Работа с детьми девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Антиалкогольная пропаганда в школе не может опираться  лишь на поучения о токсичности этилового  спирта. Важно широко использовать в борьбе с ранней алкоголизацией знания о реальных склонностях, интересах, потребностях других психологических особенностях нынешних подростков. При этом учитывать индивидуальные особенности каждого отдельного ученика.

В каждом учебном заведении  разрабатывается общая комплексная  программа противоалкогольной деятельности. Она должна охватывать всех учащихся: от первого до выпускного класса, но наиболее активно воздействовать на детей младших классов.

Желательно информацию о вреде алкоголя включать в содержание уроков обществознания, истории, литературы, биологии, химии, других предметов, дискуссии о здоровом образе жизни, сценарии развлекательных мероприятий и т. п. При этом целесообразно не столько привлекать внимание учеников к негативному влиянию алкоголя на жизнедеятельность человека, сколько подчеркивать безнравственность пьянства, преимущества трезвого образа жизни.

Как известно, групповая  психокоррекция является одним из ведущих  методов, в том числе и в  антиалкогольной пропаганде. Она  основывается на эмоционально-стрессовом воздействии на личность пьющих школьников.

Первый этап такой  психокоррекции – информационно-ознакомительный. Это сбор психоанализа. Уточнению подлежит не только количество выпиваемого алкоголя и стаж алкоголизма, но характер действия алкоголя на организм. Полезно осведомиться об особенностях памяти и внимания, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности пьющих.

В процессе индивидуального  осмотра психолог оценивает и  изменения в состоянии здоровья школьника (язвенная болезнь желудка  и т. п.) из-за злоупотребления алкоголем, выявляет лиц, настроенных решительно покончить с выпивкой.

Для создания нужного  психологического климата в одну группу целесообразно объединить лиц  с противоположными характерологическими особенностями. В психотерапевтическую группу не следует включать школьников, не желающих избавиться от вредной привычки, ибо лечение показано только лицам с мотивацией бросить пить.

Второй этап состоит  из сеансов эмоционально-стрессовой психотерапии в группе лиц, страдающих хроническим пьянством.

Собрав группу 10-12 человек, желающих бросить пить, врач или  психолог рассказывает о вреде пьянства, предлагает бросить пить с какого-то определенного дня и назначает день следующей встречи. Возможно, не все придут на нее, отсеются пришедшие не лечиться, а полюбопытствовать, как «лечат от алкоголизма».

На следующем занятии проводится так называемый авторитарно-директивный сеанс внушения наяву.

Присутствующие выстраиваются  вдоль стены на расстоянии 20 – 30 см от нее в позе «смирно» и выполняют  под контролем психолога «падения»  вперед и назад. Психолог определяет наиболее внушаемых вызывает и заинтересованных в психокоррекции. С них и начинается показ «модели паралича». У наиболее внушаемых вызывается функциональный парез рук («ваши руки парализованы, вы не можете ими производить  каких-либо мелких операций, например, вдеть нитку в иголку»). Затем «паралич» снимается внушением. Психолог объясняет, что точно таким же внушением можно вызвать «паралич» защитных сил организма, «поломать иммунитет» против алкоголя, после чего организм станет беззащитным по отношению к нему и всякая выпитая рюмка может привести к шоку. Подходя поочередно к каждому, психолог вновь проводит пробу с «падением» вперед и назад и внушает «паралич защитных сил организма». После этого присутствующие делают несколько попыток выпить, получая установку на отвращение к алкоголю.

Третий этап. Закрепляются результаты, снимаются абстинентные явления. Участников убеждают в возможности  воздержания от соблазна выпить, укрепляют безразличие или отвращение к алкоголю. Для этого проводится шесть-семь аутогенных тренировок.

По достижении симптоматического  улучшения желающие окончательно бросить  пить нуждаются в поддерживающей психокоррекции (четвертый этап), когда  проводятся групповые собеседования (4-5 занятий) с обсуждением методов  мотивированного противодействия  соблазну выпить и для закрепления начавшейся перестройки личности.

