Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель: определить особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми девиантного поведения.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Выявить основные виды и причины девиантного поведения.
2. Охарактеризовать суть девиаций и типы девиантного поведения.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения, а также рассмотреть структуру коррекционно-воспитательной программы для работы с девиантными подростками.
Введение
Глава 1. Теоретическая основа девиантного поведения
1.1.Сущность девиантного поведения.
1.2. Типы девиантного поведения.
1.3. Причины девиантного поведения.
1.4. Виды и формы девиантного поведения.
Глава 2. Практическая деятельность социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.1.Организационно-методическая работа со школьниками девиантного поведения.
2.1.1Коррекционно-педагогическая работа, профилактика вредных привычек
а) принципы коррекционно-педагогической деятельности
б) содержание, основные направления коррекционно-педагогической деятельности
в) методы, приемы и средства коррекционно-педагогической деятельности
2.2.Програма коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
Заключение.
Библиография
2.Компенсаторная – формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3.Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
4.Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения. Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
5.Регулирующая – это
способ воздействия социальной
группы (либо ее представителей)
на личность, вызывающий изменение
степени участия последней во
внутригрупповых процессах и
групповой деятельности в
Регуляция и коррекция осуществляется на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т. п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.
Самокоррекция включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев самокоррекции предполагает также наличие определенного отношения к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей, что связано с самоанализом.
Самоанализ имеет
В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон. Может показаться, что эти возможности должны реализоваться без вмешательства со стороны психологов, социальных педагогов и без усилий со стороны самих девиантов. Однако так бывает далеко не всегда. Слабая реализация благоприятных возможностей девианта может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом. Поэтому в индивидуальной программе по корректировке девиантного поведения необходимо учитывать дополнительные механизмы, с помощью которых человек может компенсировать слабовыраженные особенности или развить эти особенности до определенного уровня.
Взаимодействие различных индивидуальных свойств в системе самокоррекции личностных качеств и поступков можно представить следующим образом. Самокоррекция как эффект взаимодействия свойств различных уровней индивидуальности осуществляется на основе определенных социальных условий и требований: общих социальных норм, психолого-педагогических воздействий, конкретных условий и требований деятельности. Самокоррекцию следует рассматривать в единстве с коррекцией и регуляцией в соответствии с объективными условиями и требованиями. Жесткая, излишне регламентированная регуляция и коррекция оставляют недостаточно возможности для проявления саморегуляции и самокоррекции, для реализации индивидуальных возможностей.
Известный отечественный ученый-педагог В. П. Кащеко еще в 30-х годах нашего столетия разработал интересную классификацию методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.
Несколько сокращенный вариант этой классификации.
Педагогические методы:
1.Методы общественного
влияния: а) коррекция активно-
2.Специалные или
3.Метод коррекции через труд.
4.Метод коррекции путем
рациональной организации
Психотерапевтические методы:
1.Внушеие и самовнушение.
2.Гипноз.
3.Метод убеждения.
4.Психоанализ.
Этапы осуществления коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:
1.Формулировка социально-
2.Выдвижение гипотез
о причинах девиантного
3.Диагностический этап.
4.Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5.Использование методов,
методик и технологий
6.Разработка программы
социопсихокоррекционной
7.Осуществление этой программы.
8.Контроль за ходом и эффективностью программы.
Безусловно, это не жесткая схема, обязательный алгоритм практической деятельности школьного психолога или социального педагога. В реальной жизни психолог вряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-коррекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различные временные затраты на «освоение» им того или иного этапа. Это зависит также и от возможности, способности и готовности личности самого девианта осуществлять эту деятельность, но ориентироваться на их совокупность и последовательность психологу и социальному педагогу все же необходимо.
Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый. Надо сказать, что выбор метода, а тем более целой методики или технологии, - один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы психолога и социального педагога.
Известно, что в психологической, социальной и педагогической науках существует два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности изменения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.
Один из существенных
недостатков использования
Опыт работы школьных психологов и социальных педагогов показывает, что применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.
Данные специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами – как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).
К. Роджерс, подчеркивает, что в наше время нельзя утверждать, что какой-то один подход или метод «самый лучший» и «единственно правильный». Это сковывает нашу науку и практику, лишает способности реагировать на новое. Поэтому становится совершенно очевидным тот факт, что лишь применение разных методов может дать объективное знание. И в числе первых практических шагов, которые должны предпринять психолог и социальный педагог, - выявление причин отклоняющегося поведения подростка. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи девиантного поведения, которые имеют патосоциальную природу.
Традиционно причины отклоняющегося поведения пытаются определить, выясняя особенности ближайшего социального окружения – семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. Безусловно, анализ данных факторов чрезвычайно информативен. Школьному психологу, социальному педагогу важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, но и выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли самоутверждаться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребности в алкоголе, наркотиках и др.
Очень важно проследить путь, который привел подростка именно в эту группу. Важной является информация о субъективном отношении подростка к себе, своему поведению, социальному окружению. О значимости последнего говорят в частности, данные американского психолога К. Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов (социально-психологическая атмосфера в семье, степень влияния знакомых, друзей, физическое развитие, наследственность и т. п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – честности и реалистичности осознания себя и своего социального окружения.
В отечественной научной литературе описаны общие принципы и некоторые конкретные методы психокоррекционной и психотерапевтической работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Следует отметить, что овладеть теми или иными способами (технологиями) такой работы только по литературным источникам без активного практического обучения весьма сложно.
Поэтому мы представляем
авторскую программу
Достоинство данной программы состоит в том, что в ней выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени и включающего как собственно психологическую, так и социальную коррекцию. Эта программа ориентированна на наиболее «сложных» детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные авторами компоненты, с одной стороны, являются достаточно общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены и конкретезированны в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.
Нами сформулированы принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
- единство диагностики и коррекции;
- нормативности развития;
- системность развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-педагогического воздействия;
- приоритетность превентивности
социальных проблем, их
- своевременность психолого-
- творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
- профессионализм специалистов – психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Показания к применению: социальная апатия; аутизм; агрессивность; раздражительность; отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; чрезмерная эмоциональность или раздражительность; конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т. п.
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
1)развить социальную активность, побудить и привлечь интерес к себе и окружающим;
2)научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3)привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4)пробудить и привить
интерес и способность к