Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.
Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография
3. Принцип гуманистической направленности. Он определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности школьника, его интересы и потребности.
4. Принцип уважения
личности ребенка в сочетании
с разумной требовательностью.
Он предполагает развитие
5. Принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности. Только гуманное, уважительное отношение к школьнику, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт его характера и агрессивности поведения незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс.
6. Принцип сознательности
и активности личности. Только
понимая и осознавая
Несомненно, и другие общепедагогические принципы используются в процессе коррекционно-педагогической деятельности. Вместе с тем ее общая направленность требует углубления, усиления одних и ослабление других принципов, более четкой и выверенной тактики воздействия.
Принципы
специальной коррекционно-
1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Определяя цели и задачи коррекционно-педагогической деятельности, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития школьника, а не сиюминутной ситуации. Любая программа коррекции развития воспитанника должна включать предупреждение девиантного поведения и создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности школьника.
2. Принцип единства
диагностики и коррекции. Он
обеспечивает целостность
3. Принцип учета индивидуальных
и возрастных особенностей. Д.
Б. Эльконин, характеризуя психологический
возраст, выделяет три его
4. Деятельностный принцип коррекции. Он определяет тактику работы и способы реализации поставленных целей. Исходным моментом в достижении целей являются организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выборки алгоритма социально приемлемого поведения.
5.Принцип комплексного
использования методов и
6. Принцип интеграции усилий. Девиантные формы в поведении школьника – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении может оказаться недостаточно эффективным.
Принципы системы коррекционно-
Содержание,
основные направления коррекционно-
Вся система коррекционно-
Коррекционная работа должна занимать одно из центральных мест в едином педагогическом процессе. Она является составной частью общего образования, имеет свою специфическую направленность и в обучении, и в воспитании, и в развитии девиантных школьников. Коррекция как система должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать со средой (природной и социальной), т. е. «терапия средой» включает организацию учебного процесса, специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, психогигиену семейного воспитания. Соответственно направления такой деятельности следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром (прежде всего с педагогами, психологами и школьным коллективом); компенсация недостатков в духовном мире, активизация деятельности школьников в той области, которую они любят, в которой могут добиться хороших результатов; восстановление деформированных положительных качеств, постоянная их стимуляция; интенсификация положительного развития личности; усвоение и накопление социально ценного опыта и навыков в различных сферах жизни и нравственного поведения; накопление здоровых привычек и потребностей и искоренение отрицательных.
Методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
В коррекционно-педагогической деятельности существуют определенный инструментарий, методы, приемы, средства и подходы по всем направлениям. Они нацелены на развитие сохранных или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений. Это методы упражнения, убеждения, приема, стимулирования поведения и деятельности девиантных школьников.
Вместе с тем педагоги
и психологи используют и специфические
методики коррекции поведения
Все эти методы и методики могут быть применены при реализации программы коррекции девиантного поведения школьника, они являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка в поведении школьника, реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции в социум.
Поскольку девиантное поведение школьников представляет собой сложную интегрированную проблему, то и коррекция осуществляется комплексно, т. е. на основе глубокой диагностики, выявления и изучения природы и этиологии отклонений в поведении. Ведется работа как по преодолению девиантных форм в поведении школьников, так и по их профилактике, формированию личности на основе имеющихся положительных качеств. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, исправления девиантного поведения школьников, формирования у них социально значимых качеств личности.
2.2.Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками
Модель социально-
На первом этапе может не быть девиантного поведения в «чистом» виде, а могут проявляться некоторые симптомы его: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы).
Особенности этого этапа дают основание предполагать, что причины применения социального контроля кроются, прежде всего, в неправильном воспитательном воздействии. Социальная помощь здесь должна быть направлена на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям). Во-вторых, помощь должна быть направлена на конкретную личность девианта и иметь характер измененной воспитательной деятельности.
При успешной работе социальной прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.
Второй этап девиантного поведения может характеризоваться дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие грабежи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным характером поведения.
Отношение личности к социальным нормам может быть различным:
а) личность воспринимает свое поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;
б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится;
в)личность оценивает свое поведение отрицательным, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.
На третьем этапе
девиантного поведения его
Личность либо принимает
свое поведение как нормальное, соответствующее
ее собственным ценностям и
На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Здесь уместна индивидуальная и групповая коррекционно-воспитательная работа.
Санкции на этом этапе могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды.
На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справится с проблемами.
Четвертый этап – устойчивое девиантное поведение – включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером.
Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.
Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеиванием ярлыка» (стигмация) уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.
Пятый этап – устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормам со стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе.
На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное.
При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению.
Приведенные этапы девиантного поведения имеют устойчивый характер, так как каждый отдельный Девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения.
Учет их тем не менее даст школьному психологу, социальному педагогу и социальному работнику возможность маневра в выработке конкретной социально-педагогической и психологической программы по корректировке девиантного поведения личности школьника, а также альтернативных форм и методов коррекционно-воспитательной работы, особенно на последних этапах девиантного поведения.
Что касается коррекции личности девианта, то процесс перевоспитания выполняет следующие функции:
1.Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.