Во время групповых  дискуссий образуется особая коллективная атмосфера неформальных отношений, участники сочувствуют и симпатизируют  друг другу. Бросившие пить чуждаются  прежних компаний и собутыльников. Члены группы стараются советом и делом помочь другим, особенно в трудный период абстиненции. Выявляется в группе и разнообразие мотивов алкоголизации. В процессе групповой работы формируются различные степени мотивации к прекращению пьянства.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ. Она должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых ее проявлений, особенно в раннем возрасте.

Важно, чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной ситуации в среде несовершеннолетних. Как оказывается, немало ребят впервые узнают вкус алкоголя в 5 – 7 лет, пробуют курить в 7 – 10. Знакомство же с наркотиками и токсическими веществами проходит значительно позже. Тем не менее нельзя пассивно ждать, когда дети заинтересуются.

Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать неприятные к любым формам одурманивания, но не менее важно показать, как можно сделать свою жизнь здоровой, интересной и счастливой. Следует соблюдать принцип «запретной информации», т. е. не провоцировать интерес детей к наркогенным веществам, сообщая какие-то сведения об их свойствах или способах применения. Формирование негативного отношения к наркотикам осуществляется через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни.

Можно провести тестирование детей, позволяющее выявить особенности восприятия ими самой проблемы, узнать, как дети относятся к различным наркогенным веществам, настолько они информированы о наркотиках. Предварительное тестирование позволит решить весьма сложный для многих взрослых вопрос: стоит ли вообще обсуждать тему наркотических веществ? Если окажется, что подопечные уже знают о существовании таких веществ, специфических эффектах, вызываемых ими, то проблему уже нельзя оставить без внимания.

В общей воспитательной работе с детьми у них формируют  антинаркотические установки, т. е. внутриличностные регуляционные механизмы, обеспечивающие здоровый образ жизни. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми группы риска. Она предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации, - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов. Осуществляется психолого-педагогическая диагностика, проводятся индивидуальные консультации, специальный психолого-педагогический контроль, коррекционные тренинги.

Работа с детьми и  подростками, имеющими опыт использования  наркотических веществ, заключается в предотвращении развития наркогенного заражения в образовательном учреждении. Для этого организуется специальный антинаркотический контроль, исключающий возможность использования детьми наркотиков и токсических веществ, приобщения к одурманиванию своих сверстников. На проводимых различных тренингах у учащихся вырабатывают устойчивость к внешнему наркотическому давлению, а «подсевших» на наркотики учат преодолевать внутренний психологический дискомфорт, связанный с прекращением использования одурминивающих веществ. При необходимости организуют психологическое, медицинское консультирование несовершеннолетних в подростковых наркологических службах.

К профилактической работе привлекают родителей. Им помогают осознать важность и необходимость специальной работы с детьми по предупреждению наркотического заражения, овладеть основными приемами семейной профилактики. Выделяют общую и специальную работу с родителями. Общая включает специальные семинары, лекции, привлечение взрослых членов семей к процессу антинаркотического воздействия на учащихся. Общая работа ориентирована на все группы родителей. Специальная работа ориентирована на все группы родителей. Специальная работа ведется с родителями детей группы риска и уже использовавших одурманивающие средства. Родителей консультируют, помогают взаимодействовать с учреждениями подростковых наркологических служб, привлекают к психолого-педагогическому контролю, исключающему возможность использования детьми наркотических веществ, участию в коррекционных программах, осуществляемых на базе психологической службы школы.

ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНЫХ  ОТКЛОНЕНИЙ. Половое воспитание, как  подчеркивал А. С. Макаркнко, может  показаться самым сложным из педагогических вопросов, если рассматривать его  в отрыве от других проблем воспитания.  
Наиболее эффективно оно осуществляется при согласованных действиях семьи и школы, совместными усилиями родителей и учителей.

Причинами половых девиаций являются, как правило, серьезные  ошибки семейного воспитания, педагогическая неподготовленность родителей и их низкая культура.

