снятия стрессов и ухода от личных проблем.

Употребление в компании. Оно происходит в непринужденной обстановке среди друзей и знакомых, желающих разделить свое ощущение. Это может случиться с различной частотой, интенсивностью и продолжительностью, но обычно ни частота, ни интенсивность не выходят за те пределы, после которых они могут стать не поддающимися контролю. Как правило, такими потребителями не используются наркотики, которые могут вызвать физическую или психологическую зависимость, поэтому всегда сохраняется возможность контролировать себя.

Ситуационно-обстоятельственное употребление. Оно мотивировано желанием достичь известного или ожидаемого эффекта (не заснуть, снять напряжение, стимулировать работоспособность и др.). Наибольшая опасность ситуационного употребления наркотиков заключается в том, что у человека может появиться привычка прибегать к ним каждый раз, когда возникает какая-либо проблема.

Интенсивное употребление. Наркотики употребляются длительный период времени не реже одного раза в день, чтобы освободиться от груза проблем или снять стрессовую ситуацию. Человек остается социально и экономически интегрированным в общественную жизнь, однако в характере и эффективности его деятельности происходят изменения в зависимости от частоты, интенсивности и количества потребляемых наркотиков.

Вынужденное употребление. Человек «подсел» на наркотики, употребляет  их часто и интенсивно, что обусловливает  развитие физиологической и психологической зависимости, а прекращение приема наркотических веществ вызывает физиологический дискомфорт и психологический стресс. Чувство физического и психологического комфорта, облегчение, которое дает доза наркотика, мотивирует продолжение его приема.

Почему молодые люди пробуют наркотики в первый раз? Подавляющее большинство – просто из любопытства, чтобы узнать, что  это такое. Другие – как средство протеста и выражения неудовлетворенности  традиционными нормами и системой ценностей. У некоторых превалирует желание развлечься и получить чувственное удовольствие. Они ищут ярких ощущений, удовольствия и развлечения.

Еще одним побудителем  первой пробы наркотика может  быть стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы.

Важным мотивом может  быть желание избавиться от внутреннего  напряжения и беспокойства, уйти таким  образом от проблемы или, наоборот, обрести способность им противостоять. Опрошенные учащиеся так ответили на вопрос о причинах употребления наркотиков: «Мне нужно было отвлечься от одолевших меня проблем», «Я чувствовал себя усталым и подавленным, и мне нужно было взбодриться»; «Мне нужно было бодрствовать всю ночь, чтобы подготовиться к экзаменам». Однако это все тот же путь к наркотической зависимость.

Употребление одурманивающих веществ – лишь одна из форм отклоняющегося поведения. Для таких людей характерны пренебрежение учебой, работой, бродяжничество, мелкие (а потом и крупные) кражи, вандализм, хулиганство. Для подростков одинаково значимо как стремление к веселью, развлеченью, так и давление группы сверстников. Но девочки менее самостоятельны в своих решениях и на первых порах абсолютно подчиняемы. Предложения и побуждения, как правило, исходят от мальчиков или старших влиятельных подруг.

Последствия пристрастия  к наркотикам у мальчиков и  девочек имеют как общие, так  и существенные различия. Общим является нарушение поведения, «выпадение»  из социальных норм. Изменяется отношение  к миру сверстников и взрослых, отсюда агрессивность, дерзость, непризнание авторитетов. Отход от социальных норм поведения проявляется своеобразным нигилизмом: мы наблюдаем отрицание, все другие люди воспринимаются любителями наркотиков в черном свете. Отрицающая, разлагающая оценка объясняется не только утратой социальных связей, но и обусловливается эмоциональными расстройствами вследствие злоупотребления наркотическими веществами.

Информация о работе Работа с детьми девиантного поведения