Работа с детьми девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

2.Компенсаторная – формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3.Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4.Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.   Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5.Регулирующая – это  способ воздействия социальной  группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение  степени участия последней во  внутригрупповых процессах и  групповой деятельности в целом.  По своим проявлениям регуляция  развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция  осуществляется на основе мобилизации  усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т. п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Самокоррекция включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом  цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов  и коррекцию. Реализация этих звеньев самокоррекции предполагает также наличие определенного отношения к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей, что связано с самоанализом.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору – самосознанию, которое заключается в  осознании и адекватной оценке индивидом особенностей своей деятельности, поступков и т. п. и своих индивидуальных качеств. От особенностей самосознания во многом зависит характер социальной активности человека, направленной на совершенствование (или социальное деградирование) себя , своего «Я», своей деятельности.

В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон. Может показаться, что эти возможности должны реализоваться без вмешательства со стороны психологов, социальных педагогов и без усилий со стороны самих девиантов. Однако так бывает далеко не всегда. Слабая реализация благоприятных возможностей девианта может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом. Поэтому в индивидуальной программе по корректировке девиантного поведения необходимо учитывать дополнительные механизмы, с помощью которых человек может компенсировать слабовыраженные особенности или развить эти особенности до определенного уровня.

Взаимодействие различных  индивидуальных свойств в системе самокоррекции личностных качеств и поступков можно представить следующим образом. Самокоррекция как эффект взаимодействия свойств различных уровней индивидуальности осуществляется на основе определенных социальных условий и требований: общих социальных норм, психолого-педагогических воздействий, конкретных условий и требований деятельности. Самокоррекцию следует рассматривать в единстве с коррекцией и регуляцией в соответствии с объективными условиями и требованиями. Жесткая, излишне регламентированная регуляция и коррекция оставляют недостаточно возможности для проявления саморегуляции и самокоррекции, для реализации индивидуальных возможностей.

Известный отечественный ученый-педагог В. П. Кащеко еще в 30-х годах нашего столетия разработал интересную классификацию методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Несколько сокращенный  вариант этой классификации.

Педагогические методы:

1.Методы общественного  влияния: а) коррекция активно-волевых дефектов; б)коррекция страхов; в) метод игнорирования; г) метод  культуры здорового смеха; д ) коррекция навязчивых мыслей и действий; е) коррекция бродяжничества; ж) самокоррекция.

2.Специалные или частнопедагогические  методы: а) коррекция недостатков поведения детей; б) коррекция нервного характера.

3.Метод коррекции через  труд.

4.Метод коррекции путем  рациональной организации детского  коллектива.

Психотерапевтические  методы:

1.Внушеие и самовнушение.

2.Гипноз.

3.Метод убеждения.

4.Психоанализ.

Этапы осуществления коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1.Формулировка социально-психологической  и педагогической проблемы.

2.Выдвижение гипотез  о причинах девиантного поведения.

3.Диагностический этап.

4.Выбор методов и  технологий коррекционной работы.

5.Использование методов,  методик и технологий коррекционной  работы.

6.Разработка программы  социопсихокоррекционной работы  с детьми и молодежью.

7.Осуществление этой  программы.

8.Контроль за ходом  и эффективностью программы.

Безусловно, это не жесткая схема, обязательный алгоритм практической деятельности школьного психолога или социального педагога. В реальной жизни психолог вряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-коррекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различные временные затраты на «освоение» им того или иного этапа. Это зависит также и от возможности, способности и готовности личности самого девианта осуществлять эту деятельность, но ориентироваться на их совокупность и последовательность психологу и социальному педагогу все же необходимо.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического  применения) являются третий, четвертый  и пятый. Надо сказать, что выбор  метода, а тем более целой методики или технологии, - один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы психолога и социального педагога.

Известно, что в психологической, социальной и педагогической науках существует два основных подхода  к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности изменения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.

Один из существенных недостатков использования любых  стандартизированных методик заключается  в кажущейся легкости постановки точного и надежного социально-психологического диагноза. Начинающему практическому психологу или социальному работнику часто кажется, что сопоставление полученных им данных с ключом стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это заблуждение. Ведь даже прекрасное значение диагностико-коррекционных технологий и умение их использовать не дают права на категоричное экспертное решение, а тем более заключение – нужны еще глубокий социальный, психологический, педагогический анализ и профессиональная интерпретация комплекса различных показателей в их динамике.

Опыт работы школьных психологов и социальных педагогов  показывает, что применение одних  и тех же стандартных методик  и методов, как правило, не дает возможности  получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.

Данные специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами – как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

К. Роджерс, подчеркивает, что в наше время нельзя утверждать, что какой-то один подход или метод «самый лучший» и «единственно правильный». Это сковывает нашу науку и практику, лишает способности реагировать на новое. Поэтому становится совершенно очевидным тот факт, что лишь применение разных методов может дать объективное знание. И в числе первых практических шагов, которые должны предпринять психолог и социальный педагог, - выявление причин отклоняющегося поведения подростка. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи девиантного поведения, которые имеют патосоциальную природу.

Традиционно причины  отклоняющегося поведения пытаются определить, выясняя особенности  ближайшего социального окружения  – семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. Безусловно, анализ данных факторов чрезвычайно информативен. Школьному психологу, социальному педагогу важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, но и выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли самоутверждаться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребности в алкоголе, наркотиках и др.

Очень важно проследить путь, который привел подростка именно в эту группу. Важной является информация о субъективном отношении подростка к себе, своему поведению, социальному окружению. О значимости последнего говорят в частности, данные американского психолога К. Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов (социально-психологическая атмосфера в семье, степень влияния знакомых, друзей, физическое развитие, наследственность и т. п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – честности и реалистичности осознания себя и своего социального окружения.

В отечественной научной литературе описаны общие принципы и некоторые конкретные методы психокоррекционной и психотерапевтической работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Следует отметить, что овладеть теми или иными способами (технологиями) такой работы только по литературным источникам без активного практического обучения весьма сложно.

Поэтому мы представляем авторскую программу коррекционной  и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно - досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.

Достоинство данной программы  состоит в том, что в ней  выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени и включающего как собственно психологическую, так и социальную коррекцию. Эта программа ориентированна на наиболее «сложных» детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные авторами компоненты, с одной стороны, являются достаточно общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены и конкретезированны в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.

Нами сформулированы принципы организации и осуществления  психокоррекционной работы:

- единство диагностики  и коррекции;

- нормативности развития;

- системность развития  психической деятельности;

- деятельностный принцип  коррекции; 

- нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;

- понимание и сочувствие;

- прагматизм психолого-педагогического воздействия;

- приоритетность превентивности  социальных проблем, их профилактика;

- своевременность психолого-педагогической  помощи и поддержки;

- творческое сочетание  специализации и комплексности  в школьной психологической работе;

- профессионализм специалистов  – психологов, социальных педагогов  и др., а также учителей.

Показания к применению: социальная апатия; аутизм; агрессивность; раздражительность; отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; чрезмерная эмоциональность или раздражительность; конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т. п.

Цель: социальная адаптация  девиантов.

Задачи:

1)развить социальную  активность, побудить и привлечь  интерес к себе и окружающим;

2)научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3)привить уважение  к членам коллектива, помочь обрести  социальный статус, выполнять определенную  роль в коллективе;

4)пробудить и привить  интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить  организации творческих контактов;

Информация о работе Работа с детьми девиантного поведения