На долю школы выпадает нелегкая задача исправления таких  ошибок, воспитания у учащихся правильных представлений о нравственности и различных аспектах взаимоотношений  между мужчиной и женщиной, а также  ознакомление с нормами и особенности половой жизни и гигиены.

Прежде чем приступить к исправлению, коррекции того негативного, что приобрел подросток, необходимо установить меру и глубину искаженности его представлений о половой  жизни. Сделать это можно в  процессе доверительных бесед, дискуссий по поводу прочитанного и увиденного, анкетирования.

Половое воспитание в  школе не может сводиться только к просветительским лекциям и  беседам, проводимым школьным врачом. Его необходимо проводить в рамках всех учебных предметов и во время внеклассной работы, увязывать с физическим, интеллектуальным, нравственным и эстетическим развитием личности. Учитель физкультуры, например, может интересно рассказать о красоте сильного и здорового тела; биолог – об особенностях организма мужчины и женщины, наследственности, деторождении; филолог – об этических и нравственных нормах взаимоотношений людей. В некоторой степени облегчает процесс полового воспитания введенный в школах курс «Этика и психология семейной жизни»

Компетентности учителя в вопросах полового развития, снятию эмоциональных барьеров, мешающих естественно и просто обсуждать вопросы полового воспитания с подростками, способствуют регулярные семинары, обсуждения докладов, выступлений в учительской среде. В теории и практике полового воспитания целесообразно исходить из задач формирования всесторонне развитой высоконравственной личности, с активной жизненной позицией, развитой способностью к взаимопомощи. Духовно богатые взаимоотношения между разнополыми подростками, истинная дружба, первая любовь не должны вызывать у педагогов излишних опасений, это – нормальные проявления правильно протекающего развития личности. Однако в половом воспитании не следует уповать на «голос природы», здесь необходим ненавязчивый, деликатный, но постоянный контроль родителей и учителей.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ. К суициду приводят разрушения социальных связей личности и окружающих людей, дисгармония человека со средой, т. е. нервный физический или психологический срыв, тягостный эффект которого не исчезает с окончанием очередного этапа фрустрации, а накапливается, усиливается. Суицид есть конечный результат процесса, проявление которого заметно специалисту, а часто и неспециалисту задолго до самого его факта. Подготовительный процесс (фрустрации) может отягощаться за счет таких явлений как алкоголизм, приобщение к наркотикам.

Непосредственной причиной суицида часто являются родительское давление, перенос на детей трудностей нестабильной жизни, соответственно избиение детей, пьяные дебоши и т. п. Поскольку у детей не сформирована достаточная стрессоустойчивость, а в подростковом возрасте они переживают кризисы, то внутрисемейный или другой конфликт они переключают на себя или «на других». В первом случае это чревато суицидом, во втором – агрессией по отношению к окружающим. Последние статистические исследования показали, что рост числа суицида среди подростков прекратился. Детские психиатры объясняют это тем, что у подростков сменился объект агрессии; она идет не на себя, а на других, в частности на взрослых. Поэтому возросло число правонарушений подростков, агрессии, направленной на других людей.

Обостряет проблему детского суицида повышенная внушаемость  детей, подверженность их различным  видам суггестивных гипнотических воздействий и созданием на этой основе эмоциональной привлекательности смерти. Деятельность различных псевдорелигиозных и оккультных обществ обостряет эту проблему.

Принципы  коррекционно-педагогической деятельности

В психолого-педагогической и специальной литературе представлены различные подходы и классификации принципов коррекционной деятельности. Основанием для классификации исследователи определяют направленность коррекционного процесса либо особенности психического развития детей с отклонением в поведении.

Первоначально выделим  базовые общепедагогические принципы.

1.Принцип целенаправленности  педагогического процесса. В ходе  коррекционно-педагогической деятельности  происходит соотнесение уровня развития школьника с эталоннопредположительным, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения ее этапов, путей, способов и средств достижения желаемого результата.

2. Принцип целостности  и системности. Если педагогический  процесс рассматривать как систему,  т.е. как совокупность элементов, находившихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления.

Информация о работе Работа с детьми девиантного поведения